|
Главная - Техника - Электроника
Захарченко Василий - Разговор с электрическим мозгом Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 79 Размер файла: 524 Кб Страницы: «« « 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 » »» деды? Ведь количество информации, которую воспринимает сегодня человек, в
три раза превосходит то, что удовлетворяло наших предков.
Ведь, кроме традиционных знаний, которые составляли когда-то основу
наук, сегодня существует огромное количество совершенно нового, которое
осваивается, а может быть, даже только еще подлежит освоению. Необходима
"поправка на время". Она определяется достижениями науки наших дней и,
вероятно, тем, что еще предстоит открыть и освоить за десятилетия, на
протяжении которых и проходит самый процесс обучения.
Об этом думают сегодня многие - академики, учителя, родители. Не об
этом ли пришлось мне спорить в Мюнхене, на совещании экспертов многих
зарубежных стран, посвященных проблеме развития науки и техники и воспитанию
нашей молодежи. По-разному относились к этой проблеме зарубежные ученые.
- Человечество не в состоянии переварить все, что оно создало,- говорил
седой профессор из Франции.- Человечество, как удав, проглотило больше, чем
оно может переварить. Нужно разбить все научные и технические знания на
отдельные куски и дать каждому молодому человеку то, что ему достанется.
- Нет, я считаю, что знания в полном объеме должна получать только
элита - самые гениальные и избранные в каждой стране,- настойчиво утверждал
молодой, энергичный профессор из Западного Берлина.- Неужели вы не видите,
что рядовому человеку наука ни к чему? Рядовой должен заниматься спортом,
развлечениями.
- У нас в Америке это одна из сложнейших проблем,- озабоченно говорил
небрежно одетый профессор Колумбийского университета.- Главное, не отставать
от времени...
...Не отставать от времени. Нет, это неверно! Нужно быть впереди
времени, нужно обгонять время и его научно-технические достижения, хотя бы
на период, необходимый для обучения молодежи.
Науки стали уже не такими строго разграниченными, какими они были
раньше. Математика хлынула не только в близлежащие области, такие, как
физика и химия, но она ворвалась в биологию и медицину, в сельское
хозяйство. Если раньше математика была наукой сухих цифр, теперь она
изучается и осмысливается не только по формулам и схемам, но легла в основу
создания сложнейших вычислительных машин. Пересмотрела свои позиции и
физика. Из науки, в прошлом более теоретической, она стала самой жизненной
наукой, связанной с биологией и химией.
Ведь это парадоксально: в годы моей юности об атомной энергии разговор
шел как о чисто теоретическом деле. Об использовании атомной энергии на
практике даже и мысли не допускалось. А уж если и фантазировали в этой
области, то предположения шли не менее чем на тысячелетие вперед. Мы же
знаем, что недавно пустили в эксплуатацию новую Белоярскую атомную
электростанцию, и в прессе даже не было по этому поводу особого шума.
Обычное явление!..
А что произошло в области химических наук? Химия стала творцом второй
природы - всего того прекрасного и удивительного, искусственно созданного
мира, который занимает все больше и больше места в окружающей нас
естественной природе. Мир синтетики, мир технологических процессов,
проходящих чуть ли не на уровне вулканических явлений.
А биология? Вооруженная химическими, физическими и математическими
знаниями, она стала смыкаться через кибернетику с точными науками. Как же в
этих новых условиях не искать новых путей накопления человеческого опыта - в
этом стремительном, грандиозном по объему потоке, который должен пройти
сквозь сознание человека, оставив в нем все самое ценное, самое
перспективное.
Один американский ученый как-то сравнил существующие школьные программы
с лоскутным одеялом. Появляется что-то новое в науке - еще один лоскут
пришивается к одеялу, а по существу одеяло остается таким же, как было
десятилетия назад. Однако размер его стал человеку неудобен. Оно
расползается по краям, какие-то лоскуты давно истлели, да, вероятно, они уже
и не нужны. Но традиция продолжает действовать, и одеяло растет, хотя
пользоваться им стало совершенно невозможно.
С этим нельзя не согласиться. Нужно не только добавлять новое к
программе, но и отсеивать стерее. Нужно принципиально перестроить всю сетку,
на которой разбросаны человеческие знания.
Человек прошлого века получал, как говорится, "классическое
воспитание". Оно не мыслилось без латыни и греческого языка. В наших школах
давно уже не изучают "мертвые языки", а в мире интеллигентного человека
ничего не изменилось. Из лоскутного одеяла программы выбросили два лоскута и
освободили место для новых важных разделов. Так, вероятно, и следует
поступать впредь.
В середине XX веке ребята разговаривают по телефону, их не оторвешь от
телевизоров и магнитофонов, а в школах кропотливо изучают опыты старика
Гальвани, который впервые заставил вздрогнуть лапки лягушонка от
прикосновения эбонитовой палочки. За окнами проносятся троллейбусы, проходят
трамваи, радиостанции оплели земной шар незримыми волнами эфира, а ребята
возятся над лейденскими банками, торопясь как можно скорее вернуться к
телевизору или магнитофону.
Парадоксально? К сожалению, это касается не только науки и техники.
Вспомните, сколько времени и энергии уходит на изучение грамматических
правил, на вызубривание того, что на практике кажется ненужным и
бессмысленным. Не проще ли произвести революцию в преподавании языка,
отбросив слепое вызубривание правил, которые практически почти никогда и
никем не используются.
А как обстоит дело с изучением математики? Она так распространила свои
корни по всем наукам, что, вероятно, не следует делать различия между
отдельными направлениями математики, изучая ее как единый сплав, перекинув
живой мостик от теории к вычислительным машинам. Вероятно, неэвклидова
геометрия, дифференциальные исчисления и да-жа теория относительности должны
приходить к школьнику, а не к студенту высшего учебного заведения. Ведь без
этизс знаний невозможно понять процессы, которые сегодня происходят на
практике, в жизни - в науке и производстве.
И что самое глазное - новая программа должна показать гигантскую и все
возрастающую силу взаимодействия всех наук как единого целого, где
диалектика является дирижером, стоящим над физикой, биологией, математикой.
Это одна сторона вопроса. Но имеется и другая...
Я вспоминаю очень интересный разговор с педагогом-новатором Л. Н.
Ландой,
"Если развить у юноши общие методы мышления, можно резко поднять
эффективность обучения,- рассказывает он.- Если хотите, нужно
спрограммировать психологию обучения так, чтобы школьник мог за тот же
Страницы: «« « 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |