Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»

способу организации вещи" (Ватин И.В. Человеческая субъективность.
Ростов-на-Дону. 1984.
  С. 45). Это дезорганизует воспроизводство, принятие решений, мысли,
культуру субъекта как социальную реальность. Отсюда необходимость
детективной М., т. е. способности субъекта постоянно преодолевать
противоречия между этими М., постоянно находить меру, точку пересечения
между ними. что требует их целостного развития, т. е. углубления
потребностей, ценностей, целей, например, потребностей в квалифицированной
творческой деятельности, углубления и расширения предметных знаний и т. д.
Это открывает возможность находить точку пересечения между модальностями в
процессе постоянного их выхода за исторически сложившиеся рамки, в процессе
критики их исторически сложившегося содержания. Именно здесь раскрывается
творческая рефлективная сущность человека.
  Существование М. позволяет анализировать формы человеческой деятельности,
формы культуры и сознания с точки зрения их воспроизводственного
содержания. Анализ той или иной функции культуры не сводится к ее
отождествлению с модальностью, но должен выявить лежащую в ее
конкретно-исторической форме структуру М., выявить ведущую М. Например,
наука в свете М. может рассматриваться как форма культуры, нацеленная
преимущественно на предметность. То обстоятельство, что эта тенденция
никогда не достигает абсолюта, не вытесняет полностью другие модальности,
не дает основания для отрицания науки как специфической формы культуры. Это
относится и к другим формам культуры, включая идеологию, религию, право и
т. д. Этот анализ структуры модальностей включает также и то, в какой
степени модальности вышли за рамки синкретизма, т. е. в какой степени и они
вычленились из нерасчлененного целого. Например, в мифе модальности еще не
выделились из целого. Еще одну систему модальностей можно видеть в системе
категорий: условие, средство, цель.
  
  МОДЕРНИЗАЦИЯ - процесс обновления общества на основе ассимиляции
  достижений более развитых стран. М. возможна как элемент движения
  общества от традиционализма к либерализму при условии существования
эшелонов стран, уже ранее прошедших этот путь и своим примером
стимулирующих потребности в М. и оказывающих определенную помощь ее
проведению. Слабость М. заключается в том, что она может превратиться в
фактор нарастания массового дискомфортного состояния и вызвать на себя удар
косы инверсии.
  Так называемая исламская революция в Иране - классический пример. Идея
строительства социализма включает в себя М. под другими названиями. М.,
ломавшая весь сложившихся образ жизни, создавала иллюзию возможности
обеспечить этот процесс усилиями государственного аппарата, который якобы
способен поглотить все общество (Медиатор). Однако этот путь обречен на
провал, так как М. связана с изменениями в культуре и социальных
отношениях, а также воспроизводства.
  Возможность для этого надо искать в исторически сложившейся культуре, в
  накопленном историческом опыте. В противном случае М. приводит к
  повседневному увеличению масштабов социокультурного противоречия.
  Серьезным препятствием на этом пути является труднопреодолимый древний
  менталитет. Чем дальше идет
процесс усложнения, тем меньше государство может само решать эти задачи. М.
возможна только при условии соответствующего соразмерного развития
демократии, диалога, который позволяет обществу постоянно работать над
проблемой переосмысления ранее дискомфортного состояния в комфортное, что
открывает путь М.
  
  МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕРСИОННЫЙ ЦИКЛ - важнейший пример сдвигов в логике
инверсии, способе осмысления в рамках дуальной оппозиция. Представляет
собой модификацию прямой и обратной инверсии в результате усиления
медиация, формирования срединной культуры, эволюционных прогрессивных
изменений. Медленный рост медиации тормозит инверсию, превращая ее в вялую
инверсия, которая не в состоянии сразу достигнуть противоположного полюса,
но останавливается где-то на пути к нему, как бы раздумывая по поводу
дальнейшего движения, чтобы затем вернуться к исходному полюсу.
Инверсионная уверенность, что решение всегда наготове и его необходимо лишь
вовремя, как револьвер в минуту опасности, выхватить, сменяется раздумьями,
колебаниями, возрастает терпимость, расширяется диапазон комфортных
состояний.
  Это, однако, может привести не к исчезновению, затуханию инверсии,
инверсионного типа социальных изменений, но к М. и. ц., усложнению
двухэтапного цикла, например, его превращению в семиэтапный ( Глобальный
модифицированный инверсионный цикл).
  
  "МОИСЕЕВ ЖЕЗЛ" - иллюзорное представление о могуществе государства
авторитаризма, тоталитаризма в деле модернизации, просвещения, развития
культуры, преодоления отсталости, перехода народа на принципиально новый
уровень развития. Оно опирается на основное заблуждение массового сознания.
Идея возникла на культурной основе, включающей веру во всемогущество
внешних сил для человека. Здесь в качестве этой силы выступало государство,
царь-тотем, который якобы может изменить людей, вынудить их делать то, что
противоречит их идеалам и системе ценностей. Однако действия власти,
выходящие за определенные рамки, вызывают дискомфортное состояние, что, в
свою очередь, увеличивает дезорганизацию и ведет к потере достигнутого, к
закреплению культурных форм, противостоящих модернизации, к катастрофе.
  Одним из проявлений этой веры явилась концепция государственного
социализма, где его преимущества рассматривались как возможность направлять
все человеческие и материальные ресурсы общества на решение задач,
сформулированных государством, правящей элитой.
  
  МОНОЛОГ - противоположность диалога, составляющая с ним дуальную
оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии
амбивалентности. М. - выраженное в слове, в речи откровение высшей Правды.
Абсолютизация М. вытекает из абсолютизации инверсии, что тесно связано с
отказом от диалога, с признанием его второстепенной значимости как формы
освоения М. М. рассматривается как единственный источник Правды-истины,
противостоящей заблуждению, бесовщине плюрализма. Его субъектом является
тотем, его потомство, первое лицо, божество и т. д. Цель личности -
партиципация к тотему, к его М. Поскольку М. рассматривается как воплощение
единственно возможной Правды, его можно утверждать любыми средствами,
включая насилие, истребление носителей кривды. Высшее социальное воплощение
М. в крайнем авторитаризме, перерастающем в тоталитаризм, в воплощающем его

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь