Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 1531 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 » »» господних", существовавшее с 70-х гг. 14 в. и пользовавшееся с 1402 монопольным правом постановки М. в Париже. Усиление реалистич. 'и комедийных элементов в М. вызвало нападки на не„ духовных и светских властей, особенно обострившиеся в период Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. почти во всех странах Зап. Европы М. была запрещена. М. способствовала развитию театр. иск-ва, т. к. содержала элементы самодеят. сценич. творчества. Активное участие в М. демократич. масс пробудило в народе интерес к т-ру и заложило основы проф. сценич. иск-ва. Масштабность действия, контрасты патетич. и буффонного, характерные для М., подготовили нек-рые особенности ренессансной драмы (напр., в Англии). Историч. значение М. также в том, что в ней получили начальное развитие жанры ср.-век. т-ра - моралите, фарс. Позднейшие попытки искусственно восстановить М. имели реакц. направленность и стилизаторский характер (показ в 19-20 вв. "Мистерии страстей господних" в Германии, в сел. Обераммергау, -и "Мистерии тела господнего" в Испании, в Эльче). В 20 в. "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже (перед собором Нотр-Дам). Интересный опыт обращения к ср.-век. М. 15 в.-спектакль "История о преславном воскресении" Миколая из Вильковецка в пост. варшавского т-ра "Народо-вы" (1962), иронически трактующий религиозную притчу. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Julie-ville L., Les mysteres, v. 1-2, P., 1880; Le mystere du siege d'Orleans, publ. par F. Guessard et E. De Certain, P., 1862; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans le theatre religieux francais du Moyen age, P., 1926. Гр. Б. "МИСТЕРИЯ-БУФФ" - "героическое, эпическое и сатирическое изображение, нашей эпохи...", произв. В. В. Маяковского. Соч.: первая ред.- 1918 (3 д. с прологом), вторая - 1920-21 (6 .д. с прологом). Пост. (в первой ред.) 7 нояб. 1918 в помещении Коммунального т-ра муз. драмы (консерватории), Петроград [реж. Мейерхольд, сорежисс„р и исполнитель ролей: Человек просто, Мафусаил и Один из чертей-Маяковский, худ. Малевич (вступит, слово 7.XI-Луначарский), остальные роли исполнялись акт„рами т-ров эстрады, учащимися театр. школ]; 1 мая 1921 (во второй ред.) пост. в т-ре РСФСР 1-м, Москва (реж. Мейерхольд, Бебутов, худ. Кисел„в, Лавинский, Храковский; Американец - Зайчиков, Немец и Соглашатель - Ильинский, Ч„рт - Вит. Лазаренко, Слуга - Тенин, Интеллигент - Терешкович, Батрак - А. Хохлов, Человек будущего - Сысоев). В том же году для делегатов III конгресса Коминтерна пост. в Моск. цирке (б. цирке Саламонского) (на нем. яз., пер. Райт, реж. Грановский, худ. Альтман и Равдель; Вельзевул - Канцель, Интеллигент - Михоэлс, Машинист - А. Оленин, Австралиец - А. Файко, Человек будущего - Шаха-лов). Др. пост. "М.-Б." (гл. обр. во 2-й ред.): в 1921 - Первый пролетарский т-р Тамбовского губполитпросвета (Театр. студия Пролеткульта), Краснодарский т-р (1-я ред.), харьковский "Героич. т-р" (реж. Авлов), Пермский революц. т-р (реж. Кель), Саратовский (реж. Канин), Томский студийный рабоче-крестьянский, Омский (1-я ред.) т-ры, екатеринбургская студия "Художники, литераторы, артисты, музыканты" в цирке (реж. Г. Александров), Т-р им. Луначарского, Кубань; в 1922"Молодой театр", Иркутск (реж. Охлопков), Тамбовский гор. сад (массовая пост.), Первый сов. т-р в Красноярске; в 1923-студия Опытной школы эстетич. воспитания детей, Москва (1-я ред.), КЭМСТ (Казанская экспериментальная мастерская совр. т-ра). Казанский рус. т-р (1-я ред.), Второй сов. т-р в Казани (Зареченский рабочий дворец). После многолетнего перерыва "М.-Б." была пост. Моск. т-ром Сатиры (1957, новая сценич. редакция Катаняна, сводный текст обоих вариантов, реж. Плучек, худ. Тышлер, комп. Щедрин; Француз - Весник, Американец - Доре, Поп - Лепко, Немец - Менглет, Англичанин и Вельзевул - Папанов, Мафусаил - Солюс, Человек просто - Тенин). В 1955 "М.-Б." исполнялась на эстраде (автор композиции и исполнитель - Сысоев). Пост. за рубежом: театральные коллективы Варшавы, Лодзи и др. городов Польши (Пролог, 1-я ред.; 1920-е гг.); Гос. т-р в Брно, Чехословакия (1960); студенческий т-р "Новая сцена" во Франкфурте-на-Майне (1960) и др. Издания: Первая публикация "М.-Б.", П., 1918; 2-я ред. приложение к ж. "Вестник театра", М., 1921, ј91-92. Послед, изд.: Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1956 (обе редакции). Лит.: Маяковский В., Вступит, слово на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-Буфф"?" 30 января 1921 года, Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959; Февральский А., Мистерия-Буфф, в кн.: Маяковский. Материалы и исследования, М., 1940; Р о с т о ц к и и Б., Маяковский и театр. М., 1952, с. 80-157; Плучек В., На сцене Маяковский, М., 1962, с. 125-59. Д. Шн. МИТЕЛЬМАН, Ефим Исаевич [р.12 (25). 1.1911]-советский режисс„р. Нар. арт. Тадж. ССР (1963). После окончания ГИТИСа (1936) был приглаш„н в тадж. Т-р драмы им. Лахути (г. Душанбе) в качестве режисс„ра и надолго связал свою судьбу с этим т-ром (лишь в 1943-46, 1949-51 работал в т-рах РСФСР), способствуя развитию тадж. театр. иск-ва, раскрытию дарований акт„ров. Склонность к яркой форме, к пост. масштабных спектаклей проявилась в пост.: "Отелло" (1939), "Ромео и Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957); "Рустам и Сухроб" Пирмухаммед-заде и Волькенштейна (1941), "Дохунда" Икрами (1954), "Ураган" Абдулло и Киямова (1957), "Кремл„вские куранты" (1960). С 1961- гл. режисс„р Рус. т-ра драмы в Душанбе. Я. Я. МИТИЮКИ (япон., букв.-идти по дороге) - японский театральный термин. В т-ре Но обозначает муз.-песенную часть пьесы, повествующую о путешествии героев, их переживаниях, пейзаже. В т-ре Ка-буки М. (термин приш„л из т-ра Но) - драматич. рассказ о двух гонимых судьбой влюбл„нных, к-рые пытаются отыскать место, где они смогут совершить самоубийство. Эта часть пьесы чаще всего ставится как танец (исполняемый обычно на ханамити), сопровождаемый музыкой и пением. Пьесы, содержащие такой эпизод, наз. митиюкимоно (напр., "Сонэдзаки синдзю" Тикамапу Мондзаэмона). В япон. кукольном т-ре дзерури М. включается как обязательная муз. часть почти в каждое представление. Лит.: Кют„ Сакон, Эдо кинъ„ бу„си, Токио, 1930; S oot t A. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955. Л. Г. МИТРА, Шомбху (р. 22.VIII.1915) - индийский акт„р и режисс„р. Творч. деятельность начал в любительских коллективах Калькутты под рук. акт„ра М. Бхаттачарьи. С 1936 выступает в проф. труппах. В 1943 - один из Страницы: «« « 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 1531 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |