Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1544   1545   1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552  1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562  » »»

1945.  В  1950  окончил  Моск.  консерваторию  по  классу  проф.  А.  Н.
Александрова. Автор опер: "Каменный  цветок"  по  мотивам.  "Малахитовой
шкатулки"   Бажова   (1950,    Муз.    т-р    им.    Станиславского    и
Немировича-Данченко), "Заря" по пьесе "Разлом" Лаврен„ва (1956, 4 февр.,
Пермский т-р оперы и балета, 1956, 18 февр., Муз. т-р им. Станиславского
и Немировича-Данченко), "Улица дель Корно"  по  роману  Васко  Пратолини
"Повесть о бедных влюбл„нных" (1960,  июнь,  Куйбышевский  т-р  оперы  и
балета;    1960,    август.    Муз.    т-р    им.    Станиславского    и
Немировича-Данченко), "Ромео, Джульетта и тьма" по повести Я. Отченашека
(соч. 1962), камерно-инструмент. и др. соч. Написал музыку к спектаклям:
"Грибоедов" Ермолинского (1951, Моск.  драм.  т-р  им.  Станиславского),
"Последняя  остановка"  Ремарка  (1957,   ЦТСА),   "Дворянское   гнездо"
поТурге-неву (1957), "Золотая карета"  Леонова  (1957),  "Мария  Стюарт"
(1957); "Милый лжец" Килти (1962) (все в МХАТе) и др.
   МОЛЧАНОВ, Павел Степанович [р.1(14).III.1902]- белорусский  советский
акт„р. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии  с  1945.  Род.  в
бедной крестьянской семье. В 1922-26 учился в Белорус. театр.  студии  в
Москве. В 1926-30 и 1936-51 -акт„р 2-го Белорус. гос. драм. театра (ныне
Т-рим.Я.Коласа) (в 1935-36 работал в  Белорус.  ТРАМе,  в  1941-42  -  в
Ульяновском т-ре). Снимался в кино. С 1951 -  в  Т-ре  им.  Я.  Купа-лы.
Акт„р  разностороннего  дарования,  М.  играет  комедийные,   драматич.,
трагедийные  роли.В  совершенстве  владеет  искусством   перевоплощения,
глубоко  раскрывает  душевные  переживания,   внутр.   борьбу,   чувства
персонажей. Герои М. отличаются человечностью, простотой и в то же время
горячим внутр. темпераментом, страстностью. Роли: Гамлет (1946), Освальд
("Привидения",  1941),  Перчихин  ("Мещане",  1938),  Кутас   ("Примаки"
Купалы,  1936),  Ф„дор  ("Нашествие",  1942),  Сорин  ("Чайка",   1954),
Калиберов ("Извините, пожалуйста!" Мака„нка, 1954). Впервые на  белорус.
сцене создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м" (Т-р  им.
Я.  Коласа,  1938).  После  этого  исполнял  роль  Ленина  в  спектаклях
"Кремл„вские куранты" (Т-р им. Я.  Коласа,  1940,  Т-р  им.  Я.  Купалы,
1956), "Вечный источник" Зорина и "Грозовой год"  Каплера  (Т-р  им.  Я.
Купалы, оба -  1957).  Выступает  как  режисс„р.  Гос.  пр.  СССР,  1946
(спектакль "Нестерка" Вольского).
   Лит.: H я ф „ д Ул., Народны артыст СССР Павел Сця-панав1ч  Малчанау,
MIHCK, 1958. В. H.
   МОЛЬДОВАН (Moldovan), Штефания (р. 24.VIII.
   1929) - венгерская артистка оперы (лирико-драматиче-ское сопрано).  В
1953-61 - солистка оперного т-ра в г. Сегеде,  с  1961  -  Будапештского
оперного т-ра. Обладает яркой сценич. внешностью, музыкальностью, мягким
и глубоким  голосом.  Среди  лучших  партий  M.-Аида;  Джоконда  (о.  п.
Понкьелли) и др. Пр. им. Листа (1959).
   Лит.: Рождественская Н.,Ш. Молдован, "Сов. музыка", 1959, ј 12.
   МОЛЬЕР (Moliere) (наст. фам. - П о к л е н;  Ро-quelin),  Жан  Батист
(15.1.1622, Париж,-17.II.1673. там же) - французский  драматург,  акт„р,
театральный деятель.  Создатель  жанра  "высокой  комедии",  положившего
начало новому этапу развития франц. и  мировой  драматургии;  реформатор
франц. сценич. иск-ва.
   Творч. деятельность М. развивалась в сер. 17 в.. когда  зап.  -европ.
т-р находился в упадке, вызванном феодально-католич. реакцией в  Италии,
Испании  и  др.  странах,  а  также  пуританской  революцией  в  Англии.
Происходило  разложение   системы   ренессансной   драматургии,   замена
гуманистич. идеологии  сословными  и  религиозными  воззрениями,  замена
широкой  обществ.  проблематики  темами,  уводящими  от  жизни.   Упадок
драматургии  сказывался  в  измельчании   характеров,   преимущественном
интересе к сюжетным хитросплетениям, вычурности языка пьес.
   Создание во Франции нац. гос-ва и укрепление абсолютизма сделало  эту
страну центром передовой культуры и иск-ва. С  30-х  гг.  17  в.  франц.
классицизм   стал   стилем,   к-рый,   несмотря   на   черты   сословной
ограниченности,  сужение  реалистич.  тенденций,  унаследовал   традиции
ренессансного иск-ва и получил широкое распространение не только у  себя
на родине, но и в др. странах. В этом важнейшем  историч.  процессе  гл.
место занимает творчество М. Сочетая лучшие традиции франц. нар. т-ра  с
передовыми идеями гуманизма, используя опыт классицистской  комедии,  М.
создал  жанр,   синтезировавший   прогрессивные   черты   предшествующей
комедиографии,  открыл  пути  для  последующего   развития   зап.-европ.
драматургии. Новая комедия, созданная М., была обращена к современности,
она разоблачала социальные уродства  дво-рянско-буржуазного  общества  с
передовых, народных, гуманистич. позиций.
   М. родился в семье королевского обойщика  и  мебельщика  Ж.  Поклена,
к-рый, пользуясь  своими  связями,  поместил  сына  в  привилегированное
учебное заведение - Клермонский коллеж. Юный Поклен получил широкое,  по
тем временам, образование, проявив особую склонность к античной лит-ре и
философии. Увлечение т-ром, возникшее  с  детских  лет,  достигло  такой
степени, что после окончания коллежа (1639) юноша решил  посвятить  себя
т-ру. В 1643, приняв псевдоним Мольер, он организовал вместе  с  другими
молодыми любителями сцены и несколькими  проф.  акт„рами  "Блистательный
театр". Слабые пьесы, неопытность исполнителей стали  причиной  быстрого
краха нового т-ра, в результате чего М. и его  товарищи  были  вынуждены
покинуть  Париж  и  работать  в   провинции   (1645-58).   Этот   период
деятельности М. совпал с нар. выступлениями сер. 17 в. Будущий драматург
увидел наряду с трагич. картинами нищеты силу, мужество людей из народа,
их способность к сопротивлению, борьбе за сво„ человеческое достоинство.
В городах центр., юж. и зап.  Франции  (Нант,  Тулуза,  Нарбонн,  Лимож,
Лион,  Гренобль,  Руан  и  др.)  акт„ры  выступали   перед   демократич.
аудиторией, под влиянием  к-рой  М.  начал  сочинять  небольшие  вес„лые
комедии в духе нар. фарса и традиций комедии дель а рте.  Сюжеты  первых
лит. произв. M."Шалый" (1655),. "Любовная досада" (1656) -  основывались
на итал. пьесах, существенно переработанных  М.  В  "Шалом"  был  создан
образ  слуги  Маска   риля,   олицетворяющего   нар.   ум,   энергию   и
жизнерадостность.   Образ   Маска-риля   определил   общую   тональность
драматургии М. и стал родоначальником галереи слуг - людей из  народа  в
его комедиях. Успех  М.  и  его  труппы  в  провинции  сделал  возможным
возвращение т-ра в Париж. После выступления в Лувре перед Людовиком  XIV
и  двором  (1658)  труппа  М.  была  признана  достойной  стать  третьим
парижским т-ром. Получив  наименование  "Труппа  брата  короля",  акт„ры
стали выступать в зале дворца Пти-Бурбон, а  с  1661  в  помещении  т-ра
"Пале-Рояль".  В  Париже  М.  сблизился  с  вольнодумцами,  сторонниками
философа-материалиста П. Гассенди,  принимавшими  деятельное  участие  в
политич. борьбе  и  выступавшими  с  критикой  дворянского  прециоз-ного

Страницы: «« « 1544   1545   1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552  1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия