|
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 953 Кб Страницы: «« « 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 » »» его рост в фактор комфортного состояния. В обществе промежуточной
цивилизации, отягощенной расколом, противоборство Р. и уравнительности
приводит к росту дезорганизации.
РАЗРУХА - особая форма дезорганизации возникающая в условиях высокой
сложности хозяйственных связей при господстве доэкономических отношений,
псевдоэкономики, когда поддержание этих связей, прежде всего между
отраслями, регионами и т. д. административными средствами становится
невозможным. Р. имеет тенденцию достигать высшей точки на последнем этапе
глобальном периоде. Общество ищет выход из Р. либо через развитие
экономики, что требует терпения, времени, соответствующего менталитета,либо
в антимедиации, ужесточения административной власти вплоть до
тоталитаризма, что однако дает временный ограниченный эффект и в конечном
итоге еще больше ухудшает ситуацию.
РАСИЗМ - одна из форм возврата к племенным локальным ценностям,
предпосылка и результат антимедиации, попытка затормазить,повернуть вспять
усиление либеральных ценностей, повернуть назад либеральную
цивилизацию(Фашизм). Р. выступает как обращение биологической
исключительности своей общности, к биологическому фетишизму, что делает
различия между "мы" и "они" абсолютными и непреодолимыми. Р.
стимулируется в условиях сочетания роста национального самосознания и
роста дискомфортного состояния, возможно как реакция на модернизацию,
развитие либерализма, ответственность за которые возлагаются на другие
народы. Р. может выступать в форме манихейства, в форме борьбы с мировым
злом (Антисемитизм). Р.
чреват дезинтеграцией, конфликтами, войнами как с другими народами, так в
первую очередь с несогласными внутри. Р. как форма манихейского расчленения
общества может в определенной ситуации инверсионным образом быть заменен
классовым членением общества (Классовая борьба) и наоборот.
РАСКОЛ - особое патологическое состояние социальной системы, большого
общества, характеризуемое острым застойным противоречием между культурой и
социальными отношениями, распадом всеобщности, культурного основания
общественного воспроизводства, пониженной способностью преодолевать
противоречия между менталитетом и социальными отношениями, обеспечивать
гармоничный консенсус. Р.- мощный источник отчуждения. Р.- результат
неспособности общества следовать социальному закону, стремления лишь
приспособиться к социокультурному противоречию, предотвращать его
обострение. Р.
непосредственно может возникнуть в результате неспособности субъекта
включать в культуру в качестве комфортных элементов значительный поток
значимых, устойчивых новшеств, пользующихся поддержкой частей общества
(например связанных с возникновением государственности, с
модернизацией).Сама эта неспособность может быть связана с отсутствием,
низким уровнем реальной демократии, без которой невозможно повседневно
прорабатывать, фильтровать, изменять эти новшества во всей толще народа,во
всем объеме массового сознания, постоянно превращать позитивные новшества в
комфортные. Р.выступает как постоянно угрожающий интеграции общества
конфликт по крайней мере двух субкультур, несущих в себе противоположно
направленные векторы конструктивной напряженности, т. е. гипоцентр одной
субкультуры совпадает с гиперцентром другой и наоборот. Тем самым
складывается заколдованный круг, т. е. ситуация когда борьба с одним из
вариантов предкатастрофического состояния, когда обе субкультуры вызывают
друг друга дискомфортное состояние Р. характеризуется отсутствием в
обществе массового нравственного идеала, который мог бы реально обеспечить
нравственное и организационное единство, интеграцию общества.
Исключительная опасность Р. заключается в том, что существенный рост
различного рода локальных интересов ассоциаций в своих спорах,
разногласиях, конфликтах в острой кризисной ситуации может перейти грань,
отделяющую плодотворный диалог от самоубийственной для общества борьбы
монологов. При этом каждая из сторон может полагать, что борется с мировым
злом. Р. опирается на инверсионную логику, нацеленную на разрешение проблем
эмоциональным взрывом, направленным на явные или мнимые источники
дискомфортного состояния. Р. опирается на субкультуру, тяготеющую к
манихейству, к антимедиации, что чревато возможностью катастрофической
попытки противоположных (суб) культур, соответствующих социальных слоев
нанести друг другу(или лишь одой из сторон) удар косой инверсии.Однако
катастрофы в истории страны имели место лишь три раза, тогда, как
инверсионных поворотов, переходам к новым этапам насчитывается уже
тринадцать. Каждый из них был результатом мучительной попытки избавится от
Р., что приводило лишь к изменению его формы, например переходу от
господства соборного идеала к авторитарному, или наоборот.
Р. возникает, когда новшества локализуются в определенной части общества,
например, в правящей и (или) духовной элите. Этот разрыв может комулятивно
нарастать в результате различных внешних и внутренних причин, что приводит
к росту Р. без роста соответствующих возможностей для его преодоления. Р.
может оказаться слишком большим для того, чтобы личность на основе
исторически сложившейся культуры могла в социально приемлемые сроки
превратить его в разрешимую проблему с помощью углубления для этого
культурных предпосылок, обеспечения соответствующей широты и глубины
медиации.
Общество, пораженное Р., характеризуется общей социальной
неустойчивостью, разрывом коммуникаций внутри общества, между обществом и
государством, между духовной элитой и народом, между правящей и духовной
элитами внутри почвы, внутри личности и т. д. высоким имеющим тенденцию к
повышением уровнем дезорганизации, постоянным грозящим выходом за
допустимый порог. Элементы Р. проявляются во всем обществе, в особенности
при возникновении государства. В России для этого создались особенные
благоприятные условия. В этом направлении действовала варяжская
государственность и стремление власти внедрять византийскую культуру.
Например, церковь и власть долгое время усиленно боролись с "нечестивым"
язычеством, т. е. практически с народной культурой, в которой видели
идеологическую угрозу. В этом же направлении действовало негативное
отношение к торговле, переросшее в негативное отношение к товарноденежным
отношениям, что в условиях модернизации породило стимулирование развития
хозяйства на натуральной основе, систему псевдоэкономики, эффект бумеранга
В этом же направлении действовал антигосударственный характер массового
сознания, о чем писали славянофилы. Все эти явления приобрели значимость
при существенно изменившихся условиях, так как: "Мы лучше всех культурных
Страницы: «« « 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |