Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»

что привело к дальнейшему массовому росту умеренного утилитаризма, но пока
не повлекло за собой существенного развития специфической городской
культуры, специфических городских ценностей.
  Огромную сложность представляет собой проблема соотношения П. и реформы.
Реформа не может быть беспочвенной. Но одновременно она по существу должна
вывести почвенные силы за их исторические рамки, дать им импульс развития.
Это решается ориентацией на определенное меньшинство П., на более активную,
творческую, ее часть, т. е. ту, которая постоянно подвергается избиению. Ее
активизация может вызвать дискомфортное состояние. Отсюда необходимость
критики П., стремление развить в ней массовую рефлексию.
  Именно в этом и заключается важнейшая социальная функция элиты.
"Почвенные слои лишены правосознания и даже достоинства, не хотят
самостоятельности и активности, всегда полагаются на то, что другие все за
них сделают" (Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 21).
  
  ПРАВДА совместно с кривдой составляет дуальную оппозицию. Абсолютизация
их противоположности, отказ от признания их взаимопроникновения, от
понимания взаимозависимости добра и зла приводит к смыканию с манихейством.
П. - высшее воплощение всего положительного: "Правда .... выше народа и
выше России" (Ф.
  Достоевский). П. - гипоцентр архаических субкультур русской культуры,
носит синкретический характер, в котором можно выделить прежде всего
нравственные пласты, а также представление об идеале социальной жизни,
обычно тяготеющем к идеалу общинного социализма, а также росту утилитарных
благ. П. носит крайне неопределенный, абстрактный характер в отличие от
кривды, которая обычно воплощена в конкретном образе некоторого носителя
зла; буржуев, врагов народа, кооператоров и т. д. П. принципиально отлична
от истины и совпадает с некоторым эмоционально комфортным состоянием. П. в
отличие от истины должна быть неделима и получена сразу, целиком. Ее
невозможно получать поэтапно, накапливать как крупицы истины. Она идет от
души. "Для того, чтобы осознать правду, не требуется понятий и масштабной
работы мысли" (Кожинов В. Наш современник. 1966. ј 4. С. 160). Проблема
отношения всеобщей и личной П. в синкретизме неразрешима, так как там
неизвестно само это различие. Моя П. и есть всеобщая П., как и наоборот.
Поэтому жулик Чичиков (Гоголь Н. Мертвые души) имел право сказать, что он
"пострадал за правду". Истина - процесс постоянной критики ранее
сложившегося комфортного состояния, результат работы ума, постоянное
движение, изменяющее границы комфортного и дискомфортного состояния.
  П. - результат инверсии, истина - результат медиации. П., как основанная
на отождествлении осмысляемого явления с крайним полюсом дуальной
оппозиции, тем самым противостоит взаимопроникновению, амбивалентности.
Различие между П. и истиной - одна из форм раскола общества. В концепции
псевдосинкретизма содержится попытка скрыть раскол. Это выражается в
отождествлении народной П. и научной истины, что разрушает и то и другое.
Для П. характерна некритическая слепая эмоциональная вера в свое
собственное мироощущение, противостоящее самокритике познания, что является
одним из факторов крайне слабого понимания сторонниками П. специфики.
современного мира. Д. С. Лихачев говорит о присущей русской культуре
"особой правдивости", при которой человек "во всем доходит до крайней
точки". П. прямой дорогой ведет к инверсионной ловушке по пути постоянного
нарушения запрета на инверсию. Считается, что П.
  обладает способностью к самоутверждению, кривда же сама идет к
  самоликвидации. Для утверждения П. достаточно лишь "доброго слова".
  Однако кривда может этому воспрепятствовать, и тогда против
упорствующего как тождественного кривде надо применить силу (см. принцип
  Антона Петрова). Еще И. Пересветов отождествлял "грозу" и "правду" и
  писал, что без "грозы не мочно в царстве правду ввести". Тем не
менее, по языческим представлениям, одолеть зло на земле невозможно
(Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 464).
  
  ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА - особый тип социальной элиты, особая группа лиц,
сосредоточившая в своих руках высшую власть, высшие функции управления,
направленные на интеграцию общества. П. э. Составляет совместно с народом
дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.
Она - носитель формы самосознания общества, необходимого для решения
медиационной задачи. В условиях раскола, в постоянно меняющейся, крайне
неустойчивой ситуации при постоянной опасности инверсии, переходов от
одного этапа к другому, от одного предкатастрофического состояния к
противоположному П. э., в отличие от духовной элиты, вынуждена решать
прежде всего оперативные повседневные проблемы. П. э., постоянно находясь
между инверсиями, не в состоянии действовать по разработанному на
длительный срок плану. Она постоянно следует хромающим решениям, от одной
крайности к другой. Например, "Петр просто делал то, что подсказывала ему
минута, не затрудняя себя .... отдельным планом, и все, что он делал, он
как будто считал своим текущим очередным делом" (В. О. Ключевский). Это
можно рассматривать как модель поведения П. э. всех последующих этапов
обоих глобальных периодов.
  П. э., балансируя на инверсионных волнах, постоянно находится между двумя
  смертельными опасностями. Первая - в отпадении от народа, т. е.
  возможности существенно разойтись с ним в ценностях и целях, например,
став в его глазах воплощением мирового зла, что, возможно, будет
сопровождаться разоблачением тайны. Этот процесс, который может привести к
потере способности П. э. Решать медиационную задачу, стимулируется основным
заблуждением массового сознания, верой в Моисеев жезл. В действительности
слияние народа и власти - лишь миг, который проходит, и власть может
оказаться совершенно беспомощной, пытаясь подвигнуть народ на решение
бесконечных задач. Вторая опасность, которая грозит привести к тем же
последствиям, заключается в партиципации, т. е. в стремлении власти слиться
с народом, проникнуться почвенными, догосударственными иллюзиями, верой, в
способность народа после ликвидации бюрократии навести полный порадок,
достичь изобилия и т. д. Это стремление стимулируется основным заблуждением
интеллигенции. За это проникновение в П. э. ценностей массового сознания
она расплачивается ослаблением связи с духовной элитой, полным разрывом с
ней, снижением уровня принятия решений, инфантильностью (Соборнолиберальный
идеал).
  Между П. э. и почвой нет достаточно мощного промежуточного слоя, нет
достаточно развитых сословий, которые могли бы быть основой для наведения
мостов между ними. В расколотом обществе П. э. оторвана от почвы прежде
всего из-за слабости массового государственного сознания, в силу
традиционной опасности своими действиями, своим существованием вызвать в

Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь