|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1520 1521 1522 1523 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 1531 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 » »» темпераментом. Акт„р творчески претворял традиции узб. нар. т-ра кызыкчи
(острая импровизация, яркая мимика) . Мастер "маленьких ролей", М.
придавал своим героям неповторимую характерность.
Роли: Подколесин ("Женитьба", 1926), Домулла ("Два коммуниста"
Яше-на, 1929), Бобчинский (1935), Завхоз ("Новба-хор" Уйгуна, 1949),
Надзиратель ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ризамат
("Больные зубы" Кахха-ра, 1954). Играл простых людей, задавленных
тяготами жизни: Акбарали ("Наказание клеветников" Хамзы, 1922), Пикапов
("Любовь Яровая", 1937), Рыбак ("Сказка о рыбаке и рыбке" по Пушкину,
1948) и др. Снимался в кино.
Лит.: Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Ташкент,
1962; Гос. ордена Ленина академич. Узб. театр драмы им. Хамзы, Ташкент,
1957. }J. ф.
МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculun- чудо) - жанр
средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой
основан на "чуде", совершаемом святым или девой Марией. Начав сво„
развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое распространение
во всех странах Зап. Европы. В М. пропагандировалась христианская
мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека,
приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Легендарные
сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и
эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра о св.
Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями
крестовых походов 12-13 вв., в н„м пропагандировались религиозные идеи.
В миракле Боделя имелись и сцены бытового характера (эпизоды в
трактире). Стремление раскрыть внутр. переживания героя проявилось в
"Миракле о Тео-филе" трувера Рютб„фа (ок. 1261). Реалистич. мотивы,
характерные для М. этого времени, свидетельствовали об усилении
жизненных черт в иск-ве ср.-век. т-ра. Обострение феодальных
противоречий в 14 в., бедственные события Столетней войны (1337-1453)
привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о деве Марии (14
в.), состоящем из 40 пьес, получили отражение жестокий произвол
рыцарства ("Миракль о Роберте-дьяволе"), порочные нравы феодалов и
ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими ногами", "Спас„нная
аббатиса"). М. часто создавались также на сюжеты латинских авантюрных
повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов в М.
сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к превращению
М. в бытовую назидательную драму, сохраняющую, однако, принципы
христианского морализирования ("Миракль о Гризельде"). В Италии в М.
"Представление о Стелле и "Представление о св. Уливе" ещ„ в большей
степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты
в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер, поступки героев
определялись не внутр. психологич. причинами, а догматами христианской
этики. Нравств. перерождение персонажей, олицетворявших греховное
начало, было в прямой зависимости человека от божьей воли. Эта
двойственность жанра М. свидетельствовала о незрелости бюргерского
сознания, ищущего компромисса с церковной ортодоксальностью. В Англии
термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании
М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о тр„х волхвах", конец 12 - нач. 13
вв.).
В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его
продолжением были "пьесы о святых", широко распростран„нные в католич.
Испании 15-17 вв. Использование жанра М. исп. драматургами нового
времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон) приводило их к
компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв. М.
в сво„м канонич. виде сохранились только в репертуаре иезуитских
школьных театров.
В конце 19-1-й четв. 20 вв. увлечение религиозной тематикой в
символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век. М. В
отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование ("Чудо святого
Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения и
выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории западноевропейского
театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au
Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842; Petit de
Julleville L.,Le theatre en France. Histoire de la litterature
dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre religieux, в его кн.: Le
theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.
"МИРАНДОЛЙНА" - см. "Хозяйка гостиницы".
МИРБО (Mirbeau), Октав (16.II.1850-16.II.1917)- французский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1896. В остроконфликтной пьесе
"Дурные пастыри" (1897, т-р "Ренессанс") ч„тко обрисовано столкновение
между хозяином фабрики и рабочими, устраивающими забастовку. В пьесе
"Очаг" (1908, т-р "Комеди Франсез") сатирически изображена бурж.
филантропия. В центре лучшей пьесы М. "Дела есть дела" (1903, "Комеди
Франсез") создан собирательный образ беспринципного богача-выскочки,
"фанатика стяжания", по словам М. Горького. М. принадлежат также
одноактные пьесы-памфлеты, "фарсы и аллегории", бичующие бурж. общество.
Отрицание ка-питалистич. действительности определяет сатирич. пафос пьес
М., направленный против фабрикантов и промышленников, против фальши, псе
вд о демократизма, бесчеловечности. Нигилизм, анархистские мотивы,
характерные для творчества М. в целом, заметны лишь в "Дурных пастырях".
На рус. сцене ставились пьесы "Дела есть дела" (под назв. "Рабы
наживы", 1903, Т-р Корша, Москва), одноактная пьеса "Вор" (1918, Нар.
художеств. т-р, Москва).
С о ч.: Theatre, Р., 1922; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т. 1-10,
М., 1908-11 (т. 6 и 9 - пьесы).
Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959;
Descaves P., Octave Mirbeau, "Erasme", P., 1947, .ј 18.
МИРЕЦКИЙ (Mirecki), Францишек (l. IV. 1791 -29. V. 1862) - польский
композитор, дириж„р, педагог. В 1814 окончил Краковский ун-т (ф-т
классич. филологии). Первые муз. знания получил от своего отца -
известного краковского органиста. В дальнейшем совершенствовался по фп.
у И. Гуммеля (Вена), по композиции - у Л. Керубини (Париж). В 1822- 1836
работал в Милане и Генуе дириж„ром и вок. педагогом. В составе итал.
оперного ансамбля гастролировал в Португалии, Англии, Франции. В 1838
вернулся в Польшу; основал в Кракове муа. школу, в к-рой в„л класс
оперного пения. М.- автор опер:
"Эвандр в Пергаме" (1824, Генуя), "Два каторжника" (1826, т-р
Страницы: «« « 1520 1521 1522 1523 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 1531 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |