|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 » »» наружу, где не рассудок, а увлечение страсти характеризует роль... там -
вся одушевленная - она преображается...".
В 1850-56 М. служила в Одессе, в 1856-66 в Киеве. Здесь она перешла
на характерные роли пожилых женщин: Каурова ("Завтрак у предводителя"
Тургенева), Анна Андреевна и Слесарша ("Ревизор"), Коробочка ("М„ртвые
души"), Атуева ("Свадьба Кречин-ского"), Старая барыня ("Гроза"),
Вместе с Н. X. Рыбаковым, К. Т. Солеником М. способствовала
реалистич. реформе провинц. сцены, утверждению на ней щепкинских и
мочаловских традиций.
Лит.: Беклемишев Н. В., Харьковский театр. "Репертуар и Пантеон",
1843, кн. 8; Харьковский театр и Мочалов на харьковской сцене,
"Литературные прибавления" к "Русскому инвалиду или Литературная
газета", СПБ, 1839, т. 2, ј 25, 26; В е и н б е р г П. И., Русский театр
в Одессе, "Пантеон", 1853, кн. 9; КлинчинА.П., Николай Хрисанфович
Рыбаков, М., 1952; его же, Л. I. Млотковська, Кй?'в, 1958; Плетн„в А., У
истоков Харьковского театра, Харьков, 1960. 7f
МЛОТКОВСКИЙ (Млатковский, Моло т к о в с к и и), Людвиг Юрьевич
(ок.1795-27.III. 1855)- русский антрепрен„р и акт„р. В 1816 с польской
бродячей труппой антрепрен„ра Змиевского выступал в Киеве. В 1820-х гг.
переш„л в т-р И. Ф. Штейна. В сезоне 1833-34, во время гастролей труппы
Штейна в Курске, М. возглавил группу молодых драматич. акт„ров,
оставивших т-р Штейна (в числе их - Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И.
Острякова, впоследствии жена М., игравшая под фамилией Млотковская Л.
И.). С этого сезона начинается самостоят. антрепрен„рская деятельность
М., не оставлявшего до конца жизни и акт„рской работы.
Обладая ярким темпераментом, прекрасными внеш. данными, М. исполнял
роли в трагедиях (Эдип и Старн - "Эдип в Афинах" и "Фингал" Озерова),
мелодрамах. Хорошие вокальные данные (бас) позволяли М. с успехом
выступать также и в комич. операх, в т. ч. и украинских (Чупрун -
"Москаль-чаровник" Котляревского).
После Курска М. арендовал в 1836 Харьковский т-р, а с 1837- и
Киевский (2 сезона). В 1842 М. построил в Харькове новое театр. здание
(в 1893 оно было перестроено, ныне в н„м играет харьковский укр. Т-р им.
Т. Г. Шевченко). В период антрепризы М. Харьковский т-р стал лучшим в
провинции. М. предназначал свой т-р не только для дворянского, но и для
разночинного зрителя. С т-ром М. была связана группировавшаяся вокруг
ун-та передовая харьковская интеллигенция (профессор Харьковского ун-та
И. Я. Кронеберг, его сын переводчик А. И. Кро-неберг, критик и писатель
А. Я. Кульчицкий, часто приезжавший в то время в Харьков В. П. Боткин и
др.). В репертуар т-ра М. входили пьесы Шекспира, Шиллера, лучшие
произв. рус. классич. драматургии. Несмотря на запрещение цензуры (для
провинции), здесь ставилось "Горе от ума", специально для этого т-ра
писали свои комич. оперы и комедии И. П. Кот-ляревский и Г. Ф.
Квитка-Основьяненко. Большое внимание уделялось постановочной культуре
спектаклей. В труппе т-ра работали лучшие акт„ры театр. провинции - Н.
X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, И. X. Дрейсиг, П. П.
Микульский, Д. Д. Жураховский, К. М. Зелинский, И. И. Лавров (Барсуков)
и др. М. первым из театр. антрепрен„ров организовал при сво„м т-ре спец.
школу, где дети бесплатно обучались драм. иск-ву и балету.
Строительство т-ра в Харькове и связанные с ним долги, к-рые М.
выплачивал до конца жизни, подорвали его денежные дела и заставили в
1843 сдать здание в аренду образовавшейся в Харькове театр. дирекции.
Сам М. возглавил т-р в Орле. Неприспособленное и тесное здание т-ра,
малочисленность интеллигенции в этом городе, отсутствие поддержки со
стороны властей явились причиной крайне плохих сборов. В последующие
годы М. играл и периодически держал антрепризы в Воронеже, Саратове,
Астрахани, Воз-несенске, Николаеве.
За несколько месяцев до смерти М. его имущество было описано полицией
за долги.
Лит. см. при ст. Млотповская Л. И. А. Кл.
МЛЫНАРСКИЙ (Mlynarski), Эмиль (18.VII.1870- 5.IV.1935)- польский
дириж„р и композитор. В 1889 окончил Петерб. консерваторию, где учился у
Л.Ауэра (скрипка) и композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова.
В 1897 начал работу в Варшавской опере; в 1898-1902- гл. дириж„р. В
дальнейшем был директором (1919-29) и режисс„ром этого т-ра. Впервые
пост. оперы Р. Статковского, К. Шиманов-ского, 3. Носковского, Л.
Ружицкого, Т. Йотейко, впервые на польской сцене - оперы Л. Яначека, Р.
Вагнера, Р. Штрауса и др. Выступал в Англии, Париже, Вене, в 1929-31
дирижировал оркестром оперного т-ра в Филадельфии (США). Был директором
и профессором Варшавской консерватории. Автор опер "Лигия" по роману Г.
Сенкевича "Камо гряде-ши?" (1908), "Летняя ночь" (1924, Варшава).
МНАКЯН, Мартирос (1837-1919)- армянский акт„р, режисс„р. Род. в
Константинополе. С конца 1850-х гг. принимал участие в эпизодич. арм.
спектаклях. Когда в 1861 была основана первая арм. проф. театр. труппа
"Аревелян татрон", М. стал одним из основных деятелей этого т-ра. В
дальнейшем играл в труппах П. Магакяна, А. Вардовяна и др., одновременно
работал и как режисс„р. После русско-турецкой войны, когда арм. т-ры в
Константинополе закрылись, в числе др. акт„ров переехал на Кавказ, играл
в Тифлисе.
Роли: Клавдий ("Гамлет"), Арман Дюваль ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Дон Жуан (о. п. Мольера), Арбенин ("Маскарад"), Шейлок и др.
Возвратившись в Константинополь, М. в 1883-85 выступал в опереточной
труппе С. Пенкляна, гастролировавшей в балканских странах, в Египте и
др. Имел большой успех в ролях Ор-Ор ara ("Леблебиджи Ор-Ор ara"
Чухаджяна), Ариф (о. п. Чухаджяна). Затем создал театр. коллектив
"Османие" ("Турецкий"), к-рый существовал до 1908. В состав этого т-ра
входили арм. акт„ры, а спектакли ставились на турецком яз. ввиду запрета
арм. спектаклей в Константинополе. М. работал здесь как режисс„р. После
опубликования турецкой конституции (1908) арм. т-ры были разрешены и М.
снова играл и ставил спектакли на родном яз. М. считался лучшим
исполнителем характерных ролей и виднейшим режисс„ром арм. сцены конца
19- нач. 20 вв.
Лит.: Ш а р а с а н, Западно-армянская сцена и ее деятели
(1850-1908), Константинополь, 1914 (на арм. яз.);
М а д а т А., Знаменитости нашей сцены, Стамбул, 1943 (на турец.
яз.). Г. Т .-С.
МНЕМОТЕХНИКА (от греч. ????? - память) - цирковой номер. В дореволюц.
цирке назывался:
"угадывание мыслей на расстоянии". Исполняется обычно двумя артистами
- один зада„т вопросы (от имени зрителей), другой отвечает. Номер
Страницы: «« « 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |