Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»

  Реальной О., которая могла бы претендовать на господство в условиях
раскола, может быть та, что способна преодолеть обе взаимоисключающие формы
абстрактности. Этого можно достичь сегодня на основе гибридного идеала.
Общество, не сознавая этого, ищет новую его форму, которая могла бы
заменить исчерпавший себя гибридный идеал псевдосинкретизма.
  Теоретически существует еще одна возможность - углубление почвенного и
либеральных идеалов, их взаимопроникновение, т. е. формирование
либерально-почвенного идеала. Однако современное культурное состояние
общества оставляет мало надежды, что подобное движение выйдет за рfмки
ограниченной группы, т.
  е. сумеет на государственном уровне решить медиационную задачу. Общая
  оценка состояния О. в стране крайне затрудняется, во-первых, слабым
  авторитетом партий как таковых. Они, как и люди, за них голосующие,
  действуют скорее "против", чем "за". В стране, раздираемой локализмом,
господством сменяющих друг друга массовых притч, весьма проблематична
возможность формирования массовых устойчивых партий. "Наше общество есть
лишь рассыпанная храмина безо всякого определенного строения и организации,
а потому и никаких определенных частей или партий здесь быть не может"
(Соловьев В. С. Философская публицистика. М., 1989. Т. 1. С. 399). Однако
это не исключает возможности сплочения людей вокруг харизматической
личности. Во-вторых, люди объединяются на основе эмоционально окрашенных
слов, а не реальных программ, которые могут претендовать на реализацию.
В-третьих, разнообразие групп, претендующих на то, чтобы именоваться
партией, не отменяет того, что все они постоянно охватываются сходными
массовыми настроениями, которые могут меняться на противоположные.
В-четвертых, сама дифференциация партий и их сторонников между собой носит
неглубокий, случайный, а следовательно, непрочный характер. Здесь действует
принцип "все во всем", что делает неустойчивыми любые группы, претендующие
на то, чтобы быть партией.
  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - важнейший узловой пункт развития рефлексии в
условиях либеральной цивилизации, развитие, охватившее организационные
отношения, расширение и углубление воспроизводственной деятельности
общественного субъекта до способности превращать совершенствование этих
отношений в предмет воспроизводства. О р. есть возникновение способности на
уровне организации подчинять социальные отношения решению поставленной
проблемы, подчинять структуру функции. О. р.
  означает, что люди осознали свою способность управлять развитием
организационных отношений для роста социальной эффективности: создавать и
ликвидировать новые сообщества, постоянно их совершенствовать, соединять и
разъединять людей разных типов творчества и т. д. Личность приобретает
способность не только и не столько адаптироваться к системе отношений, в
которую в силу тех или иных обстоятельств она оказалась вовлечена, но
прежде всего создавать ассоциации в производстве, в экономической,
политической и т. д. жизни.
  Для человека, ставшего на уровень О. р., характерен отход от господства
эмоциональных отношений, эмоционального слияния с системой своих связей,
отношений, например, в общине, в патриархальном производстве, господство
интеллектуальных отношений, т. е. способность расчета, планирования,
организационного и прочих видов творчества, направленных на подчинение
отношений достижению конечной цели, например, максимальной эффективности
производства. Для этого надо не просто "лучше работать" в сложившихся
условиях, но стремиться постоянно изменять сами условия. Для этого
необходим тип личности с высоким уровнем самокритики, с преобладанием
способности интеллектуальных решений над эмоциональными инверсиями.
  Лишь на основе О. р. возможно экономическое развитие в сложных условиях
большого динамичного рынка, постоянно бросающего вызов каждому члену
общества. Рынок требует способности постоянно реагировать изменением
отношений, усилий и ресурсов в соответствии с вызовом потребителя и вызовом
потребителю, позволяет людям объединяться в соответствии со своими
талантами и мастерством и самим бросать вызов обществу: создавать новые
предприятия, ассоциации, "заводы заводить" и т. д. На всех этажах общества,
производства, создаются совершенно новые условия для экономической
деятельности, научно-технического прогресса. Только на основе О. р. можно
понять сущность научно-технической революции как способности общества
подчинять производство развитию науки, создавать для этого все более
совершенные организационные формы, постоянно их совершенствовать,
видоизменять. Для промежуточной цивилизации, отягощенной расколом
характерна мучительная неспособность достигнуть понимания необходимости О.
р. Без этого, дальнейший рост хозяйства порождает возрастающий поток
дезорганизации. Совершение О. р. возможно на основе широкого развития
важнейших элементов либерального нравственного идеала, прежде всего роста
самосознания личности, выхода за рамки ограниченного стремления
адаптироваться к условиям, способность подчинить эти условия прежде всего
своим существующим, а затем и новым целям. О. р. в связана с личностной
способностью изменять свои отношения. Например, важнейший мотив
произведений А. П. Чехова - неразрешимость противоречия между целями,
ценностями личности и неразвитостью у нее способности соответствующим
образом изменить систему личных отношений.
  
  ОРГАНИЗАЦИОННИЙ ФЕТИШИЗМ - Представление, что способность
административными методами формировать организационные отношения -
волшебный ключ к решению основных проблем общества, прежде всего
модернизации, включения каждого человека в общую деятельность. О. ф. в
условиях господства псевдосинкретизма тесно связан с машинным фетишизмом,
О. ф. создает иллюзии, что достаточно установить определенные
организационные формы труда, государственной жизни, творчества, любой формы
деятельности и "человеческий фактор" даст необходимый эффект. Однако в
соответствии с социокультурным законом всякая организационная форма,
находящаяся в существенном противоречии с личностной культурой, неизбежно
создает отчуждение, явно или скрыто выхолащивает реальную жизнь из этих
организационных форм, сводя навязанные формы организации к привычным для
этих людей.
  Между тем раскол органически связан с попыткой правящей элиты для
обеспечения интеграции общества, для возможности действия принципа шаха,
перерастающего в мат, для манипуляции ресурсами и т. д. навязывать обществу
организационные формы, которые в условиях раскола приобретают характер
псевдоорганизации.
  Одним из проявлений О. ф. является вера, что та или иная
специализированная организация является монополистом в той или иной форме

Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь