|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» его, гордо поднял голову и крикнул:
- Почему бы это я не должен быть болгарином! Болгарин есмь! Болгарин!
1965 год
ВЕСНА. КИЕВ
Еще один такой день, и
будет очень плохо.
П.Пикассо
В этом году в Киеве была открыта выставка столичных художников.
Открылась она в Республиканском выставочном павильоне, который еще
несколько лет назад был гаражом, а до революции, кажется, служил как
каретный сарай для института благородных девиц; потом какой-то умный
человек догадался, что в таком месте все-таки грешно держать гараж, машины
оттуда вывели, пришли проектировщики и все, кто там нужен, а после них
строители долго что-то там мудрили, приладили к бывшему гаражу какой-то
фронтончик, какие-то даже колонны, что и вовсе уж было смешно, но внутри
вышло очень хорошее помещение со стеклянной крышей, с просторными залами, и
теперь все забыли, что здесь раньше было, зато все знают, где выставочный
павильон, и там частенько происходят очень интересные события.
Конечно же, Борис Отава пошел на открытие выставки, теснился среди
нетерпеливых посетителей, слушая краткие, как всегда у художников, речи,
смотрел, как министр перерезает ленточку, как гостеприимно разводит руками,
обращаясь ко всем: "Друзья мои, приглашаем вас..." - потом ходил по залам,
смотрел картины, что не отняло у него много времени, - кажется, там, во
дворе, стоял и слушал речи дольше, чем ходил теперь по залам, потому что
привык сразу находить на каждой выставке вещь, которая чем-то поражала, еще
издалека выделял ее из всех остальных, обходил со всех сторон, смотрел то
отсюда, то оттуда; действовала такая вещь на него неодинаково: либо
раздражала, либо радовала; после этого он быстренько пробегал туда и сюда,
еще раз на прощанье возвращался к работе, которая чем-то привлекла к себе
внимание, - и покидал выставочный зал.
Художники всегда остаются самими собой. Одни всю жизнь рисуют паруса,
- видимо, для того, чтобы напомнить о неудержимости ветра, который несет
нас куда-то дальше и дальше; другие, словно для опровержения присказки о
прошлогоднем снеге, все рисуют и рисуют снег; те изображают коней, а другие
- женщин. Точно так же и выставки, уподобляясь художникам, обрели
определенное постоянство: на каждой непременно увидишь дородных доярок,
которые, заправив широкие юбки, позируют художнику, стерильно белых
медсестер с румянцем на щеках, монтажников, картинно расположенных на самых
копчиках стальных конструкций, найдете там горы в невыносимых окрасках и
море, авторы которого тщетно конкурируют с Айвазовским, встретишься там и
еще с некоторыми обязательными сюжетами, кочующими с выставки на выставку
упрямо и неутомимо, - но уже, пожалуй, хватит, потому что перечень можно
продолжать без конца.
Борис проскочил мимо этюдов столичных художников, немного полюбовался
акварельками, которые назывались "Моя родная улочка", но для сердца
по-настоящему пока ничего не нашел и мысленно пожалел уже о напрасно
потерянном времени. Но вовремя спохватился, ведь на выставке все-таки было
что-то интересное для людей, а он в общий счет не шел, у него был
испорченный вкус, он был пресыщен искусством, что называется, сыт им по
горло; человек, который пытается вместить в себе искусство своего народа за
тысячу лет, непременно выбивается из нормального восприятия, это уже
какой-то чудак, что ли, какая-то аномалия, - следовательно, ему лучше
убираться отсюда молча и не портить настроение ни самому себе, ни кому-либо
другому, ибо если он потолкается здесь, то встретятся знакомые, начнут
расспрашивать, что и как, он что-нибудь брякнет резкое, и назавтра снова
будут говорить: "Вы знаете, этот Отава там тако-ое..."
Шел к выходу из последнего зала. Впереди в углу, в самом темпом месте,
спинами к нему стояли трое или четверо юношей, он не обратил на них
внимания, это могли быть даже его студенты, которых он отпустил с лекций,
чтобы они посетили выставку, но теперь это не играло никакой роли. Когда
Отава поравнялся с ними, юноши расступились и спокойно пошли дальше вдоль
стен, а на мосте, которое заслоняли они своими спинами, под огромным
полотном с лихими монтажниками (на него Отава просто не смотрел),
совершенно незаметная, открылась вдруг небольшая картинка в скромной рамке
из обыкновенных планок, что-то там зеленое, желтое, красное на
прямоугольнике полотна, какие-то небрежно положенные краски, - видимо, в
самом деле незаконченный этюд, набросок к чему-нибудь или же просто
несколько взмахов кистью - чего не бывает на выставках!
Отава подошел ближе, взглянул на этюд. Там действительно было что-то
стоящее. Он приблизился совсем вплотную к картине, потому что в углу было
довольно темно, а этюд не отличался размером и выразительностью, автор
словно бы нарочно смазал все, как в модерной фотографии, чтоб не каждый и
понял, что и как там нарисовано.
Размазанно-зеленые лапы огромной сосны, а может, это кедр - в самом
уголке картинки, видно, для создания местного колорита. Еще "для колорита"
где-то на заднем плане между ветвями выглядывает что-то острое - то ли
кран, то ли стальная конструкция, одним словом - строительство. Центральную
же часть этюда занимает внутренность большой палатки. Ночь. Несколько
кроватей. Палатка, видно, для девушек, потому что в постелях, накрытые до
самого подбородка, девушки, ни одна из которых не спит, да и как тут
уснешь, когда у каждой на постели, поверх одеяла, в фуфайках и валенках
лежат здоровенные парни, пришедшие то ли ухаживать, то ли свататься, то ли
требовать любви, на подошвах валенок у них еще снег, - видно, пришли они
все вместе, сговорившись, чтоб веселее и беззаботнее было; один из них даже
не догадался шапку снять и лежит неподвижно, словно убитый; нет парня лишь
на одной кровати, но и девушки там тоже нет, она в длинной ночной рубашке,
босая, съежившись от холода, испуга и возмущения, стоит у столба, который
подпирает палатку, и рука ее на выключателе, только что щелкнул
выключатель, лампочка, одиноко висящая на скрученном шнуре, загорелась,
освещая мрачным желтовато-красным светом эту удивительную, страшную в своей
невыдуманности картину.
Отава посмотрел на подпись. Черные, торопливо размазанные буквы: Тая
Зыкова. Женщина. Женщины всегда правдивее, они ближе стоят к вещам
окончательным - рождениям, умираниям, потому-то им не присуща мужская
осторожность и стремление скрывать даже то, чего не следует скрывать.
Страницы: «« « 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |