Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1520   1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528  1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538  » »»

темпераментом. Акт„р творчески претворял традиции узб. нар. т-ра кызыкчи
(острая импровизация, яркая  мимика)  .  Мастер  "маленьких  ролей",  М.
придавал своим героям неповторимую характерность.
   Роли:  Подколесин  ("Женитьба",  1926),  Домулла  ("Два   коммуниста"
Яше-на, 1929), Бобчинский (1935),  Завхоз  ("Новба-хор"  Уйгуна,  1949),
Надзиратель ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952),  Ризамат
("Больные  зубы"  Кахха-ра,  1954).  Играл  простых  людей,  задавленных
тяготами жизни: Акбарали ("Наказание клеветников" Хамзы, 1922),  Пикапов
("Любовь Яровая", 1937), Рыбак ("Сказка о рыбаке и  рыбке"  по  Пушкину,
1948) и др. Снимался в кино.
   Лит.: Фельдман Я., Характер народа  и  сценические  образы,  Ташкент,
1962; Гос. ордена Ленина академич. Узб. театр драмы им. Хамзы,  Ташкент,
1957. }J. ф.
   МИРАКЛЬ  (франц.  miracle,  от   лат.   miraculun-   чудо)   -   жанр
средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы,  сюжет  к-рой
основан на "чуде", совершаемом  святым  или  девой  Марией.  Начав  сво„
развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое  распространение
во всех  странах  Зап.  Европы.  В  М.  пропагандировалась  христианская
мораль, изображалось  вмешательство  небесных  сил  в  судьбу  человека,
приводящее к  торжеству  добродетели  и  наказанию  порока.  Легендарные
сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и
эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра  о  св.
Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями
крестовых походов 12-13 вв., в н„м пропагандировались религиозные  идеи.
В  миракле  Боделя  имелись  и  сцены  бытового  характера  (эпизоды   в
трактире). Стремление раскрыть внутр.  переживания  героя  проявилось  в
"Миракле о Тео-филе" трувера  Рютб„фа  (ок.  1261).  Реалистич.  мотивы,
характерные  для  М.  этого  времени,  свидетельствовали   об   усилении
жизненных  черт  в   иск-ве   ср.-век.   т-ра.   Обострение   феодальных
противоречий в 14 в., бедственные события  Столетней  войны  (1337-1453)
привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о  деве  Марии  (14
в.),  состоящем  из  40  пьес,  получили  отражение  жестокий   произвол
рыцарства ("Миракль  о  Роберте-дьяволе"),  порочные  нравы  феодалов  и
ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими  ногами",  "Спас„нная
аббатиса"). М. часто создавались также на  сюжеты  латинских  авантюрных
повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов  в  М.
сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к  превращению
М.  в  бытовую  назидательную  драму,  сохраняющую,   однако,   принципы
христианского морализирования ("Миракль о Гризельде").  В  Италии  в  М.
"Представление о Стелле и "Представление о  св.  Уливе"  ещ„  в  большей
степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты
в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер,  поступки  героев
определялись не внутр. психологич. причинами, а  догматами  христианской
этики.  Нравств.  перерождение  персонажей,   олицетворявших   греховное
начало,  было  в  прямой  зависимости  человека  от  божьей  воли.   Эта
двойственность  жанра  М.  свидетельствовала  о  незрелости  бюргерского
сознания, ищущего компромисса с церковной  ортодоксальностью.  В  Англии
термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании
М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о тр„х волхвах", конец 12 - нач.  13
вв.).
   В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его
продолжением были "пьесы о святых", широко распростран„нные  в  католич.
Испании 15-17  вв.  Использование  жанра  М.  исп.  драматургами  нового
времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П.  Кальдерон)  приводило  их  к
компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв.  М.
в  сво„м  канонич.  виде  сохранились  только  в  репертуаре  иезуитских
школьных театров.
   В конце  19-1-й  четв.  20  вв.  увлечение  религиозной  тематикой  в
символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век.  М.  В
отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование  ("Чудо  святого
Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения  и
выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории  западноевропейского
театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au
Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842;  Petit  de
Julleville  L.,Le  theatre  en  France.  Histoire  de   la   litterature
dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre  religieux,  в  его  кн.:  Le
theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.
   "МИРАНДОЛЙНА" - см. "Хозяйка гостиницы".
   МИРБО (Mirbeau), Октав (16.II.1850-16.II.1917)- французский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал  в  1896.  В  остроконфликтной  пьесе
"Дурные пастыри" (1897, т-р "Ренессанс") ч„тко  обрисовано  столкновение
между хозяином фабрики и рабочими,  устраивающими  забастовку.  В  пьесе
"Очаг"  (1908,  т-р  "Комеди  Франсез")  сатирически  изображена   бурж.
филантропия. В центре лучшей пьесы М. "Дела есть  дела"  (1903,  "Комеди
Франсез") создан  собирательный  образ  беспринципного  богача-выскочки,
"фанатика  стяжания",  по  словам  М.  Горького.  М.  принадлежат  также
одноактные пьесы-памфлеты, "фарсы и аллегории", бичующие бурж. общество.
Отрицание ка-питалистич. действительности определяет сатирич. пафос пьес
М., направленный против фабрикантов и промышленников, против фальши, псе
вд  о  демократизма,  бесчеловечности.  Нигилизм,  анархистские  мотивы,
характерные для творчества М. в целом, заметны лишь в "Дурных пастырях".
   На рус. сцене ставились пьесы  "Дела  есть  дела"  (под  назв.  "Рабы
наживы", 1903, Т-р Корша, Москва), одноактная пьеса  "Вор"  (1918,  Нар.
художеств. т-р, Москва).
   С о ч.: Theatre, Р., 1922; в рус. пер.- Полн. собр.  соч.,  т.  1-10,
М., 1908-11 (т. 6 и 9 - пьесы).
   Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959;
   Descaves P., Octave Mirbeau, "Erasme", P., 1947, .ј 18.
   МИРЕЦКИЙ (Mirecki), Францишек (l. IV. 1791 -29. V. 1862)  -  польский
композитор, дириж„р,  педагог.  В  1814  окончил  Краковский  ун-т  (ф-т
классич. филологии).  Первые  муз.  знания  получил  от  своего  отца  -
известного краковского органиста. В дальнейшем совершенствовался по  фп.
у И. Гуммеля (Вена), по композиции - у Л. Керубини (Париж). В 1822- 1836
работал в Милане и Генуе дириж„ром и вок.  педагогом.  В  составе  итал.
оперного ансамбля гастролировал в Португалии, Англии,  Франции.  В  1838
вернулся в Польшу; основал в Кракове  муа.  школу,  в  к-рой  в„л  класс
оперного пения. М.- автор опер:
   "Эвандр  в  Пергаме"  (1824,  Генуя),  "Два  каторжника"  (1826,  т-р

Страницы: «« « 1520   1521   1522   1523   1524   1525   1526   1527   1528  1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия