|
Главная - Техника - Электроника
Захарченко Василий - Разговор с электрическим мозгом Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 79 Размер файла: 524 Кб Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 » »» - Она не может не полюбиться студенту,- говорил Ни-
колай Иванович.- Она даст возможность из 4-5 ответов найти единственный
правильный. А такую манеру "разговора с экзаменатором" студент, я не
сомневаюсь, полюбит.
- Век живи, век учись! - приветствовал меня Кибер, когда мы остались с
ним вдвоем.- Вы еще нас припомните.
А. Кого это нас?
К. Нас - ученые машины. Право, мы были бы неплохими учителями. Мы не
устаем, не ошибаемся. Если хотите, научимся проверять тетради и даже ставить
отметки. Каждый день учитель в школе должен проверять по 40 тетрадей,
расставляя двойки и пятерки! Это же адский труд.
А. Согласен с тобой. Давно пора освободить учителя от этой
неблагодарной работы.
К. Однако я слышал ваш разговор с Трошиным. У меня такое впечатление,
что он прав - ваши учебные программы в чем-то должны брать пример с моей
программы. Ничего лишнего, только самое главное и современное. Алгоритм! От
него никуда не уйдешь.
А. Но не забывай и об одаренности людей. Есть люди способные,
талантливые и даже гениальные - их надо выявлять, к ним нужен свой подход.
К. Я видел у вас в руках книгу Эшби "Конструкция мозга". Там он
высказывает другое мнение.
"Что мы называем гением? - спрашивает ученый. И отвечает: - Существуют
два глубоких заблуждения, которые мешают понять этот вопрос. Первое
заключается в том, что мы приписываем какие-то особые способности ученому,
решившему проблему, над которой безуспешно бились в течение ряда лет многие
другие. Это мнение столь же неразумно, как и заключение, что человек, десять
раз кряду угадавший, какой стороной упадет монета, имеет особые способности
в предсказании по сравнению с тысячью человек, гадавших вместе с ним и не
получивших правильного результата".
А. Стоп, стоп! А каково же второе заблуждение?
К. "Вторым заблуждением является представление, что гений способен
решить проблему без затраты труда. В действительности большая часть его
работы состоит в попытках решений, которые являются мощным средством
получения информации".
А. Так что же, по-твоему, гений - это исключительное умение отбирать,
помноженное на трудолюбие?
К. Нет, не только, "Гений есть упорный труд и могучая мысль,
сосредоточенные в известном направлении".
А. Кто это сказал?
К. Исаак Ньютон - гениальный ученый. Но посмотрим, как скромно он
говорит о себе:
"Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах
гигантов".
А. Но я думаю, что дело здесь не только в гигантах, поднимавших гений
Ньютона,
К. Конечно... Ведь еще знаменитый писатель Стендаль говорил в свое
время: "Гений всегда живет в среде народа, как искра в кремне. Необходимо
лишь стечение обстоятельств, чтобы искра вспыхнула из мертвого камня".
А. Здорово сказано... Вот почему и хочется, чтобы наше время и будущее
коммунистическое общество создали то необходимое "стечение обстоятельств",
которое будет способствовать выявлению талантливых людей. Ведь талантливый
человек, а тем более гениальный - это народное достояние, живое богатство
государства.
КИБЕРНЕТИКА ОБЯЗЫВАЕТ...
Я часто вспоминаю своего учителя химии. Это было давно, задолго до
войны. Однажды в нашу школу пришел человек средних лет, спокойный, вежливый,
аккуратно одетый. И никто ке мог даже предположить, что этот человек
принесет революцию в старенькую подмосковную школу. Но произошло именно так.
Это он заставил нас, мальчишек и девчонок, стать одержимыми химией. И вот
сегодня я задумываюсь: в чем же был секрет его успеха, как удалось ему
увлечь нас своим предметом?
Он был хитрым и умным, наш новый учитель химии. Он отказался от обычных
школьных уроков - он вывел нас в "химический цех". Так он называл небольшую
лабораторию, сделанную нашими собственными руками в школьном подвале. Он
заметил среди нас самых увлеченных и назначил их дежурными по лаборатории.
Вдохновенно рассказывал учитель об удивительной связи химии с жизнью.
Биографии великих ученых-химиков раскрывались перед нами как увлекательные
романы, в которых битва человека с природой была основной темой. Мы не
только выучили наизусть в древнем его начертании закон Ломоносова, мы даже
знали по-французски, что говорил Лавуазье о законах сохранения вещества.
Я вспоминаю, как часто засиживались мы после окончания занятий в нашей
лаборатории. Мне даже частенько попадало от матери за химические опыты,
которые я перенес на окно нашей комнаты, в результате чего у нас дома иногда
раздавались взрывы и окна застилало густым дымом. Да, это было подлинное
увлечение. Привлекали новизна, смелость, то, что химию отдали в наши руки,
то, что нам доверяли.
Но потом произошло непоправимое: наш чародей-учитель покинул школу.
Какое-то учебное начальство - люди с каменным сердцем - не поняло
откровенной и взволнованной души новатора. Они обвинили его в нарушении
каких-то педагогических правил, дежурных - самых увлеченных учеников -
назвали "любимчиками" и даже закрыли нашу гордость - "химический цех".
Рассказы учителя, которые мы слушали как захватывающие романы, назвали
фантазией.
Когда сегодня я задумываюсь, почему я не стал химиком, а я обязательно
должен был им стать,- я понимаю, что в свое время мечты были разрушены в
самый начальный период их утверждения. Обидно это вспоминать, но вспоминать
нужно. Ведь те ребята, которые учатся сегодня в школах, через десять или
пятнадцать лет будут созидать такое, чего сегодня мы не можем даже и
предполагать.
Мы живем в век атома, космонавтики, в век химии и электроники, и то,
чему мы когда-то обучались, сегодня становится азбукой для наших детей. Они
уже по-другому видят науку, чувствуют ее связь с техникой. И неправильно
было бы считать, что процесс обучения, сложившийся за десятилетия и даже
века, должен оставаться неизменным.
Кибернетика, анализ работы человеческого мозга - все говорит о том, что
наступило время перестройки системы накопления информации в мозгу человека.
Встает вопрос: можно ли в наш век передать все, что накопил
человеческий разум и опыт, теми же методами, какими пользовались наши отцы и
Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |