Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540  1541   1542   1543   1544   1545   1546   1547   1548   1549   1550  » »»

наружу, где не рассудок, а увлечение страсти характеризует роль... там -
вся одушевленная - она преображается...".
   В 1850-56 М. служила в Одессе, в 1856-66 в Киеве. Здесь  она  перешла
на характерные роли пожилых женщин: Каурова  ("Завтрак  у  предводителя"
Тургенева), Анна Андреевна и Слесарша ("Ревизор"),  Коробочка  ("М„ртвые
души"), Атуева ("Свадьба Кречин-ского"), Старая барыня ("Гроза"),
   Вместе  с  Н.  X.  Рыбаковым,  К.  Т.  Солеником  М.   способствовала
реалистич. реформе провинц.  сцены,  утверждению  на  ней  щепкинских  и
мочаловских традиций.
   Лит.: Беклемишев Н. В., Харьковский  театр.  "Репертуар  и  Пантеон",
1843,  кн.  8;  Харьковский  театр  и  Мочалов  на  харьковской   сцене,
"Литературные  прибавления"  к  "Русскому  инвалиду   или   Литературная
газета", СПБ, 1839, т. 2, ј 25, 26; В е и н б е р г П. И., Русский театр
в Одессе, "Пантеон",  1853,  кн.  9;  КлинчинА.П.,  Николай  Хрисанфович
Рыбаков, М., 1952; его же, Л. I. Млотковська, Кй?'в, 1958; Плетн„в А., У
истоков Харьковского театра, Харьков, 1960. 7f
   МЛОТКОВСКИЙ (Млатковский, Моло т к о в  с  к  и  и),  Людвиг  Юрьевич
(ок.1795-27.III. 1855)- русский антрепрен„р и акт„р. В 1816  с  польской
бродячей труппой антрепрен„ра Змиевского выступал в Киеве. В 1820-х  гг.
переш„л в т-р И. Ф. Штейна. В сезоне 1833-34, во время гастролей  труппы
Штейна  в  Курске,  М.  возглавил  группу  молодых  драматич.   акт„ров,
оставивших т-р Штейна (в числе их - Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л.  И.
Острякова, впоследствии жена М., игравшая под  фамилией  Млотковская  Л.
И.). С этого сезона начинается самостоят.  антрепрен„рская  деятельность
М., не оставлявшего до конца жизни и акт„рской работы.
   Обладая ярким темпераментом, прекрасными внеш. данными,  М.  исполнял
роли в трагедиях (Эдип и Старн - "Эдип в Афинах"  и  "Фингал"  Озерова),
мелодрамах. Хорошие  вокальные  данные  (бас)  позволяли  М.  с  успехом
выступать также и в комич. операх,  в  т.  ч.  и  украинских  (Чупрун  -
"Москаль-чаровник" Котляревского).
   После Курска М. арендовал  в  1836  Харьковский  т-р,  а  с  1837-  и
Киевский (2 сезона). В 1842 М. построил в Харькове новое  театр.  здание
(в 1893 оно было перестроено, ныне в н„м играет харьковский укр. Т-р им.
Т. Г. Шевченко). В период антрепризы М. Харьковский т-р  стал  лучшим  в
провинции. М. предназначал свой т-р не только для дворянского, но и  для
разночинного зрителя. С т-ром М. была  связана  группировавшаяся  вокруг
ун-та передовая харьковская интеллигенция (профессор Харьковского  ун-та
И. Я. Кронеберг, его сын переводчик А. И. Кро-неберг, критик и  писатель
А. Я. Кульчицкий, часто приезжавший в то время в Харьков В. П. Боткин  и
др.). В репертуар  т-ра  М.  входили  пьесы  Шекспира,  Шиллера,  лучшие
произв. рус. классич. драматургии. Несмотря на запрещение  цензуры  (для
провинции), здесь ставилось "Горе от ума",  специально  для  этого  т-ра
писали свои  комич.  оперы  и  комедии  И.  П.  Кот-ляревский  и  Г.  Ф.
Квитка-Основьяненко. Большое внимание уделялось  постановочной  культуре
спектаклей. В труппе т-ра работали лучшие акт„ры театр. провинции  -  Н.
X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И.  Млотковская,  И.  X.  Дрейсиг,  П.  П.
Микульский, Д. Д. Жураховский, К. М. Зелинский, И. И. Лавров  (Барсуков)
и др. М. первым из театр. антрепрен„ров организовал при сво„м т-ре спец.
школу, где дети бесплатно обучались драм. иск-ву и балету.
   Строительство т-ра в Харькове и  связанные  с  ним  долги,  к-рые  М.
выплачивал до конца жизни, подорвали его денежные  дела  и  заставили  в
1843 сдать здание в аренду образовавшейся в  Харькове  театр.  дирекции.
Сам М. возглавил т-р в Орле. Неприспособленное  и  тесное  здание  т-ра,
малочисленность интеллигенции в этом  городе,  отсутствие  поддержки  со
стороны властей явились причиной крайне  плохих  сборов.  В  последующие
годы М. играл и периодически держал  антрепризы  в  Воронеже,  Саратове,
Астрахани, Воз-несенске, Николаеве.
   За несколько месяцев до смерти М. его имущество было описано полицией
за долги.
   Лит. см. при ст. Млотповская Л. И. А. Кл.
   МЛЫНАРСКИЙ  (Mlynarski),  Эмиль  (18.VII.1870-  5.IV.1935)-  польский
дириж„р и композитор. В 1889 окончил Петерб. консерваторию, где учился у
Л.Ауэра (скрипка) и композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова.
В 1897 начал работу в Варшавской опере;  в  1898-1902-  гл.  дириж„р.  В
дальнейшем был директором (1919-29) и  режисс„ром  этого  т-ра.  Впервые
пост. оперы  Р.  Статковского,  К.  Шиманов-ского,  3.  Носковского,  Л.
Ружицкого, Т. Йотейко, впервые на польской сцене - оперы Л. Яначека,  Р.
Вагнера, Р. Штрауса и др. Выступал в Англии,  Париже,  Вене,  в  1929-31
дирижировал оркестром оперного т-ра в Филадельфии (США). Был  директором
и профессором Варшавской консерватории. Автор опер "Лигия" по роману  Г.
Сенкевича "Камо гряде-ши?" (1908), "Летняя ночь" (1924, Варшава).
   МНАКЯН, Мартирос  (1837-1919)-  армянский  акт„р,  режисс„р.  Род.  в
Константинополе. С конца 1850-х гг. принимал участие  в  эпизодич.  арм.
спектаклях. Когда в 1861 была основана первая арм. проф.  театр.  труппа
"Аревелян татрон", М. стал одним из  основных  деятелей  этого  т-ра.  В
дальнейшем играл в труппах П. Магакяна, А. Вардовяна и др., одновременно
работал и как режисс„р. После русско-турецкой войны, когда арм.  т-ры  в
Константинополе закрылись, в числе др. акт„ров переехал на Кавказ, играл
в Тифлисе.
   Роли:  Клавдий  ("Гамлет"),  Арман   Дюваль   ("Дама   с   камелиями"
Дюма-сына), Дон Жуан (о. п. Мольера), Арбенин ("Маскарад"), Шейлок и др.
   Возвратившись в Константинополь, М. в 1883-85 выступал в  опереточной
труппе С. Пенкляна, гастролировавшей в балканских странах,  в  Египте  и
др. Имел большой  успех  в  ролях  Ор-Ор  ara  ("Леблебиджи  Ор-Ор  ara"
Чухаджяна), Ариф  (о.  п.  Чухаджяна).  Затем  создал  театр.  коллектив
"Османие" ("Турецкий"), к-рый существовал до 1908. В состав  этого  т-ра
входили арм. акт„ры, а спектакли ставились на турецком яз. ввиду запрета
арм. спектаклей в Константинополе. М. работал здесь как режисс„р.  После
опубликования турецкой конституции (1908) арм. т-ры были разрешены и  М.
снова играл  и  ставил  спектакли  на  родном  яз.  М.  считался  лучшим
исполнителем характерных ролей и виднейшим режисс„ром арм.  сцены  конца
19- нач. 20 вв.
   Лит.:  Ш  а  р  а  с  а  н,  Западно-армянская  сцена  и  ее  деятели
(1850-1908), Константинополь, 1914 (на арм. яз.);
   М а д а т А., Знаменитости нашей  сцены,  Стамбул,  1943  (на  турец.
яз.). Г. Т .-С.
   МНЕМОТЕХНИКА (от греч. ????? - память) - цирковой номер. В дореволюц.
цирке назывался:
   "угадывание мыслей на расстоянии". Исполняется обычно двумя артистами
- один зада„т  вопросы  (от  имени  зрителей),  другой  отвечает.  Номер

Страницы: «« « 1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540  1541   1542   1543   1544   1545   1546   1547   1548   1549   1550  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия