Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»

сливать и противопоставлять и т.д.
  Введение утилитаризма в идеологию П. означало, что сами идеи, элементы
сознания, которые всегда воспринимались как нечто естественное, неотделимое
от человека, теперь стали (по крайней мере у идеологов власти) предметом
утилитарно-конъюктурного манипулирования. Это открывало возможность
изменять господствующую идеологию, постоянно интерпретируя колебания
массового сознания, сдвиги в господствующем нравственном идеале,
приспосабливая их к решению медиационной задачи, обеспечению интеграции
общества. Так как эти сдвиги в господствующих нравственных идеалах
протекали до сих пор по логике смены этапов глобального модифицированного
инверсионного цикла, то следовательно истории П.
  возникает семь господствующих версий. При этом при каждом повороте
делается попытка выделить из массового сознания элементы государственного
сознания, соответствующие организационные формы и использовать их прямо или
косвенно, т.е. через эффект парусника для решения медиационной задачи на
каждом этапе как бы заново. В условиях господства локализма, соборного
идеала государство строится на идее большой общины, общенародного веча,
съезда представителей советов, локальных миров, представителей мест,
сохраняющих, однако, свою независимость, суверенитет. Авторитарная
государственность использует идею тотема-отца-вождя. Между ними, постоянно
терпя поражения и постоянно набирая силу, развивается локальные миры
среднего уровня, несущие в себе все культурное и организационное богатство
феодализма. Вместе с тем периодически истребляемый либерализм дает, по
крайней мере в тенденции, новые ответы на старые вопросы, которые, однако,
не воспринимаются и не развиваются обществом применительно к его специфике.
  П. - особый метод приспособления общества к расколу, состоит в том, чтобы
скрывать его как зло, превращать в тайну. П. выступает как фантастическое
соединение несоединимого, например некритического отношения к целям и
одновременно требования научно-технического прогресса, научно-технической
революции, что немыслимо без постоянного изменения целей и т.д. П.
излагается на языке науки (эксплуатация, революция, социализм и т.д.), что
делает его понятным интеллигенции. Но одновременно его структура имеет
форму манихейской нравственной притчи и именно в таком виде воспринимается
широкими массами. Однако суть П. в том, что сама эта двойственность как бы
не существует, она не значима, нечто вроде метафоры единой и единственной
истины-Правды. Например, кривда, - метафора научной истины, например,
"империализма". Она же - "истина" -- научное воплощение представлений
массового сознания. Каждая из версий П. последовательно осуществляется и
последовательно приходит к своему банкротству. На последнем, седьмом этапе
(перестройка) возникает сильнейшая критика П., разоблачение тайны на основе
господства соборно-либерального идеала, как это уже имело место на
последнем этапе первого глобального периода. При этом выясняется роковое
обстоятельство: идеи П. невозможно защищать в открытом споре с
представителями любой другой последовательной системы идей, так как спор
неизбежно открывает двусмысленность П. Выясняется, что П. не имеет своей
последовательной логики, которая может быть развита и могла бы объяснить
реальность. Вместо этого сторонники П. постоянно отговариваются тем, что
система идей П. ошибочно применялась и трактовалась на прошлых этапах, что
имело место отпадение от ее высших ценностей и необходима новая
партиципация и некоторым идеям классиков. В действительности эти идеи
слишком абстрактны, чтобы дать реальные ответы на наши беспрецедентные по
сложности проблемы. Поэтому критика П. смертельна для него. Из этого,
разумеется, не следует, что оппоненты П. могут всегда претендовать на
большее понимание реальности и предложить нечто лучшее.
  Агония П. на этапе перестройки - свидетельство распада обеспечиваемого им
консенсуса. Возникает вопрос о новом консенсусе следующего глобального
периода, его идеологии, которая может быть в известном смысле реакцией
инверсионного типа на П.
  
  ПСЕВДОУРБАНИЗАЦИЯ - процесс формирования социокультурно значимых
территориальных различий, возникающих в расколотом обществе в результате
нарушений закона соотношения хозяйственных отраслей, в результате
способности синкретической государственности систематически
перераспределять ресурсы, рабочую силу, что приводит к существенным сдвигам
в социальной структуре, в развитии поселений, например города за счет
деревни, в концентрации ресурсов на экономически не оправданных стройках,
что стимулировало формирование лагерей принудительного труда, массовых
перемещений рабочей силы и т.д. П.
  связана с ростом в форме городов догородских, маргинальных форм, культуры
с "разгулом поселковой идеологии" (Л.Б.Коган). Горожане третьего поколения
составляют в стране не более 15 %. П. в отличие от урбанизации (неотделимой
от качественного развития человека, сдвигов в его менталитете на основе
развития городской, урбанизированной культуры как самоценности, от
интенсификации всей жизни общества) является средством для получения
некоторого экстенсивного эффекта обществом, ведомствами, государством,
например, для создания условий решения хозяйственного развития,
индустриализации, усиления контроля над жидким элементом, для
административной деятельности. П. возникает как результат раскола процесса
урбанизации, раскола в двуедином характере социального развития.
Урбанизация существует на заднем плане П., в ее порах, примерно там же, как
экономика существует на заднем плане псевдоэкономики. Органическая слабость
урбанизационных процессов в стране - слабость и даже отсутствие городов как
культурных центров, как центров, способных нести функции точек роста,
развития, как центров, наращивающих в масштабе регионов, всего общества
конструктивную напряженность, нацеленную на развитие во всех формах
обуславливает развитие П. Она разрушает ценности деревни, традиционализма,
оказывается не в состоянии предложить конструктивную альтернативу, что
приводит к росту потоков дезорганизации и нравственной деградации.
  Однако урбанизация, хотя и оттесненная на задний план, создает
определенную основу для возможности преодоления П.
  
  ПСЕВДОЭКОНОМИКА - хозяйственная система, возникающая в результате
систематического нарушения Закона соотношения хозяйственных отраслей,
развития на вне и доэкономической основе сложного, многоотраслевого
расколотого хозяйства. П. складывается на основе разрушения всеобщности, на
пересечении двух несовместимых требований; с одной стороны, стремления к
модернизации, повышения поступления социальной энергии, удовлетворения
растущих утилитарных потребностей и т.д. И, с другой стороны, стремления
сохранить статичное воспроизводство при отсутствии рынка, в условиях
низкого престижа торговли и т.д. Попытка решить в этих условиях

Страницы: «« « 81   82   83   84   85   86   87   88   89  90   91   92   93   94   95   96   97   98   99  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь