Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530   1531   1532  1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540   1541   1542  » »»

господних", существовавшее с 70-х гг. 14  в.  и  пользовавшееся  с  1402
монопольным правом  постановки  М.  в  Париже.  Усиление  реалистич.  'и
комедийных элементов в М. вызвало нападки на  не„  духовных  и  светских
властей, особенно обострившиеся  в  период  Реформации.  Против  М.  как
религ. жанра выступали и деятели гуманистич.  движения.  К  сер.  16  в.
почти во всех странах Зап. Европы М. была запрещена.
   М. способствовала развитию театр. иск-ва, т.  к.  содержала  элементы
самодеят. сценич. творчества. Активное участие  в  М.  демократич.  масс
пробудило в народе интерес  к  т-ру  и  заложило  основы  проф.  сценич.
иск-ва.  Масштабность  действия,  контрасты   патетич.   и   буффонного,
характерные для М., подготовили нек-рые особенности  ренессансной  драмы
(напр., в Англии). Историч. значение М. также в том, что в ней  получили
начальное развитие жанры ср.-век. т-ра - моралите, фарс.
   Позднейшие  попытки  искусственно  восстановить   М.   имели   реакц.
направленность и стилизаторский характер (показ в  19-20  вв.  "Мистерии
страстей господних" в Германии, в сел. Обераммергау, -и  "Мистерии  тела
господнего"  в  Испании,  в  Эльче).  В  20   в.   "Мистерии   страстей"
периодически  демонстрируются  в  Париже   (перед   собором   Нотр-Дам).
Интересный опыт обращения к  ср.-век.  М.  15  в.-спектакль  "История  о
преславном воскресении" Миколая из Вильковецка в пост. варшавского  т-ра
"Народо-вы" (1962), иронически трактующий религиозную притчу.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Julie-ville L., Les  mysteres,  v.
1-2, P., 1880; Le mystere du siege d'Orleans, publ. par F.  Guessard  et
E. De Certain, P., 1862; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans  le
theatre religieux francais du Moyen age, P., 1926. Гр. Б.
   "МИСТЕРИЯ-БУФФ" - "героическое, эпическое и сатирическое изображение,
нашей эпохи...", произв. В. В. Маяковского. Соч.: первая ред.-  1918  (3
д. с прологом), вторая - 1920-21 (6 .д. с  прологом).  Пост.  (в  первой
ред.)  7  нояб.  1918  в  помещении  Коммунального   т-ра   муз.   драмы
(консерватории), Петроград [реж. Мейерхольд,  сорежисс„р  и  исполнитель
ролей: Человек  просто,  Мафусаил  и  Один  из  чертей-Маяковский,  худ.
Малевич (вступит, слово 7.XI-Луначарский),  остальные  роли  исполнялись
акт„рами т-ров эстрады, учащимися театр. школ]; 1 мая  1921  (во  второй
ред.) пост. в т-ре РСФСР 1-м, Москва  (реж.  Мейерхольд,  Бебутов,  худ.
Кисел„в,  Лавинский,  Храковский;  Американец  -   Зайчиков,   Немец   и
Соглашатель  -  Ильинский,  Ч„рт  -  Вит.  Лазаренко,  Слуга  -   Тенин,
Интеллигент -  Терешкович,  Батрак  -  А.  Хохлов,  Человек  будущего  -
Сысоев). В том же году для делегатов III конгресса  Коминтерна  пост.  в
Моск. цирке (б. цирке  Саламонского)  (на  нем.  яз.,  пер.  Райт,  реж.
Грановский, худ. Альтман и Равдель; Вельзевул - Канцель,  Интеллигент  -
Михоэлс, Машинист - А. Оленин, Австралиец - А. Файко, Человек будущего -
Шаха-лов).
   Др.  пост.  "М.-Б."  (гл.  обр.  во  2-й  ред.):  в  1921  -   Первый
пролетарский   т-р   Тамбовского   губполитпросвета    (Театр.    студия
Пролеткульта), Краснодарский т-р (1-я ред.), харьковский  "Героич.  т-р"
(реж. Авлов), Пермский  революц.  т-р  (реж.  Кель),  Саратовский  (реж.
Канин), Томский студийный рабоче-крестьянский, Омский (1-я  ред.)  т-ры,
екатеринбургская студия "Художники, литераторы,  артисты,  музыканты"  в
цирке  (реж.  Г.  Александров),  Т-р   им.   Луначарского,   Кубань;   в
1922"Молодой  театр",  Иркутск  (реж.  Охлопков),  Тамбовский  гор.  сад
(массовая пост.), Первый сов. т-р в Красноярске; в  1923-студия  Опытной
школы эстетич. воспитания детей, Москва  (1-я  ред.),  КЭМСТ  (Казанская
экспериментальная мастерская совр. т-ра). Казанский рус. т-р (1-я ред.),
Второй сов. т-р в Казани (Зареченский рабочий дворец).
   После многолетнего перерыва "М.-Б." была  пост.  Моск.  т-ром  Сатиры
(1957, новая сценич. редакция Катаняна, сводный текст  обоих  вариантов,
реж. Плучек, худ. Тышлер, комп. Щедрин; Француз - Весник,  Американец  -
Доре, Поп - Лепко, Немец - Менглет, Англичанин и  Вельзевул  -  Папанов,
Мафусаил - Солюс, Человек просто - Тенин). В 1955 "М.-Б." исполнялась на
эстраде (автор композиции и исполнитель - Сысоев).
   Пост. за рубежом: театральные коллективы Варшавы, Лодзи и др. городов
Польши (Пролог, 1-я ред.; 1920-е гг.);
   Гос. т-р в Брно, Чехословакия (1960); студенческий т-р "Новая  сцена"
во Франкфурте-на-Майне (1960) и др.
   Издания: Первая публикация "М.-Б.", П., 1918;
   2-я ред. приложение к ж. "Вестник театра", М., 1921, ј91-92.  Послед,
изд.: Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1956 (обе редакции).
   Лит.: Маяковский В., Вступит,  слово  на  диспуте  "Надо  ли  ставить
"Мистерию-Буфф"?" 30 января 1921 года, Полн.  собр.  соч.,  т.  12,  М.,
1959; Февральский А., Мистерия-Буфф,  в  кн.:  Маяковский.  Материалы  и
исследования, М., 1940; Р о с т о ц к и и Б., Маяковский  и  театр.  М.,
1952, с. 80-157; Плучек В., На сцене Маяковский, М., 1962, с. 125-59. Д.
Шн.
   МИТЕЛЬМАН, Ефим Исаевич [р.12 (25). 1.1911]-советский режисс„р.  Нар.
арт. Тадж. ССР (1963). После окончания ГИТИСа  (1936)  был  приглаш„н  в
тадж. Т-р драмы им. Лахути (г. Душанбе) в качестве режисс„ра  и  надолго
связал свою судьбу с этим т-ром (лишь в 1943-46, 1949-51 работал в т-рах
РСФСР), способствуя развитию тадж. театр.  иск-ва,  раскрытию  дарований
акт„ров.  Склонность  к  яркой  форме,  к  пост.  масштабных  спектаклей
проявилась в пост.:
   "Отелло" (1939), "Ромео и Джульетта"  (1947),  "Король  Лир"  (1957);
"Рустам и Сухроб" Пирмухаммед-заде  и  Волькенштейна  (1941),  "Дохунда"
Икрами (1954), "Ураган" Абдулло и Киямова (1957), "Кремл„вские  куранты"
(1960). С 1961- гл. режисс„р Рус. т-ра драмы в Душанбе. Я. Я.
   МИТИЮКИ (япон., букв.-идти по дороге) - японский театральный  термин.
В  т-ре  Но  обозначает  муз.-песенную  часть  пьесы,   повествующую   о
путешествии героев, их переживаниях, пейзаже. В т-ре Ка-буки М.  (термин
приш„л  из  т-ра  Но)  -  драматич.  рассказ  о  двух  гонимых   судьбой
влюбл„нных, к-рые пытаются отыскать  место,  где  они  смогут  совершить
самоубийство. Эта часть пьесы чаще всего ставится как танец (исполняемый
обычно на ханамити), сопровождаемый музыкой и пением. Пьесы,  содержащие
такой эпизод,  наз.  митиюкимоно  (напр.,  "Сонэдзаки  синдзю"  Тикамапу
Мондзаэмона).  В  япон.  кукольном  т-ре  дзерури  М.   включается   как
обязательная муз. часть почти в каждое представление.
   Лит.: Кют„ Сакон, Эдо кинъ„ бу„си, Токио, 1930;
   S oot t A. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955. Л. Г.
   МИТРА, Шомбху (р. 22.VIII.1915) - индийский акт„р и режисс„р.  Творч.
деятельность начал в любительских коллективах Калькутты под рук.  акт„ра
М. Бхаттачарьи. С 1936 выступает в проф.  труппах.  В  1943  -  один  из

Страницы: «« « 1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530   1531   1532  1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540   1541   1542  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия