|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» - Это же такое богатство! - разливался в своем восторге Бузина. - А
этот черный фон! Это же просто чудо.
Отава сам выдумал черный фон для икон в коридоре, - кажется, именно
этим окончательно доконал свою бывшую жену, которая еще соглашалась как-то
существовать в музее, но уже в черноте могилы - ни в коем случае! Бузина
был первым, кто похвалил черный коридор, и у Отавы невольно зародилось
чувство симпатии к молодому научному сотруднику. Он посмотрел на него
внимательнее и заметил, что у молодого человека весьма эффектная внешность.
Высокий, крепко сложенный, почти атлет, густые черные волосы, настолько
густые, что ему позавидовали бы все лысеющие и начисто лысые, большие
выразительные глаза, будто на фреске. Чтобы как-то проявить свое
расположение к гостю, Отава попытался пошутить:
- У нас с вами совпадают вкусы, коллега. Не потому ли, что наши
фамилии имеют в себе нечто общее? Они - растительного происхождения.
- В самом деле, - обрадовался Бузина. - А вот у нас в классе, когда я
учился в школе, было полно фамилий животного происхождения. Коровченко,
Бугаенко, Заяц, Волк, Бык.
- Очевидно, все-таки фамилии растительного происхождения - самые
древние, - высказал предположение профессор.
- Да, да, - согласился Бузина, - а фамилии животного происхождения -
это вторая очередь.
- И уже после этого идут фамилии, производные от профессий: Гончар,
Швец, Стельмах, Меняйло, Кравец, Коваль, Лупий, Орач. Между прочим, по
этому принципу с течением времени давали повторные имена христианским
святым. Илья-громовержец или пустынник, Николай-чудотворец,
Симеон-столпник. Я покажу вам необычайно редкостную икону с изображением
Ильи-пустынника. Обратите внимание на фон. Приходилось ли вам видеть
когда-нибудь икону, написанную словно бы не на липовой доске, а на
старинной слоновой кости? Гляньте. Абсолютная иллюзия пожелтевшей слоновой
кости! И этот тон сохранился в неприкосновенности с одиннадцатого столетия!
Вы можете представить?
- Очевидно, икона была покрыта позднейшими записями? - высказал
догадку Бузина.
- Восемь слоев олифы! - воскликнул профессор. - Я снял их один за
другим собственноручно, не доверяя ни одному реставратору.
- Но ведь именно эти слои и спасли то, что было написано еще в
одиннадцатом столетии. И то, что когда-то казалось злом и варварством,
теперь превратилось в пользу, - вслух размышлял Бузина.
Профессор посмотрел на молодого ученого с еще большей симпатией.
Кажется, он вовсе не такой уж и безмозглый, этот Бузина. Способен
восторгаться, разбирается в иконах. Уже за одно лишь это ему можно простить
все.
- Даже Пушкин, - уже и вовсе разошелся Бузина, - даже Пушкин! Помните:
"Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит"... Не понял великий
русский поэт. Ведь что делал художник-варвар? Он покрывал олифой старую
икону, чтобы уберечь ее от порчи. А олифа через каких-нибудь там восемьсот
лет темнела, и уже новый "художник-варвар" зарисовывал эту потемневшую
икону своим сюжетом и тоже покрывал его олифой. И так под теми темными
напластованиями жила древняя икона, пока такой вот чародей, как вы, Гордей
Всеволодович, не освободили ее, не показали миру.
- А теперь я покажу вам и вовсе невероятную вещь, - таинственно сказал
Отава, - изображение языческого, дохристианского бога на пластине,
сделанной из турьих рогов. Слыхали ль вы когда-нибудь о подобном?
- Никогда не слыхал, - в тон профессору промолвил Бузина, поднимая
свое тренированное тело, чтобы шагнуть на цыпочках за хозяином.
Изображение языческого святого жило в фантазии профессора Отавы. А на
широкой, действительно мастерски сделанной роговой доске сохранились лишь
невыразительные цветные пятна.
- Не удивляйтесь, - сказал профессор, - этой вещи свыше тысячи лет. К
тому же она вырыта из земли.
- Никто ее не сохранил, - снова натолкнул на излюбленную тему Бузина.
- Да, никто не сохранил, никто не интересовался. Как, между прочим, и
у нас сейчас происходит с древними иконами.
- Нет, нет, народ должен знать свои сокровища, все принадлежит народу,
- важно сказал Бузина, и профессор, хотя произнесены были самые общие
слова, снова с симпатией посмотрел на молодого ученого: тот необычайно
точно угадывал душевное состояние своего собеседника и мгновенно
настраивался на его лад. Кто это мог сказать ему, что Бузина сякой и такой,
тупой и недалекий! Какая низкопробная ложь!
- Кстати, я хотел посоветоваться с вами относительно одного издания, -
осторожно промолвил Бузина, причмокивая от восторга перед иконой
Юрия-змееборца, где Юрий в красных портах на черном коне разил огнедышащего
дракона. - Речь идет о сохранении ценностей и... как бы это вам сказать?..
в какой-то мере похоже на покрывание икон олифой...
- Так давайте сядем, - указывая на старинное кресло венецианской
работы, пригласил Отава, сам тоже располагаясь на своем рабочем стуле за
столом. Бузина воспользовался предложением профессора, начал рассматривать
причудливую резьбу кресла, в котором утонул. Красноватые мавры несли на
своих крепких плечах подлокотники, на высокой спинке резвились козлоногие
фавны, из-под резных ножек выглядывали еще какие-то раздавленные
мифологические физиономии. Вероятно, триста или четыреста лет назад везли
через Адриатику в Венецию далматинские дубы, и мастер, стоя на берегу
канала, еще издалека, выбирал себе бревно, приказывал доставить его в свою
мастерскую и уже там принимался за работу и колдовал над одним таким
креслом год, а то и несколько лет, и жизнь его измерялась не количеством
прожитых лет, а количеством сделанных чудо-кресел, как у Страдивариуса -
количеством скрипок.
- Умели когда-то люди делать вещи, - вздохнул Бузина. - Сразу видна
опытная рука. Завидую опытным людям. Только они могут много сделать. Вот
как вы, Гордей Всеволодович.
- Ошибаетесь, дорогой мой, - раздумчиво произнес профессор. -
Когда-то, в ваши годы, я тоже так думал. И, оказывается, глубоко ошибался.
Чем дольше живешь, тем, казалось бы, больше сделал, а получается почему-то
наоборот: с каждым годом все больше и больше остается незаконченного,
незавершенного, ты буквально утопаешь в незаконченных делах и замыслах,
задыхаешься от нехватки времени и силы, делаешь все кое-как и все хуже, все
поверхностнее, жизнь превращается в какой-то сумасшедший галоп, и кажется
тебе, что если ты и делал когда-либо что-нибудь старательно, обдуманно и
спокойно, то разве что в самом раннем детстве, когда шмыгал носом, сопел,
ковырялся в ухе, строгал палочку или вылепливал хатку из мокрого песка.
Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |