Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Техника - Электроника
Захарченко Василий - Разговор с электрическим мозгом

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 79
Размер файла: 524 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

деды?  Ведь количество  информации, которую воспринимает сегодня человек,  в
три раза превосходит то, что удовлетворяло наших предков.

     Ведь,  кроме  традиционных знаний, которые  составляли когда-то  основу
наук,  сегодня  существует  огромное количество совершенно  нового,  которое
осваивается, а может быть,  даже  только еще  подлежит  освоению. Необходима
"поправка  на  время".  Она  определяется  достижениями науки наших дней  и,
вероятно,  тем, что  еще  предстоит открыть  и  освоить  за  десятилетия, на
протяжении которых и проходит самый процесс обучения.
     Об этом  думают  сегодня многие  - академики, учителя, родители. Не  об
этом  ли  пришлось  мне  спорить в Мюнхене,  на совещании  экспертов  многих
зарубежных стран, посвященных проблеме развития науки и техники и воспитанию
нашей молодежи. По-разному относились к этой проблеме зарубежные ученые.
     - Человечество не в состоянии переварить все, что оно создало,- говорил
седой профессор из Франции.- Человечество, как  удав, проглотило больше, чем
оно  может  переварить. Нужно разбить  все научные  и  технические знания на
отдельные куски и дать каждому молодому человеку то, что ему достанется.
     - Нет,  я  считаю, что  знания в полном  объеме  должна получать только
элита - самые гениальные и избранные  в каждой стране,- настойчиво утверждал
молодой, энергичный профессор из  Западного Берлина.- Неужели  вы не видите,
что  рядовому человеку  наука ни к чему? Рядовой должен заниматься  спортом,
развлечениями.
     - У нас в Америке это  одна из сложнейших проблем,- озабоченно  говорил
небрежно одетый профессор Колумбийского университета.- Главное, не отставать
от времени...
     ...Не отставать  от  времени.  Нет,  это неверно!  Нужно  быть  впереди
времени, нужно обгонять время и  его научно-технические достижения,  хотя бы
на период, необходимый для обучения молодежи.
     Науки стали  уже  не такими  строго  разграниченными, какими  они  были
раньше.  Математика  хлынула не  только в  близлежащие области,  такие,  как
физика  и  химия,  но  она  ворвалась в  биологию  и  медицину,  в  сельское
хозяйство.  Если  раньше  математика была  наукой  сухих  цифр,  теперь  она
изучается и осмысливается не  только по формулам и схемам, но легла в основу
создания  сложнейших  вычислительных  машин.  Пересмотрела  свои  позиции  и
физика.  Из науки, в  прошлом более теоретической, она стала самой жизненной
наукой, связанной с биологией и химией.
     Ведь это парадоксально: в  годы моей юности об атомной энергии разговор
шел  как о  чисто  теоретическом деле. Об использовании атомной  энергии  на
практике даже  и мысли  не  допускалось. А уж  если  и  фантазировали в этой
области,  то  предположения шли  не менее  чем  на тысячелетие вперед. Мы же
знаем,  что  недавно  пустили   в  эксплуатацию   новую  Белоярскую  атомную
электростанцию,  и  в прессе  даже не  было  по этому  поводу особого  шума.
Обычное явление!..
     А что произошло  в области химических наук? Химия стала  творцом второй
природы - всего  того прекрасного и удивительного,  искусственно  созданного
мира,  который  занимает  все  больше  и  больше   места  в  окружающей  нас
естественной  природе.   Мир  синтетики,   мир   технологических  процессов,
проходящих чуть ли не на уровне вулканических явлений.
     А  биология?  Вооруженная химическими,  физическими  и  математическими
знаниями, она стала смыкаться  через кибернетику с точными науками. Как же в
этих новых условиях не искать новых путей накопления человеческого опыта - в
этом  стремительном,  грандиозном по  объему потоке,  который  должен пройти
сквозь   сознание  человека,  оставив   в  нем  все   самое  ценное,   самое
перспективное.
     Один американский ученый как-то сравнил существующие школьные программы
с лоскутным одеялом. Появляется  что-то новое в  науке  -  еще  один  лоскут
пришивается к  одеялу, а  по существу  одеяло  остается  таким же,  как было
десятилетия   назад.  Однако   размер   его  стал   человеку  неудобен.  Оно
расползается по краям, какие-то лоскуты давно истлели, да, вероятно, они уже
и  не нужны.  Но  традиция  продолжает  действовать,  и  одеяло растет, хотя
пользоваться им стало совершенно невозможно.
     С  этим  нельзя не  согласиться.  Нужно  не  только добавлять  новое  к
программе, но и отсеивать стерее. Нужно принципиально перестроить всю сетку,
на которой разбросаны человеческие знания.
     Человек   прошлого   века   получал,   как   говорится,   "классическое
воспитание". Оно не мыслилось без латыни и греческого языка. В наших  школах
давно уже  не  изучают  "мертвые языки", а в  мире интеллигентного  человека
ничего не изменилось. Из лоскутного одеяла программы выбросили два лоскута и
освободили  место  для новых  важных  разделов.  Так,  вероятно,  и  следует
поступать впредь.
     В середине XX веке ребята разговаривают по телефону, их  не оторвешь от
телевизоров  и магнитофонов, а  в школах  кропотливо  изучают  опыты старика
Гальвани,   который  впервые   заставил   вздрогнуть   лапки   лягушонка  от
прикосновения эбонитовой палочки. За окнами проносятся троллейбусы, проходят
трамваи, радиостанции оплели земной  шар незримыми волнами  эфира, а  ребята
возятся  над  лейденскими  банками, торопясь  как можно  скорее вернуться  к
телевизору или магнитофону.
     Парадоксально?  К сожалению,  это касается не  только науки  и техники.
Вспомните,  сколько времени и  энергии  уходит  на  изучение  грамматических
правил,   на  вызубривание  того,  что  на  практике   кажется  ненужным   и
бессмысленным.  Не  проще  ли  произвести  революцию в  преподавании  языка,
отбросив слепое  вызубривание правил, которые практически  почти  никогда  и
никем не используются.
     А как обстоит дело с изучением математики? Она так распространила  свои
корни  по всем  наукам,  что, вероятно,  не  следует делать  различия  между
отдельными направлениями  математики, изучая ее как единый сплав,  перекинув
живой  мостик от  теории  к  вычислительным  машинам. Вероятно,  неэвклидова
геометрия, дифференциальные исчисления и да-жа теория относительности должны
приходить к школьнику, а не к студенту высшего учебного заведения.  Ведь без
этизс знаний  невозможно  понять процессы,  которые  сегодня  происходят  на
практике, в жизни - в науке и производстве.
     И что самое  глазное - новая программа должна показать гигантскую и все
возрастающую   силу  взаимодействия  всех  наук  как  единого  целого,   где
диалектика является дирижером, стоящим над физикой, биологией, математикой.
     Это одна сторона вопроса. Но имеется и другая...
     Я вспоминаю  очень интересный  разговор  с  педагогом-новатором  Л.  Н.
Ландой,
     "Если  развить у  юноши  общие  методы мышления,  можно  резко  поднять
эффективность    обучения,-   рассказывает   он.-    Если    хотите,   нужно
спрограммировать  психологию  обучения  так, чтобы школьник  мог  за тот  же

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Захарченко Василий, Разговор с электрическим мозгом