Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»

нравственного идеала, к господству основного заблуждения промежуточной
интеллигенции. Инверсионные переходы от рассматриваемого заблуждения к
противоположному представляют собой важнейший аспект движения от одного
этапа к другому, содержания, пульсации, крайностей в принятии решений.
  
  ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ОБЩЕСТВА - выступает как субъектно-объектное
  противоречие, т. е. противоречие между субъектом воспроизводственной
  деятельности и воспроизводимым объектом. Это
противоречие, осваиваемое субъектом, становится внутренним противоречием
субъекта, его (суб) культуры, социальных отношений, воспроизводственной
деятельности. Это противоречие выступает в бесконечном разнообразии форм,
например, как противоречие между внешним и внутренним, между
воспроизводственной деятельностью субъекта, его способностью воспроизводить
себя и энтропийными процессами, несущими в себе угрозу дезорганизации
субъекта, как противоречие между частью и целым общественного субъекта. О.
п. о.
  Потенциально и реально несет в себе все иные противоречия, так как все
противоположности могут поляризоваться в разных социокультурных группах и
выступать как конфликт между ними внутри целостного, но возможно
расколотого субъекта. Важнейшей формой этого противоречия является
противоречие между ростом потребности в благах, в потреблении и
потребностью в продуктивной творческой производственной деятельности. Рост
О. п. о. стимулирует дискомфортное состояние, что в свою очередь вызывает
инверсионный взрыв (см. Инверсия) как попытку разрешить это противоречие в
процессе самоизменения общественного субъекта. Этот процесс может получить
патологический характер и найти выражение в терроризме, бунтах, погромах,
геноциде, национальных и социальных конфликтах и т. д., ставящих под угрозу
как существование отдельных групп так и все общество, его интеграцию.
  В традиционной цивилизации попытки разрешить противоречия могут получить
выражение через истребление, изгнание людей отпавших от санкционированных
норм и ценностей, включая правящую элиту. В либеральной цивилизации
разрешение этого противоречия достигается в процессе диалога, посредством
медиации, поиска новых, более совершенных форм социальных отношений, более
совершенных культурных интеграторов. В обществе промежуточной цивилизации,
отягощенном расколом, оба типа разрешения этого противоречия постоянно
дезорганизуют друг друга. Причем возможны попытки как сочетания между собой
этих типов решения О. п. о., так и полного исключения одного из них,
обеспечения господства противоположного.
  Например, авторитарный этап ориентирован на господство традиционных
методов, тогда как седьмой этап, где господствует соборно-либеральный
идеал, несет противоположную тенденцию. Для разрешения этого противоречия в
первую очередь требуется углубление общего культурного нравственного
основания деятельности людей.
  
  ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ, т. е. систем, которые
в силу своей сложности могут преодолевать энтропийные процессы, нарастание
дезорганизации, лишь постоянно совершенствуясь, подчиняя организацию
деятельности, структуру воспроизводственным функциям. Большаясистема может
обеспечить свое существование только в том случае, если рост эффективности
ее функций, нацеленных на преодоление дезорганизации, не отстает, а
возможно опережает рост сложности.
  Системы Б. с. появляются в результате выхода за рамки традиционной
цивилизации, организационной революции. Страны либеральной цивилизации
показали, в особенности после Великой депрессии свою способность выполнять
этот закон за исключением тех случаев, когда имела место антимедиация,
стремление к упрощению, как, например, при фашизме. Промежуточная
цивилизация отягощенная расколом. находится под постоянной угрозой
невыполнения этого закона, что связано с существенным ростом одних
признаков систем большой сложности, например, росте потребности в
потребительских благах, при одновременном отставании других, например
способности соответствующим образом развивать производство. В этом случае
социокультурные противоречия могут достигнуть критических масштабов, что
подрывает способность находить решение, обеспечивающее сохранение
интеграции общества, уменьшение катастрофических пульсации. соблюдение
социокультурного закона, преодоление раскола.
  
  ОСТАТОЧНОЕ ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ - форма дискомфортного состояния.
накапливающаяся на протяжении всего цикла (см. циклы истории), а не только
его отдельного этапа. Оно накапливается в результате роста медиации.
тормозящей, ослабляющей реализацию инверсии при переходе от одного этапа к
последующему, в результате вялой инверсии. Ее накопление приводит к
скрытому повышению вероятности катастрофы при окончании глобального
периода, что выявилось в полной мере в конце первого глобального периода.
Перед обществом, отягощенным расколом, встает проблема медиации при
одновременной минимизации роста дискомфортного состояния. Только решение
этой задачи может превратить медиацию, прогрессивную эволюцию в
определяющую форму социокультурных изменений.
  В принципе можно предполагать существование О. д. с. не только в рамках
каждого глобального периода, но и в масштабе всех глобальных периодов, что
связано прежде всего с опасностями циклического развития, с инверсионным
типом развития вообще.
  
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - основное этическое понятие, фиксирует сферу реальности,
подлежащую воспроизводству ответственным субъектом. Ее границы - постоянная
проблема каждого субъекта. Эта сфера отождествляется субъектом с самим
собой. В сферу О. Попадает часть мира, часть окружающей среды, часть
собственных отношений, определяемых исторически сложившимся содержанием
культуры субъекта. Сфера О.
  может носить локальный характер, т. е. Охватывать семью, общину, малую
группу, но может охватывать и большое общество. О. носит эмоциональный и
интеллектуальный характер. Сфера О. субъекта - важнейшая характеристика
культуры и социальной жизни общества. Замыкание значительной части
населения в локальных мирах свидетельствует о слабости государственного
сознания, сил интеграции общества.
  Важнейшая проблема О. - несоразмерность О. как ценности субъекта и О. как
социальной реальности. Субъект может стремиться к ответственности за землю,
за собственность, но общество может не позволить реализовать эту
возможность, оттесняя субъекта в его локальный мир. Возможно и обратное, т.
е. формирование организационных форм, требующих от работника О., за
производство в масштабе предприятия, региона, страны, тогда как его

Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь