Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»

производителей продукции промышленности и одновременно для получающих доход
в сельском хозяйстве.
  Налицо деструктивная ситуация. Установление некоторого уровня серого
творчества не спасает от смыкания и перехлестывания порогов друг через
друга, оттого что попытка предотвратить катастрофу от потока новшеств
приводит лишь к другой катастрофе в результате нехватки социальной энергии,
как, впрочем, и наоборот.
  Теоретически выход лишь один: массовое изменение представлений о границах
комфортного и дискомфортного мира, превращение ранее дискомфортного
состояния в комфортное, повышение способности осваивать новшества. Это
требует постоянного развития культуры посредством медиации, повышения
способности осваивать новшества, превращать их в живое тело культуры,
организации, деятельности.
  
  МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ СТИХИЯ - одно из наиболее важных понятий
псевдосинкретизма, посредством которого формулируется сложившееся
представление о возможно самой главной его опасности. М. с.
  рассматривается как стремление людей, прежде всего крестьянства, вступать
в товарно-денежные отношения, формировать рынок, подрывать таким образом
экономическую монополию государства на концентрацию экономической власти,
ресурсов в стране, постоянно рождает капитализм. Однако подобные
представления не являются достаточно адекватными социальной реальности для
страны, где преобладало население, живущее натуральным хозяйством и
ценностями, далеки ми от капитализма. Собственно мелкобуржуазным в
послереформенное время в этом смысле можно было считать лишь небольшой слой
в городе и деревне. Налицо идеологическая подмена представлений, где
реальная борьба нравственных идеалов подводилась под вариант манихейской
схемы, относящей все негативные процессы к результатам деятельности
буржуазии в свете космической борьбы капитализма с социализмом. Под М. с.
скрывалась активизация локализма, жидкого элемента, тяготевшего в своей
массе в лучшем случае к ограниченной свободе торговли на уровне
крестьянского рынка и барахолки, к капиталу, не оторвавшемуся от личного
труда. В этой ситуации борьба против М. с. равнозначна борьбе против
развития элементов экономической деятельности, за утверждения полного
господства хозяйства на натуральных, доэкономических основах. Страна
страдает не от склонности к торговле и личной инициативе. Она гибнет от
отсутствия рынка, от низкого престижа торговли, от собирательства,
получившего воплощение в стремлении "достать", а не заработать и
произвести, от загнивания доэкономических форм хозяйства. Утопизм борьбы с
М. с. выявился во всей неприглядности на седьмом этапе, когда правящая
элита осознала гибельность для общества борьбы с формированием труда,
вышедшего за рамки доэкономических отношений, со всеми элементами
экономической деятельности. Теперь теряющее силы общество делает попытку
использовать то, что называлось М. с., для увеличения социальной энергии
общества.
  Для этого как раз и не хватает тех миллионов людей, погибших во времена
террора, которые могли возможно вложить свой эффективный вклад в решение
этой жизненно важнейшей проблемы.
  
  МЕНТАЛИТЕТ - устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур,
который обычно не рефлектируется, принимается в этой культуре как
естественный. М. превращается в серьезную проблему на стыке культур, а
также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда
социокультурное противоречие, нарушение социокультурного закона носит столь
глубокий характер, что требует для своего преодоления сдвигов в М. Это
может иметь место, например, в условиях перехода к либеральной цивилизации,
модернизации.
  М. может быть выражен как особый, крайне устойчивый способ организации,
структуры освоения, осмысления через систему основополагающих дуальных
оппозиций, систему основополагающих ценностей, род переходящих друг в друга
элементов: 1) Соотношение инверсии и медиации, меры между ними. 2.) Мера
между эмоциональным и интеллектуальным уровнями в принятии решений. 3) Мера
между стремлением оставить все без изменения, экстраполировать культурный
потенциал прошлого на осмысляемое или пойти по пути интерпретации,
открывающей путь новому, возможно ориентации на прогресс, развитие. 4) Мера
между полюсами оппозиции: условия-цели, что может быть выражено стремлением
ограничиться изменением условий, либо развитием целей, а также ориентацией
на поиск средств. 5) Мера преодоления оппозиции: комфортное состояние -
дискомфортное. 6) Мера преодоления полюсов дуальной оппозиции;
монолог-диалог. 7) Важным показателем является также приемлемый поток
новшеств, а также их шаг новизны. 8) Мера рефлексии, критического отношения
к самому себе, способность к самоизменению, самоуглублению М. 9) М. может
быть охарактеризован системой нравственных идеалов, например оппозицией:
соборный - авторитарный идеал. 10) Уровень творческого потенциала, который
в первом приближении мог бы быть измерен масштабом приемлемых, освоенных
новшеств и шагом их новизны. Этот перечень может быть продолжен. Ряд из
этих черт М. могут быть исследованы количественными методами. М. изменяется
крайне медленно. М. выступает как способность человека воспроизводить меру
в дуальных оппозициях. Отличие между разными менталитетами заключается в
разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться
эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти
рамки. В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной
оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых
условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто
эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т. д. М. не
поддается изменению под влиянием идеологического давления ( см. :
  Импринтинг).
  
  МЕШОЧНИЧЕСТВО - стремление снизу наладить обычное нелегальное перемещение
товаров первой необходимости, прежде всего хлеба через обмен, куплю-продажу
населению в условиях административной отмены, запрета всех форм
неконтролируемых сверху перемещений этих товаров. М. - реакция на
административное насилие в условиях наступления крепостничества.
Иллюстрация ограниченности его возможности - уход жизни из системы и
одновременно возможно мутация нового идеала и нового порядка.
  
  МЕЩАНСТВО - особый массовый социальный слой с весьма неопределенными
границами, возникший в городе в результате урбанизации, в культурном
отношении воплощающий определенные этапы адаптации традиционализма к
городской культуре. М. в процессе урбанизации (точнее - псевдоурбанизации,

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь