Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»

  Переход к седьмому этапу (перестройка) можно расценивать как победу Н.,
поразившую идеологию в самих ее центрах. Однако это, возможно. Пиррова
победа, обусловленная разложением противника, так как Н. слаба и не знает,
что делать с обществом, которое вдруг она должна реформировать. (Здесь
аналогия с либералами, на которых неожиданно свалилась власть в феврале
1917 года). Самое, однако, главное в том, что общественная Н.
  ввела в бой все свои хилые силы, а идеология в разнообразных формах
(старая или новая) еще только ведет подготовку к мобилизации своих сил,
ожидая и одновременно провоцируя активизацию массового сознания, которое
потребует прежде всего от идеологии новых мифов, оттесняя Н. на уровень
средств.
  
  НАЦИОНАЛИЗМ - форма национального самосознания, формирующаяся через
антимедиацию, стремление вернуться к господству древних ценностей -
противоположность развитию национального самосознания национальных
ценностей на основе и в связи с общечеловеческими. Н. пытается повернуть
развитие национального самосознания к ценностям племенных форм жизни,
древних локальных замкнутых сообществ.
  Для Н. характерна абсолютизация своих ценностей как единственно
возможных, господство монолога в мышлении, смыслообразовании, отказ от
диалога, плюрализма, тяготение к обоснованию своих ценностей
внечеловеческими факторами, например биологией. Н. может выступать в
скрытом виде, например в форме популизма, хотя не всякий популизм является
Н.
  
  НАЧАЛЬСТВО - важное представление массового сознания, результат
осмысления управляющего слоя, бюрократии. Н., с одной стороны, - воплощение
разлитого в обществе зла, сосредоточение корысти, коррупции, бессмысленного
вмешательства в деятельность рядового человека ("барин дурит"), не
способное на конструктивные решения, отождествляемое с антиработой и
живущее за счет работающего. С другой стороны, Н. является необходимостью
как носитель уникального знания, науки ("начальству виднее") и одновременно
плата за реальное зло жизни, некоторое ослабленное зло, некоторый намек на
добро, но в формах зла, способное защитить от полной победы мирового зла,
от внутренней неспособности личности без внешней поддержки удержаться от
отпадения. Н. всемогуще, т. е. в принципе может все, но способно отпасть от
Правды, впасть в грех, и тем самым лишиться возможности выполнять свои
функции. Одним из результатов этого отношения к Н. является массовое
нежелание пополнять его рады. В. Соловьев писал в 1884 году: "Еще слава
Богу, что наличных общественных сил хватает у нас на то, чтобы поддерживать
с грехом пополам обычный ход государственного механизма" (Философ.
публицистика. Т.1. 1969, С. 246). Хронический недостаток руководящих кадров
- постоянная проблема советской системы.
  
  НЕТЕРПИМОСТЬ совместно с терпимостью составляет дуальную оппозицию,
полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Н. - одна из крайних
форм дискомфортного состояния, проявляющаяся в стремлении отбросить,
подавить, уничтожить его источники, в частности, людей и организации,
выражающие иные мнения, иные представления о сути и границах комфортного и
дискомфортного состояния. Н. испытывает страх перед самой возможностью
сдвига в этих представлениях. Она может перерастать в массовые воздействия,
например в погромы, воплощаться в деятельности власти, противостоящей
развитию разномыслия в обществе, в критике господствующей теологии, в
разоблачении тайны. Н. воплощает в цензуре монополизацию средств передачи
информации, принимает форму прямого террора.
  Н.- получает особенно яркое выражение в культурах манихейского типа, где
инакомыслящий может рассматриваться как насекомое (Заратустра). Хомейни
считает, что "политический долг требует не проявлять терпимости к неверным,
США и Израилю" (апрель 1988).
  Н. проистекает из страха традиционной культуры перед факторами, могущими
подорвать те или иные аспекты, саму основу сложившегося образа жизни, формы
социальной организации. Стремление обеспечить прогресс требует постоянного
снижения уровня Н., способности вступать в диалог, совместно формулировать
и решать общие задачи с людьми иных культур, постоянно преодолевать
монологический характер мышления и смыслообразования.
  
  НОВШЕСТВО в единстве с ранее существующим составляет дуальную оппозицию,
полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Факт новизны
определяется в человеческой жизнедеятельности не физическими свойствами
явления, а багажом культуры, способностью на ее основе различать новое и
старое, степень новизны. Н. может считаться лишь то, что освоено
человеческой деятельностью, культурой, что выступает как изменение
элементов условия, средств и целей человеческой деятельности. Культура с
преобладанием инверсии посредством экстраполяции направлена на освоение
всего нового как старого, неизвестного как известного.
  Например, туземцы, впервые столкнувшись с волком, рассматривают его как
нечто известное, т. е. как большую собаку, а лису - как маленькую собаку
(Марр). "Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое", но это было
уже в веках, бывших прежде нас" (Экклезиаст, 1-10). Тем самым в
определенных пределах поддерживается комфортное состояние, т. е. не
нарушается в данной культуре шаг новизны. Рост притока Н.
  объективно может существенно изменить общество, например, усиливая в ним
товарно-денежные процессы и соответствующие отношения. Однако эти Н. могут
одновременно не расцениваться как комфортные основной массой населения.
Следовательно, объективная значимость этих Н. может быть определена лишь в
результате их оценки в оппозиции: комфортное - дискомфортное. От этого
будет зависеть, например, оценка развития товарно-денежных отношений либо
как спасительных для общества, ведущих к экономическому развитию, либо как
накопление факторов дискомфортного состояния, которые рано или поздно
приведут к инверсионному взрыву. Он способен уничтожить всю массу Н.,
накопленных за длительный промежуток времени и сулящих коренные изменения
обществу. Значимость Н. в обществе следует искать в соотнесении ей
культурной и организационной сторон. Культурная оценка Н. может вступить в
конфликт с его местом в системе социальных отношений (Социокультурный
закон). Проблема новшеств прежде всего связана со способностью общества
включать их в число факторов, обеспечивающих комфортное состояние, что
требует совершенствования метода расширения и углубления этого состояния,
например, интенсифицируя общение, на основе демократии, диалога, плюрализма
и т. д.
  Традиционная цивилизация всеми средствами нацеливает человека на то,

Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь