Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 66   67   68   69   70   71   72   73   74  75   76   77   78   79   80   81   82   83   84  » »»

собственной активности.
  П. в большом обществе может существовать также и в модернизированных
  формах. Например, стремление к П. приобрело массовый характер у русской
  интеллигенции, испытывающей мощное дискомфортное состояние в
результате чувства отпадения от народа. Полученный в результате этого
самоощущения импульс порождал стремление принять любую муку П., инициации.
В либеральной цивилизации сохраняются сильные эмоциональные механизмы
привязанности личности к своему миру. Тем не менее господствующий характер
приобрела способность жить в большом обществе, что преодолевает
ограниченность П. В промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, мощное
влияние имеет стремление слиться со своим локальным миром, в качестве
которого может выступать ведомство, предприятие, малая группа и т. д.,
противостоящие больному обществу, что может его превратить в фактор роста
дискомфортного состояния. Развитие общества здесь происходит посредством
инверсионных переходов от П. к локальным мирам, что присуще соборному
нравственному идеалу, до П. к вождю, правящей элите, что присуще
авторитарному нравственному идеалу, и обратно.
  
  ПАРТИЯ НОВОГО ТИПА - организация медиационного типа, т. е. ставящая своей
задачей подключение к массовым источникам творческой энергии с целью своего
превращения в медиатор. П. н. т. отличается от иных партий прежде всего
тем, что последние пытались овладеть уже сложившимся медиатором. В основе
П. н. т.
  лежал единственный принцип, т. е. решение медиационной задачи. Это
открывало невиданные в истории возможности на основе утилитаризма
превращать все возможные нравственные идеалы: соборный, авторитарный,
либеральный и т. д. в своеобразное нравственное сырье, средство для
достижения поставленной цели, прежде всего через формирование гибридных
идеалов. Это делает возможным для П. н. т. стать во главе общества,
опираясь в зависимости от ситуации на нравственные идеалы - от крайнего
авторитаризма до либерализма, на их фантастические комбинации.
  П. н. т. не является партией в обычном понимании. Она - результат
мучительной попытки общества преодолеть социокультурное противоречие между
высокой сложностью большого динамичного общества и господством в массовом
сознании традиционализма, чья воспроизводственная программа не
соответствовала новым требованиям. Это достигалось попыткой создания
организации, которая, с одной стороны, убедила бы общество через идеологию,
что она разделяет массовые ценности (см. : Псевдосинкретизм ) но, с другой
стороны, одновременно сумела бы стимулировать общество к росту, развитию
модернизации.
  П. н. т. - особый инструмент, способный постоянно ликвидировать любыми
средствами возможный конфликт между исключающими друг друга принципами, что
в расколотом обществе - обычное явление. Л. н. т. - ранее мало влиятельная
группа - была выброшена к вершинам власти в результате взрыва массового
манихейства, инверсии, положившей конец первому глобальному периоду.
Специфическое стремление Л. н. т. к единовластию, ее успех в этой области
объясняется совершенно особым состоянием расколотого большого общества,
характеризуемого низким уровнем государственного сознания, мощной
уравнительностью и локализмом, слабостью способности обеспечивать
интеграцию, постоянно преодолевать противоречия между интеграцией и
локализмом, между стремлением к прогрессу и мощным традиционализмом. Это
вызвало к жизни особую систему власти, отдаленный прототип которой можно
видеть -в фаворитизме, между которыми, однако, нет преемственности. П. н.
т. - особое сообщество, связанное особой субкультурой интеграторов
общества, модернизации. П. н. т., пытаясь решать свои задачи, постоянно
использует эффект парусника, который позволяет в определенных пределах
получать творческую социальную энергию народа для решения задач, возможно
не известных в почве, непосредственно на языке массового сознания.
Отсутствие органической связи П. н. т. с определенным жестким нравственным
идеалом открывает путь для использования энергии массовых инверсий вплоть
до косы инверсии. Однако если массовая инверсия может дать П. н. т.
гигантский антиэнтропийный импульс, в единый миг возвести ее к вершинам
власти, то столь же возможно инверсионное отключение всех источников
энергии, что грозит уходом жизни из системы, катастрофой П. н. т. как
интегратора общества. Господство П. н. т. определяется тем, что обеспечение
интеграции общества в условиях раскола между традиционализмом и
модернизацией требует постоянного поиска все время ускользающей
нравственной основы интеграции посредством утилитарного манипулирования
организацией общества, постоянным решением на этой основе медиационной
задачи. Сила П. н. т. в том, что она в противоположность всем другим
партиям, следующим тем или иным последовательным принципам, некоторой
внутренней логике своей концепции, оказалась способной идти по логике
пульсации нравственного идеала, всей организации общества, по логике,
нарушающей любую известную в то время логику, кроме логики утилитаризма,
утилитарного манипулирования, принимать хромающие решения.
  Ленинская концепция П. н. т. направлена на сохранение ограниченной по
численности партии профессионалов, характеризуемой высокой способностью к
организационной работе, высокой государственной ответственностью,
стремлением к модернизации, что предусматривало партиципацию к ней как к
носителю высшей Правды и одновременно научной истины всего народа. После
смерти Ленина возобладала концепция массовой партии, что усилило влияние в
ней почвенных ценностей.
  На этапе перестройки, когда исчерпался некоторый конечный цикл
нравственных идеалов, дающих основу для идеологии на первый план вышли
ценности либерализма, П. н. т. стала терять влияние, что с существенным
отставанием заставляет общество искать альтернативные формы власти. Среди
них на первое место выходит государственность, которая мыслится как
правовая, а также система локалистских соборных институтов, выступающих как
организации рабочих, конкурирующих с местными органами власти, пытающихся
превратить государственные институты в некое подобие локальных вече. Однако
они неспособны обеспечить функционирование общества, сохранить его от
катастрофического распада, так как не обладают способностью и возможностью
постоянной перекачки ресурсов, не связанных правом и местными интересами на
угрожаемые участки, "выполнять функции биржи" (С.Кордонский), быть
координатором и гарантом обмена ресурсами подчиненных ему сообществ,
обладать возможностью использовать принцип шаха, перерастающего в мат. На
стороне П. н. т. остаются ряд важных факторов, приведших ее к власти:
реальная слабость либерализма и сил реальной демократии (См. ;
Соборно-либеральный идеал), реальная слабость, неэффективность правовых
институтов, государственного аппарата. На стороне П. н. т. ее способность

Страницы: «« « 66   67   68   69   70   71   72   73   74  75   76   77   78   79   80   81   82   83   84  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь