Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»

чтобы удержать Н. в строго определенных пределах, которые не изменяли бы
ранее сложившегося порядка. в либеральной цивилизации существует острая
потребность в расширении масштабов Н., в их углублении, в постоянном
преодолении ограниченности порогов для повышения эффективности всех форм
деятельности человека. В промежуточной цивилизации, отягощенной расколом,
оба тенденции фантастическим образом переплетаются, идет борьба за
преодоление ранее сформировавшегося порога допустимых Н. Мощное влияние
традиционализма мешает появлению, закреплению, распространения Н., что
создает особую проблему внедрения, т. е. воплощения Н.
  административными методами, усиливает дезорганизацию: "Ни одного хорошего
дела не могут пробить без скандала. Маленькое дело - маленький скандал,
большое дело - большой" (Труд. 1987. 26 дек. Слова крупного врача).
  Поток Н., идущих из развитых стран, в расколотую страну, может иметь как
дезорганизующее, так и стабилизирующее значение. В качестве последнего
можно рассматривать, например, идеи гуманизма.
  
  НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - важнейшая идея всякого нового движения, претендующего на
овладение массами, например христианства. Для достижения этой цели
используется воспитание, образование, административное давление вплоть до
террора. Однако сама эта деятельность может стать фактором дискомфортного
состояния, что, в свою очередь, способно сокрушить слой людей, которые
несут идею Н. ч.
  
  НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ - форма антимедиации, направленная на разрушение,
дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего
социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного
состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных
отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре
шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не
только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и
развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда,
социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений,
культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа
жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме
сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за
государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести,
переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в
хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме
ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда.
  В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем
ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных
стремлением к росту и развитию.
  Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование
утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая
его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет
место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его
нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как
деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее
отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию.
  Государство обладает весьма ограниченными возможностями для
предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить
нравственный базис внешними подпорками.
  Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества
развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при
условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.
  
  НРАВСТВЕННЫЙ ФЕТИШИЗМ - важная форма фетишизма, заключающаяся в сведении
всех социальных процессов, социальных отношений, идей, прогнозов и т. д. к
их нравственной оценке, определяющая роль этой оценки для решения судьбы
соответствующих явлений. Н. ф. может существенно препятствовать развитии
науки, так как создает своеобразную нравственную цензуру, снижая интерес к
истине, преувеличивая значение нравственных лозунгов и т.д. и тем самым
консервируя нравственные принципы.
  
  НРАВСТВЕННОСТЬ - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее
основание человеческой деятельности, от личности до общества, от
человечества до малой группы. Разрушение Н. приводит к распаду,
дезинтеграции общества, к катастрофе; смена Н. приводит к изменению
социальных отношений. Общество защищает сложившуюся Н. через социальные
интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через
защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает
общество возможности защищать Н. от отдаленных и скрытых угроз, что делает
ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного
распада. Это делает общество нравственно и организационно
дезорганизованным. Н. включает возможность разнообразия нравственных
Идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества. В
тех культурах, где формирование нравственного основания переживает
длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры
находится в постоянном возбуждении.
  В любой культуре нравственность выступает как дуальная оппозиция,
например, как соборный - авторитарный, как традиционный, - либеральный
идеалы и т. д. Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут
осуществляться через инверсию, т. е. через логически моментальный,
взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т.
е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного
содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и
медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на
формирование Н., ее содержание, Толчок к смене идеалов идет от роста
дискомфортного состояния.
  
  НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - фокус, организационный центр и одновременно форма
нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции:
либеральный идеал - традиционный, соборный - авторитарный идеал и т. д.
Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.
Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из
идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой -
оттесненным на второй план, возможно даже - формой катакомбной культуры.
Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через
логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает
давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного

Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь