Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

народов сохранили природные, дохристианские основы души". (Федотов Г.П.
Русский человек / новый град.Нью-йорк.1952.С.81) На древние представления
наложились качественно новые явления: государственность, новые культурные
влияния, что и породило заколдованный круг. Свою завершенную форму Р.
принял на этапе крайнего авторитаризма первого глобального периода,
совпавшего с попыткой массированной модернизации.
  То, что в расколотом обществе одна его часть вызывает у другой
дискомфортное состояние, может породить периодические попытки радикального,
инверсионного преодоления Р. через массовое избиение противоположной
стороны, например правящей или духовной элит, массовый террор против всего
населения.
  Это однако не может ликвидировать Р. даже если,как кажется, будет
истреблена, рассеяна, дезорганизована одна из частей расколотого общества,
например, буржуазия, враги народа, кулаки, крестьянство и т. д.
  Дело в том, что Р. проникает в каждую клеточку культуры, социальных
отношений Р. отрывает производство от потребления, куплю от продажи,врача
от больного, работника от рабочего места, где он может дать максимально
полезную отдачу, науку от образования, отрасли и ведомости друг от друга и
т. д. Все начинает приобретать неорганический характер. Р. в каких бы
социальных формах он не выступал, находится внутри любого сообщества, любой
личности, что делает насилие как средство ликвидации Р. формой
самоубийства, самоистребления. Р. с культурологической точки зрения-
результат неспособности личности осознать его как свою внутреннюю проблему
при патологическом стремлении сводить Р. к козням злодеев, которых надо
разоблачать и с которыми следует расправится, лучше всего без суда и
следствия (так как всякая волокита лишь им на руку) Элементы расколотого
общества находятся друг с другом в отношении амбивалентности, хотя
манихейское сознание это не сознает. Тем самым фобии, попытки избиения
оборотней, террор, терроризм, погромы и т. д. в принципе не может
уничтожить Р. и в лучшем случае могут лишь изменить его форму, загнать его
в глубь, создать мощные, трудно преодолимые иллюзии о его сути и причинах.
  Кроме того, оказалось невозможным окончательно уничтожить социальные
  слои, несущие одну из сторон Р.: правящую элиту, духовную элиту,
  интеллигенцию, людей, способных "заводы заводить", т. е. разрушающих
своими инициативами идеалы уравнительности. В обществе претерпевшем
громадные потери, срабатывает некий эффект целостности, которой в той или
иной форме восстанавливает обе стороны расколотого общества, хотя и в
ущербной форме.
  Теории, исследующие пути минимально болезненного преодоления Р.,не
создавались, так как сама его природа трактуется через манихейские или
просветительские мифы, через экономический материализм, через реализацию
различного рода утопий. Все они страдали стремлением редуцировать Р. до
уровня здравого смысла, к соседским склокам, скрытому злодейству, извечной
борьбе этнических или классовых групп.
  Общество постоянно стремилось приспособится к Р., совершенствуя методы
  решения медиационной задачи. Правящая элита постоянно формирует
  идеологию, т. е. искусственный, склеенный гибридный идеал,
избавляющий от дискомфортных представлений о застойном неразрешенном
  социокультурном противоречии. Тайна Р., хотя и на уровне интуиции,
  выявлена элитой. Одно из выступлений М. Горбачева называется:
  "Конфронтации, расколу нет"...(Известия. 1991. 1 марта). Существование
  всепроникающего Р. означает, что само принятие значимых для общества
  решений также
расколото, что они носят особый характер хромающих решений, которые в
соответствии с противоположно направленными расколотыми частями общества
отрицают друг друга. Само длительное существование Р.- свидетельство, что
общество не столько пытается его преодолеть, сколько приспосабливается к
нему, что рано или поздно должно было завершится созданием особой
псевдокультуры и особых институтов, способных постоянно обосновывать и
формировать эти хромающие решения в масштабе общества, на всех его уровнях.
  Это нашло свое яркое воплощение в партии нового типа, в идеологии
псевдосинкретизма.
  
  РЕВОЛЮЦИЯ - в противоположность бунту попытка свергнуть власть,
препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить
определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений Р.
в марксизме рассматривается как уничтожить капитализм для установления
социализма, как категория науки, раскрывающая механизм перехода от старого
строя к новому. В псевдосинкретизме представление о Р. является
своеобразным гибридом,результатом соединения представлений, сложившихся в
науке, и представлений о народном бунте, скрыто вере в инверсию,
моментально переводящей общество из одного состояния в прямо
противоположное, из состояния кривды и зла в состояние Правды
социализма.При этом акт разрушения старого рассматривается как
тождественный акту формирования нового, т. е. это одно и тоже действие.
Подобная точка зрения -чистейшее воплощение инверсии, отождествляющей
разрушение и созидание. Эту мысль можно видеть и в выражении " надо начать,
а там будет видно". Здесь содержится вера, что сам отход от зла
автоматически или почти автоматически ведет к Правде Р. - чудо. Она
безпроблемна, как и инверсия.
  Идеологи трактовали Р. по аналогии с французской революцией 1789
года.Однако в России не было Р. в европейском смысле. Существовали лишь
некоторые ее элементы, вкрапленные в массовые инверсионные бунты. Их можно
обнаружить, анализируя движущие силы традиционно- либерального идеала.
  
  РЕМОНТ - категория псевдоэкономики, деятельность, доводящая
потребительскую стоимость, не опробированную рынком, экономическими
механизмами: машины, здания, сооружения, потребительские товары и т. д. до
возможности эксплуатации, использования потребителем. Потребность в Р.
усиливается из за господства монополии на дефицит, псевдоэкономики,
отсутствие стремления производителя создавать вещи, максимально
удовлетворяющие потребителя, а также из-за стремления владельца дефицита
укреплять свою монополию, в частности, посредством создания умеренных
затруднений в работе других организаций (сообщество советского типа).
Значительная масса изготавливаемого продукта требует "доводки", приведения
в соответствии с его объявленными функциями, со специфическими требованиями
потребителя. В значительной части случаев это делается самим потребителем
до начала эксплуатации, так как он в условиях монополии на дефицит
практически не имеет выбора. Р.- результат стремления потребителя ослабить
последствия удушающего дефицита, обеспечивая возможность эксплуатации

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь