Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 » »» Чайковским оказала большое положит. влияние на развитие рус. музыки. Мн. традиции "кучкизма" нашли непосредств. продолжение в деятельности т. н. Беляевского кружка (группировался в Петербурге вокруг мецената M. IL Беляева в сер. 80-х гг. 19 - нач. 20 вв.), в к-ром творч. главой был Римский-Корсаков. Воздействие "кучкистов" благотворно сказалось на творчестве А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. С. Калинникова, А. С. Аренского, М. М. Ипполи-това-Иванова, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова и и др. Деятельность "М. к.", е„ идеи и творч. опыт имели огромное значение для формирования нац. композиторских школ у народов России. В непосредств. общении с композиторами "М. к." развивалось творчество классиков музыки: украинской - Н. В. Лысенко, армянской - А. А. Спендиарова, грузинской- М. А. Баланчивадзе, латышской - Я. Я, Витола, и др. Прогрессивное влияние "М. к." проявилось и в творчестве мн. зарубежных музыкантов. В сов. муз. культуре творчество композиторов "М. к." занимает поч„тное место. Их произв. горячо любимы народом, постоянно исполняются в т-рах, концертах, помогают росту молодых композиторских кадров. Лит.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Римский-Корсаков Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, [7 изд.], М., 1955; Кюи Ц. А., Избранные статьи. Л., 195.2; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; А с а ф ь e в Б. В., Избранные труды, т. 3, М., 1954; К елдыш Ю., История русской музыки, т. 2, M.-Л., 1948; Гиппиус Е.М., Балакирев - собиратель русских народных песен, "Советская музыка", 1953, JV? 4-5; Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955; Г о p д е-ева Е. М., "Могучая кучка". М., 1960. М. Ков. МОДЕ (Mode), Рейнхольд Густав (1698-1752)- шведский драматург. По профессии юрист. Один из основоположников швед. комедиографии. Его комедии "Фру Рангшюк" (1738, букв. -"Госпожа, пометанная на чинах"), "Хокан Скряга" (1738) и "Сумасшедший дом" (1741) живо, остроумно высмеивают нравы чиновничьей и купеч. среды, манию накопления, погоню за чинами и "т„плыми" местечками, космополи тизм. В сюжетном построении комедий, в нек-рых ха-рактерах героев заметно сильное влияние Мольера и особенно Хольберга. Произв. М. послужили образцом для творчества швед. драматургов 18 в. (И. Стан-гнелль, К. Кнеппель). Лит.: Warburg К. J., Det svenske lustspelet, Stockh., б. Вл. М. МОДЕНА(Моаепа).Густаво (13.II.1803, Венеция,- 20.II.1861, Турин)-итальянский акт„р, театральный педагог. Род. в акт„рской семье. Получил юридич. образование в Падуанском ун-те. В 1824 начал заниматься адвокатской практикой в Болонье. С ранней юности увлекался т-ром, участвовал в любительских спектаклях. В 1824 дебютировал в проф. т-ре в Венеции (роль Давида - "Саул" Аль-фьери), затем выступал в труппах разл. антрепрен„ров, в т. ч. у своего отца Дж. Модены. Крупнейшими его работами в начале сце-нич. деятельности были: По-линик и Орест (о. п. Альфьери), Лейстер ("Мария Стюарт"), Оросман ("Заира" Вольтера), Паоло ("Франческа да Римини" Пелли-ко), Бонфиль ("Памела" Гольдони). Уже в ранний период своего творчества М. находился под влиянием идей деятелей Рисорджименто (итал. Risorgimento, букв.-возрождение), боровшихся за освобождение Италии от австр. гн„та, за объединение страны, установление республиканского строя. Принимал участие в революц. движении 30-40-х гг. 19 в., в т. ч. в Болонском восстании. К этому времени относится знакомство и тесное сотрудничество с Дж. Мадзини, основателем тайного респуб ликанского общества "Молодая Италия". В 184 после разгрома карбонариев М. был вынужден эмигрировать. Жил в Швейцарии, Франции, затем в Бельгии и Англии. В Лондоне выступал с чтением отрывков из "Божественной комедии" Данте. В 1839 после получения амнистии от австр. правительства вернулся на родину. В 1843 М. организовал собств. труппу, в к-рую входили Дж. и Т. Сальвини, Ф. Садовская, Л. Вестри, Л. Бонацци. Здесь он создал образы Брута, Филиппа Саула (в о. п. Альфьери), Людовика XI (о. п. Дела' виня), Магомета (о. п. Вольтера), Валленштейна ("Ла- герь Валленштейна" Шиллера) и др. М. видел необ ходимость преобразования нац. театр. иск-ва, стремился его сделать орудием борьбы за свободу и независимость Италии. Его героическое, романтически приподнятое иск-во было проникнуто патриотйч. устремлениями, обличит, пафосом, прославляло торжество свободы и справедливости. М. отош„л от декламац. манеры, приблизил драм. иск-во к жизни. Его выразительная игра отличалась правдой чувств, эмоциональностью. М. способствовал утверждению нац. драматургии, в т. ч. героич. трагедии, пронизанной протестом против тирании. Творчество М. заложило основы для создания реалистич. школы акт„рского иск-ва; он воспитал таких акт„ров, как А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини, выявил комедийное дарование Л. Беллотти-Бона. Политич. борьба в канун революции 1848 вновь оторвала М. от т-ра. Он участвовал в восстаниях в Милане и Венеции, писал памфлеты. После поражения революции поселился в Пьемонте. -В 1858-59 состоялось последнее артистич. турне М. по городам Италии (Милан, Модена, Болонья, Флоренция). Соч.: L'epistolario, 1827-1861, Torino, 1955; Scritti e discorsi (1831-1860), Roma, 1957. Лит.: 50 лет артистической деятельности Эрнеста Росси. Сост. (по мемуарам Э. Росси) С. И. Лаврентьева, СПБ, 1896; М. К., Акт„р Модена и его труппа, "Репертуар и Пантеон театров", 1847, т. 2, с. 43-51; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.- Л., 1940; В о n a z z i L., G. Modena e l'arte sua, Perugia, 1865, 2 ed., Citta di Castello, 1884; S a 1 v i n i Т., Ricordi, aneddoti ed impressioni. Mil., 1895; Amicis de E., Speranze e glorie; discorsi, Catania, 1900; B o u t e t Ed., Nel centenario della nascita di Gustavo Modena, Roma, 1903; Rasi L., I comici italiani, biografia, bibliografia, iconografia, v. 1-2, Firenze-te, a.], 1897-1905. M. Мол. МОДЕСТОВ, Александр Юльевич [р.10(23).1.1905]- русский советский артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1939). В 1925-30 учился в Ленингр. консер-сдтории (класс пения проф. И. С. Томарса). В 1929 после дебюта в партии Шакловитого ("Хованщина") был принят в труппу Ленингр. акад. т-ра оперы и балета, затем работал в Ленингр. Малом оперном т-ре. Партии: Эскамильо ("Кармен"), Скарпиа ("Тоска"), Форд, Филипп II, Монфор ("Фальстаф", "Дон Карл ос", "Сицилийская вечерня" Верди), Тонио ("Паяцы"), Нилаканта ("Лакме"), Риголетто, Грязной, Борис Годунов; Роберт ("Ио-ланта"), Бес ("Черевички"), Кола Брюньон (о. п. Кабалевского), Удар-Ерыгин, Кречинский ("Помпадуры", "Свадьба Кречинсго" Страницы: «« « 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |