Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»

так как она переносила в город традиционные ценности деревни) стало
основным почвенным слоем в обществе. М.
  характеризуется увеличением темпов развития умеренного утилитаризма, его
ограниченным перерастанием в развитый, отличается ярко выраженным разрывом
между ростом потребностей в потреблении и недостаточным ростом потребностей
в творческом производстве, высоким уровнем потребностей "достать" по
сравнению с потребностью заработать, произвести, тенденцией к
уравнительности, парадоксальным образом сочетающийся с утилитаризмом. М.
характеризуется постоянной попыткой установить систему личностных
отношения, создающих некоторый комфортный мир, бастионы локализма, центры
циркуляции дефицита, системы взаимных услуг и т. д.
  Оно постоянно поддается различного рода инверсионным колебаниям в
масштабе общества при переходе от одного этапа к последующему.
  М. служит обычно объектом наладок с разных сторон за отсутствие
духовности, отказ от участия в различного рода политических и нравственных
движениях, за приверженность утилитаризму, отсутствие интереса к вершинам
культуры и т. д. Указание на принадлежность к М. в русской культуре всегда
носило негативный характер. Например, С. Булгаков осуждал "мещанство
буржуазных тенденций пролетариата". В основе большинства этих претензий
лежит определенный утопизм, стремление быстрее гнать исторический прогресс,
подчинить людей предвзятому монологу. Имеется, однако, и другая точка
зрения, что М. - далеко не самый худший вариант социального развития:
"Слишком часто теперь у нас в России европейское мещанство отрицается не во
имя нового благородства и всемирной культуры, а во имя старого русского
варварства и нового русского хулиганства. Но если нужно выбирать из двух
зол меньшее, то ведь, пожалуй, мещанство лучше хулиганства"
(Д.Мережковский, т. ХУ1). М. консервативно и относительно больше ценит себя
и блага жизни, чем почва прошлого.
  
  МИТИНГОВАНИЕ - состояние особого эмоционального возбуждения на основе
соборного нравственного идеала, выражается в групповом стремлении освоить
элементы непривычного дискомфортного состояния посредством длительного
массового общения через говорение, перерастающего в состояние нарастающего
эмоционального накала. Тем самым вырабатывается вечевой монолог, не знающий
прав меньшинства, создаются некоторая общая позиция по поводу поведения в
новой ситуации. При этом оттачивается представление об образа врага и
одновременно демонстрируется приверженность тотему, несмотря на изменение
ситуации или, наоборот, подготавливается смена тотема. М. дезорганизует
иные формы деятельности, например труд, выбивает людей из сложившегося
порядка. Либеральный нравственный идеал отходит от М., заменяя его
различными формами диалога, например в форме собрания. В промежуточной
цивилизации, отягощенной расколом, перемешиваются элементы митинга и
собрания, что приводит к выхолащиванию реального содержания собрания,
превращения его в некоторый ритуал. Однако тем самым нагнетается
дискомфортное состояние, взрыв М.
  
  МИФ - этап и форма развития культуры, характеризуется движением от
осмысления мира через восприятия, фонемы и даже семантемы к осмыслению
через язык, предложения, повествования. В М. фиксируются те ритмы мира, к
которым адаптируется человек. Над представлениями о ритмах мира
наслаивалось повествование о возникновении порядка из первобытного хаоса.
Эти ритмы воплощаются в мифологической жизни демонов, химерических существ,
культурных героев, тождественных космосу, свету, суше, веществу и т. д. В
М.
  преобладает инверсия (но одновременно развивается медиация). М.
существует как содержание эмоциональной жизни личности, организующей фактор
ее деятельности. Переживание М. личностью воспринимается ею как непрерывное
участие в его воссоздании, в обеспечении интеграции, в воплощении
некоторого синкретического тотемического идеала. Приобщение к М. является
приобщением к творчеству через слияние с тотемом, с культурным героем, с
его функциями. М. всегда является программой, направленной на ликвидацию
конфликта, предотвращение отпадения, на синкретическое слияние всего со
всем. М. является не только этапом развития культуры, но и его уровнем,
который не исчезает в современном обществе, но служит основой для наслоения
новых форм культуры иного типа. Существование уровня мифологии в культуре
позволяет отбрасывать в критических социокультурных ситуациях все, что
находится над ним, через антимедиацию, разрушать наслаивающиеся формы
культуры, соответствующие им социальные отношения. В борьбе с этой
опасностью может развиваться государственная идеология, которая пытается
убедить всех, что реально нет двух пластов культуры, но лишь один.
  
  МОДАЛЬНОСТИ - система атрибутов воспроизводственной деятельности
субъекта, а также всех его аспектов; мышления, культуры, (форм
деятельности. М. - определенный аспект субъектно- субъектных/
субъектнообъектных/ отношений. М. составляют дуальную оппозицию, полюса
которой находятся в состоянии амбивалентности, что превращает М. в процесс
преодоления противоречий между этими полюсами.
  1. Субъектная М. - способность субъекта воспроизводить свои цели,
ценности, потребности, которые всегда фиксированы, записаны в сознании, в
культуре. Их содержание - результат организованного концентрированного в
процессе всей прошлой воспроизводственной деятельности опыта. Этот прошлый
опыт постоянно осваивается субъектом, т. е. превращается из накопленного
культурного богатства, запечатленного в знаках, текстах, вещах, отношениях
и т. д., в содержание сознания и деятельности. Это процесс совпадает со
становлением определенности субъекта, содержанием его воспроизводственных
функций. Через субъектную М.
  может рассматриваться вся реальность, любой ее элемент, но в ракурсе
потребностей, целей, ценностей субъекта.
  2. Предметная М. - способность субъекта воспроизводить объективное
содержание реальности, выступающее как объективное знание, как предметное
содержание воспроизводства. Предметная М. - результат освоения субъектом
внекультурной реальности, превращение ее в содержание сознания и
деятельности. Тем самым субъект приобретает способность воспроизводить саму
реальность, выступающую как условия, средство, как среда, как природные и
социальные процессы, социальные отношения. Через предметную реальность
можно рассматривать мир в целом, все его явления, но взятые в ракурсе
объекта.
  3. Полярная противоположность этих модальностей означает, что в любой
точке жизнедеятельности субъекта между ними неизбежно возникает
противоречие, так как "субъективность по своей организации противоположна

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь