Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»

принимать хромающие решения, утилитарно манипулировать идеями и ресурсами,
способность ответить на идущую снизу массовую потребность в
институциональной способности "всех равнять". В пользу П. н. т. ее
способность соединять популизм и организацию интеграции общества, а также
отсутствие в стране массовых партий с устойчивым составом, способных
удержать власть. Слабость П. н. т., однако, в погружении в конъюнктурный
утопизм, инфантильности решений, в неспособности преодолеть раскол.
  Причины, которые привели П. н. т. к власти, т. е. ее способность
обеспечить интеграцию общества в совершенно исключительных условиях, в
условиях слабости культурных интеграторов, мощи локализма, господства
доэкономических ценностей раскола, не исчезли. Это означает, что крах
"братских партий" в странах с другими социокультурными условиями не может
быть механически рассмотрен как модель судьбы КПСС. Поэтому независимо от
ее судьбы объективная социальная потребность в интеграции, которая
несомненно усилится как реакция на локализм, сможет воплотиться лишь в тех
формах, которые найдут реальную массовую опору, реальное организационное
воплощение в исторически сложившейся социокультурной среде.
  Тайна, которую помогает раскрыть судьба П. н. т., особенно в условиях
перестройки на фоне драматической и быстрой гибели других компартий,
заключается в том, что ее господство основывается не на преданности голым
идеям, например, марксизму, хитросплетениям идеологии и т. д. - все это
средства, в некоторых случаях необходимые, а в некоторых заменимые. П. н.
т. господствует, опираясь прежде всего на свою способность сохранять
интеграцию общества в условиях раскола бесконечным количеством средств, в
частности, постоянным отказом от собственных решений, совершенной
способностью утилитарного манипулирования.
  Поэтому она может отказаться от марксизма, но не может отказаться от
организационных структур, открывающих возможность манипулирования
обществом, любыми его элементами.
  
  ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - социальные отношения, значимо снижающие
способность сообщества (малой группы, племени, предприятия, клуба, общества
в целом и т. д.) воспроизводить себя своими собственными функциями,
предотвращать рост социальной энтропии, преодолевать социокультурные
противоречия. Зачатки П. с., ее элементы могут существовать в любом
обществе, где она играет роль фактора, стимулирующего борьбу с этим
явлением. Однако она может нарастать, опережая рост творческих рефлективных
способностей социального субъекта. Раскол является важнейшей причиной
неспособности обеспечить взаимопроникновение частей и целого, отставания
способности людей решать свои проблемы. П. с. - результат нарушения
органического развития, например формирования хозяйства большого общества
на основе доэкономических отношений, осложненных утилитаризмом, стремлением
к модернизации. Это неизбежно привело к углублению нарушения закона
соотношения хозяйственных отраслей, к деформации хозяйства, формированию
псевдооэкономики, опирающейся на принудительную циркуляцию ресурсов,
включая рабочую силу, к формированию псевдоурбанизации и т. д. Все это
влечет за собой бесчисленные последствия, пронизывающие все общество
элементами патологии, включая формирование социальной структуры,
адаптирующейся к этой системе, и, следовательно, заинтересованной в ее
сохранении. Это система манипулирует человеком для обеспечения
функционирования патологических структур в условиях прописки и лагерей
принудительного труда. Патологические процессы охватывают нравственность,
культуру, науку и т. д. Проблема преодоления П.
  с., ее реформирования представляет собой задачу исключительной сложности,
к которой общество оказалось недостаточно подготовленным.
  
  ПЕРВОЕ ЛИЦО - лицо, возглавляющее высшую власть в обществе: князь, царь,
вождь, генеральный секретарь и т. д. В культуре традиционной цивилизации П.
л. может рассматриваться как тотем, как его потомок, как источник и
воплощение высшей Правды, единственный субъект позитивных новшеств. Тем
самым он рассматривается как единственный субъект, причина, объяснительный
принцип событий, изменений в обществе. Партиципация к П. л. только и дает
возможность обществу, локальному сообществу, личности существовать в мире,
наполненном кознями кривды, мирового зла. Отпадение от П. л. - потеря
источника жизни, смерть, неизбежная победа кривды, так как человек без
тотема не может не ошибаться. Например, Сталин "выступал для нас в роли
спасителя от ошибок" (Симонов К. Знамя. 1988. ј 3. С. 34). П. л. в
традиционной культуре играет роль главного социального интегратора.
  П. л. может успешно выполнять свои функции, если уловит направленность
инверсионной волны, сможет стать ее реальным живым воплощением и тем самым
- реальным харизматическим вождем. При этом он должен использовать
инверсионную волну посредством эффекта парусника для интеграции общества.
От способности вписаться в нравственный идеал, несомый инверсией, зависят
оценки П. л. историей. Например, Сталин мог стать гением всех времен и
народов, так как он был рупором древнего архаического идеала в соединении с
идеей абсолютной власти, языческого деспота (Б. Пастернак). Притом деспот -
всегда "отец". При всей, казалось, абсолютности своей власти над обществом
он взлетел вверх на волне энтузиазма народа, реализующего себя в инверсии в
ее крайних формах. Тайна победы Сталина заключается в том, что он воплощал
цинизм и беспринципность утилитаризма в масштабах, на которые не были
способны его противники, превращал любой принцип, прежде всего принцип
Антона Петрова, в средство для единственной цели - укрепления абсолютной
власти, синкретически неотделимой от личности Сталина, власти, обещавшей
победу мирового добра над мировым злом. Он утвердился потому, что в полном
соответствии с псевдосинкретизмом, не имея своих собственных идей,
утилитарно комбинировал чужие в соответствии с единственным утилитарным
критерием, т. е. ростом своей способности вписаться в манихейские волны
массового сознания, требующего в ответ на рост дискомфортного состояния
постоянного истребления носителей зла, что вызывало, в свою очередь,
необходимость в тотеме, способном их распознавать и карать.
  Господство тотемических представлений о П. л. опасно для большого
общества. Реальная деятельность П. л. в расколотом обществе рано или поздно
неизбежно разойдется с утопическим мифом, что вызовет инверсионный отлив от
тотема, замену его другим. Например, Николай 11 оказался антитотемом, так
как перестал "всех равнять", пошел по пути отказа от традиционализма,
повернул к либерализму. Трагедия П. л. заключается в том, что оно, сжившись
со своей исторической ролью, оказывается не в состоянии осознать ее
относительный и преходящий характер. Оно может пережить апогей вознесшей
его инверсии и сопротивляться переменам, что может привести к
насильственному устранению, гибели П. л. Ленин был единственным П. л. в

Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь