|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» своего бога спасения для родной земли, поскольку у них бог - общий с
ромеями и где-то в ромейских монастырях точно так же тысячи немытых
черноризцев вздымают взлохмаченные бороды к небу и молят о том же самом, о
чем молят и встревоженные болгарские братья. Что же это за бог, который
умеет служить сразу двум враждующим народам, и в самом ли деле он такой
всемогущий, и хитрый, и ловкий, чтобы успевал давать и нашим и вашим? И как
он это делает? Вертится туда и сюда, как гулящая девка, что ли? От пророка
Исайи: "Племя злодеев, сыны погибельные!.." О ком это? Болгары - про
византийцев, а те - про болгар? Что же это за святые слова, если их можно
повернуть, как копье, куда хочешь, в зависимости от того, в чьих руках оно
окажется? Или: "Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в
ноздрях его: ибо что он значит?" А Сивоок привык полагаться именно на
человека, на собственную силу, на мощь своих рук, и ему смешно было теперь
смотреть на здоровенных бородачей, которые стояли на коленях в темной
монастырской церквушке и беспомощно вздымали руки к небу, в то время: как
где-то их братья бились насмерть с врагом. А почему бы не взять в эти
медвежьи лапы какое-нибудь оружие или просто дубину да не поспешить и самим
туда, где кипит битва? Жизнь уже научила Сивоока не стоять в ожидании
событий, он твердо знал, что всегда нужно вмешиваться самому, бросаться в
самый водоворот, врываться в самый ад боя и состязания, ибо только там
настоящая свобода, настоящий размах для силы, только там чувствуешь себя
живущим и неподвластным смерти.
Он начал тайком подговаривать кое-кого из иноков бежать из монастыря,
сам не верил в свои уговоры, но получилось, что иноки только и ждали толчка
извне, им как раз не хватало такого отчаянного человека, как приблудный
рус, они охотно согласились с мыслью о том, что не надо надеяться на бога,
а самим послужить земле, родившей их и давшей им силу. Конечно, Сивоок мог
бы уйти за далекие горы и один: он легко уговорил своих первых знакомых
Тале и Груйо, но хотелось вырвать из тихой обители как можно больше
здоровых иноков, ибо хотя и сам просидел тут два года, так и не смог
привыкнуть к тому, чтобы растрачивать молодую силу таким странным образом.
Он говорил одному: "С этой силой, добрый человек, можно разогнать целую
сотню ромеев". Говорил другому: "Ах, если бы я имел такой острый глаз, как
у тебя!" Говорил третьему: "Разве кто-нибудь знает лучше тебя эти горы!"
Уговаривал четвертого: "А выпьем, братья, да и махнем с богом!" Еще другому
предлагал: "А ну-ка, давай поборемся, кто сверху, того и слушать!" А
некоторых просто пугал: "Доберутся ромеи и сюда, сожгут вас и растопчут.
Чего же ждать!"
Быть может, кто-нибудь и донес игумену об этих уговорах Божидара, но
отец Гаврила не вмешался своевременно, сделал вид, что ничего не замечает,
и ключник монастырский вынужден был тоже не обращать внимания на
исчезновение запасов из кладовых, потому что какое значение имел кусок
солонины, когда под угрозой находилась вся Болгария?
Вот так и собрал Сивоок-Божидар инока к иноку и тихим теплым утром
вывел свою братию за монастырские ворота и впервые за два года снова был на
свободе, мог еще раз пройти по тем самым тропам, по которым добирался сюда,
но теперь уже не вслепую, а влекомый определенной целью, и не один, а с
целым товариществом отчаянных иноков, готовых ко всему доброму и злому.
Одетые в шкуры, в толстые шерстяные или полотняные дрехи, с кожаными
высокими клобуками на никогда не мытых головах, с длинными бородами, обутые
в мохнатые постолы, а то и вовсе босые, вооруженные кое-как - самодельными
копьями, тяжелыми палицами, двумя или тремя на всех мечами, - они побежали
по горам так быстро, будто именно им надлежало решить исход величайшей
схватки между войсками ромеев и болгар. Они почти не спали, ели на ходу, в
невероятной спешке приникали к воде, когда попадался в пути ручеек,
торопились дальше, подгоняя друг друга выкриком:
- Вървете, вървете, люди божи! ______________
Но, как ни спешили они, все равно опоздали хоть чем-нибудь помочь
защитникам Клидиона, а из монастыря выбрались преждевременно, а то и вовсе
напрасно, ибо, не ведая, шли навстречу собственной гибели.
Потому что уже вершил в долине Струмешницы свою дикую месть Василий
Второй, и уже первые сотни слепых отправились в отчаянии в родные горы, и
потом десятка полтора уцелевших чудом доберутся до глухой обители "Святые
архангелы", и отец Гаврила примет их на место блудных своих сыновей,
бежавших в неизвестность, и через множество лет пронесется слух о странном
монастыре в непроходимых горах, монастыре слепых иноков, но не об этом
речь.
Василевс послал в Царьград гонцов с вестью о победе над болгарами, а
за ними снарядил еще новых гонцов с новеллой к брату Константину и к
жителям Константинополя, которая начиналась так: "Наша царственность
Василий Второй, император ромеев, брат императора Константина, всем, кто
прочтет или выслушает эту новеллу, шлет наше поздравление..."
Далее василевс сообщал, что в ознаменование своей великой победы он
посылает жителям царственного града тысячу пленных варваров, которые должны
быть ослеплены на второй день после того, как приведены будут в столицу, на
Амастрианском форуме, в соответствии с обычаями, а также с "Книгой
церемоний" императора Константина Багрянородного, и да будет это величайшим
триумфом для жителей царственного града и благодарностью для доблести
войска, которое добыло для Византии желанную победу, освященную богом.
Так пятнадцатая тысяча пленных болгар, оставив четырнадцать тысяч
своих товарищей на ослепление в долине Струмешницы, тронулась в далекий
поход, в конце которого их ожидало нечеловеческое наказание, но об этом
никто из них не знал, а кто догадывался, тот отгонял от себя страшные
мысли, ибо человеку всегда хочется надеяться на лучшее, и не верит он в
смерть даже тогда, когда стоит в яме или под петлей виселицы.
Начальником ромейской тагмы, которая вела пленных в Царьград, был
назначен Комискортзавистливый ко всему на свете. В походах он вершил роль надзирателя
стратигова шатра, в битвах никогда прямого участия не принимал, поэтому
никогда не брал и добычи, а только считал да делил уже добытое, глотая
слюну на чужое и задыхаясь от злости и зависти. Маленькое сухое его личико
обросло до самых глаз и до невысокого лба цепкими колючими волосами. Из-под
этих волос раздавался точно такой же колючий голос, и если бы можно было из
Комискорта вылущить душу, то душа его непременно должна была быть колючей,
будто еж или тот железный трибол, который бросают под копыта коннице, чтобы
ранить коней.
______________
Страницы: «« « 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |