Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 74   75   76   77   78   79   80   81   82  83   84   85   86   87   88   89   90   91   92  » »»

М., что опять может нарушить меру. В условиях либеральной цивилизации при
росте самосознания и ответственности личности П.
  М. в возрастающих масштабах переходит в сферу духа. Знания, умения,
духовное и культурное развитие растут тем больше, чем больше продвинуты в
этой области люди. Этот процесс становится все более важным духовным
ресурсом в системе управления любого сообщества, общества в целом, все
более важным элементом капитала, оттесняя на второй план все иные формы
ресурсов, что приводит к преодолению капитализма.
  возникновению информационного общества.
  
  ПРИНЦИП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ - одна из наиболее интересных особенностей
организации советского типа сложившихся в условиях господства
авторитаризма: характеризуется возможностью вышестоящих уровней управления
вмешиваться в функции нижних этажей, изменять в них отношения; например,
переадресовывать готовую продукцию, ресурсы, деньги, рабочую силу одного
предприятия другому, изымать дефицитные ресурсы, например хлеб, как у
"кулаков", так и у колхозов, переставлять людей, опираясь на партийную
дисциплину, закрепощение и т. д. Это достигается террористическим ударом,
реорганизацией, повседневными указаниями, планом, использованием принципа
шаха, перерастающего в мат, П. ч. с. вытекает из присущей синкретическому
обществу способности обеспечивать принудительную циркуляцию всех видов
ресурсов.
  П. ч. с. является формой приспособления общества к расколу, чрезвычайной
формой следования социокультурному закону, попыткой предотвратить усиление
социокультурного противоречия, потребности держать в узде заложенные в его
основе два взаимоисключающих и взаиморазрушающих принципа, что требует
постоянной способности быстро реагировать на любой процесс дезорганизации,
социальной энтропии быстрым чрезвычайным действием, уменьшающим вероятность
большой дезорганизации. Однако возможность этого метода, порождающего волны
дезорганизации, ограничена сложностью общества.
  При переходе от одного этапа к другому П. ч. с. периодически пульсирует.
Он может быть расширен до чудовищных размеров, например, в условиях
крайнего авторитаризма, или сводиться к минимуму, например в условиях
господства соборно-либерального идеала. Его максимальное расширение
порождает разрушительную дезорганизацию и подавление творчества, тогда как
минимизация парализует в расколотом обществе важный механизм интеграции,
что в условиях господства локализма приводит к тем же результатам.
  П. ч. с. несовместимо с гражданским обществом и правовым государством.
  
  ПРИНЦИП ШАХА, ПЕРЕРАСТАЮЩЕГО В МАТ - принцип, противостоящий разделению
властей и законности; органически присущ обществу с господством гибридного
идеала, псевдосинкретизма. П. ш., как и принцип чрезвычайных связей. -
результат раскола, в частности, между традиционализмом и модернизацией.
  Необходимость этого административного принципа вызвана тем, что общество
не выработало в должной степени иных, более эффективных методов следования
социокультурному закону, преодоления социокультурного противоречия,
предотвращения ухода жизни из системы. П. ш. - результат господства
синкретического государства в условиях раскола, необходимости
принудительной циркуляции ресурсов. П. ш.
  нацеливает власть на всех уровнях, например в результате острой нехватки
ресурсов, дезорганизации, существенно превышающей приемлемую норму, м т.
д., для предотвращения катастрофического роста социальной энтропии,
дезорганизации прибегать к любым мерам, включая террористический удар,
конфискацию ресурсов, снятие и даже арест, расстрел людей и т. д. Институт
комиссаров в первые годы существования нового общества олицетворял этот
принцип. Он утвердился в деятельности министерств, постоянно меняющих,
корректирующих планы, перемещающих ресурсы. Нравственной основой этого
принципа отказ от признания самоценности любого явления, оценка его с
позиций утилитаризма лишь как средства разрешения медиационной задачи. Все,
что этому противоречит (или кажется, что противоречит), т. е.
  любая идея, любая последовательность - логическая, профессиональная,
нравственная - должно находиться под угрозой немедленного ограничения,
устранения, возможно - уничтожения. Как направленность П. ш., так и
возможность его использовать постоянно меняются вместе с инверсионным
колебанием общества от максимального и безоговорочного на этапе сталинизма
до попыток его ограничить и даже устранить на седьмом этапе обоих
глобальных периодов.
  Этот принцип несовместим с экономической реформой, требующей стабильности
и защиты от произвола каждого предприятия, предпринимателей, которые могут
достигать эффективных экономических результатов только в том случае, если
они гарантированы законом от произвольного нарушения договоров их
административным сюзереном (Феодализм). Здесь существует аналогия с
беззащитностью крепостного от посягательств помещика на его имущество.
Однако резкий, инверсионного типа отказ от П. ш. на всех уровнях, не
сопровождаемый созданием иных, более совершенных механизмов следования
социокультурному закону, может иметь негативные результаты из-за гибели
последней административной баррикады на пути дезорганизации.
  
  ПРИПИСКИ - стихийно сложившийся способ приспособления
традиционалистского, а затем и утилитарного сознания к давлению ценностей
модернизации, к ускорению, к административному планированию, интерпретация
этих ценностей как чисто ритуальных. Тем самым сохраняются традиционные
ценности и одновременно комфортное состояние в условиях раскола.
Утилитаризм постепенно осваивает возможности П., используя их для
удовлетворения утилитарных целей. При этом П. становится не только
средством коррупции, дезорганизации хозяйства, но и возрастающим по
значимости элементом псевдоэкономики, формируя социальную патологию.
  
  ПРОГНОЗ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - эффективность П. определяется прежде
всего соблюдением презумпции утопизма, отказом от смещения идеологии и
науки, от экстраполяции псевдомифа в будущее.
  П. требует выявления конкретного субъекта-объекта прогнозируемого
процесса в единстве его объяснения и понимания (См. : Объяснение социальных
явлений. Презумпция объяснения социальных явлений). Иначе говоря предметом
прогнозирования является противоречивая воспроизводственная деятельность,
конкретного субъекта. П. требует преодоления дуальной оппозиции:
абстрактное - конкретное. т. е. выхода меры на тот конкретный уровень
исторической необходимости, который в данном обществе в рассматриваемый
период реально определяет общественное развитие, раскрывает его движущие
силы. Безрезультатно прогнозировать развитие одной страны на основе лишь

Страницы: «« « 74   75   76   77   78   79   80   81   82  83   84   85   86   87   88   89   90   91   92  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь