Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1550   1551   1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558  1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568  » »»

Я.
   МОНОДИЯ (греч. ??????? - песня одного певца, от ????? - один и ???? -
певец)- одноголосное пение (сольное, а  также  групповое  в  унисон  или
октаву). М. с аккомпанементом - одноголосное пение, сопровождаемое игрой
на муз. инструменте. Является основой сольных номеров в опере, оперетте,
а также нек-рых хоров, поющихся в  унисон  или  октаву  (хор  гребцов  в
"Иване Сусанине", хор "Лель таинственный" в "Руслане и Людмиле" и  др.).
Р. Л.
   МОНОДРАМА  (от  греч.  ?????   -   один   и   драма)-   драматическое
произведение, исполняемое  одним  акт„ром.  М.  являлась,  по  существу,
архаич. доэсхилов-ская греч. трагедия (Феспис,  Фриних),  в  к-рой  один
акт„р изображал разл. персонажи, меняя костюм и маску. М. называют также
пьесы, строящиеся в виде монолога одного действующего  лица  (напр.,  "О
вреде табака" Чехова).
   МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение  одного
действующего лица к другому или к группе персонажей,  размышления  героя
вслух  в  моменты,  когда  он  оста„тся  один,  иногда  речь  персонажа,
непосредственно  адресованная  к  зрителю.  М.   позволяет   исполнителю
раскрыть   душевную   жизнь   персонажа,   выявить   противоречия    его
мировоззрения, сложность  характера  (напр.,  монологи  Гамлета,  Бориса
Годунова). Часто в М. находит выражение  кульминация  действия  (монолог
Лаурен-сии-"Фуэнтеовехуна"Лопеде Вега). Порою в  форме  М.  раскрывается
борьба разнородных сил, принципов, характеров (монологи  Брута,  Антония
-"Юлии Цезарь" Шекспира).
   В античной трагедии М. присутствовал лишь в виде  лирич.  отступлений
хора и рассказов вестников. Аристофан вв„л  в  античную  комедию  т.  н.
парабасы  -  беседы  на  общественно-моральные  темы.  Большое  значение
приобрел М. в драматургии Шекспира,  где  он  применялся  для  выявления
внутр. сущности героя (монолог Гамлета "Быть или не быть"), иногда носил
характер рассказа героя о своей жизни (монолог Отелло в сенате) и т.  д.
В классицистской драме (17 в., Корнель, Расин и  др.)  М.  использовался
для логич.  связи  сцен  (герой  рассказывал  наперснику  о  происшедших
событиях). Значит, место занял М. в бурж. драме 18 в. (напр., у Бомарше)
и особенно в романтич. драме 1-й пол. 19 в. (напр., "Манфред"  Байрона).
Напротив, во 2-й пол.  19  в.  представители  натурализма  принципиально
отрицали  М.  В  рус.  классич.  реалистич.  драматургии  в   М.   часто
подч„ркивались  наиболее  характерные  черты  героев  (монологи  Скупого
рыцаря,  Бориса  Годунова  -  в  одноим.  трагедиях  Пушкина;  Осипа   в
"Ревизоре", Катерины  в  "Грозе"  и  др.).  В  драматургии  Горького  М.
выражает осн. идею пьесы (монолог Сатина).  Образцом  насыщенного  М.  в
сов.  драматургии  может  служить  монолог   Клары   в   пьесе   "Страх"
Афиногенова. В совр. т-ре М.  все  более  вытесняются  диалогами  ?.  С.
Станиславский  и  В.  И.  Немирович-Данченко,   исходя   из   требования
непрерывности сценич. действия и жизни акт„ра в образе, выдвигали, кроме
того, понятие т. н. внутреннего М. (см. Станиславского система).
   На.  эстраде  М.  наз.  само  стоят."   номер   разговорного   жанра,
исполняемый одним акт„ром (см. Фельетон).
   МОНОМАНЭ - см. Но.
   МОНОПОЛИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ (от греч. ?????  -  один  и  ?????  -
продаю)-законоположение, действовавшее в 19 в. в России. Согласно М.  и.
т., организация спектаклей и др. зрелищных мероприятий  в  Петербурге  и
Москве принадлежала исключительно каз„нным (императорским) т-рам. М.и.т.
была вызвана не только  экономич.  соображениями  (стремлением  оградить
имп. т-ры от конкуренции частного предпринимательства), но  и  причинами
политич. характера (желанием сосредоточить в своих  руках  контроль  над
зрелищами в Петербурге и Москве). Начало М.и.т. было  положено  в  1803,
когда  дирекции  имп.  т-ров  было  предоставлено  исключит.  право   на
устройство  публичных  маскарадов.  В  1827  появилось   "Положение   об
управлении  императорскими  санкт-петербургскими   театрами",   согласно
к-рому  руководство  "каз„нных"  т-ров  могло   по   своему   усмотрению
регулировать распорядок театр. жизни в столицах. Официально M.и.т.  была
узаконена в 1856 после резолюции Александра II по докладу министра двора
Адлерберга  -"частных  русских  театров  в  столицах  не  заводить",   и
опубликованного  позднее  (1862)   напоминания   министра   двора,   что
"публичные сценические  представления  составляют  исключительное  право
императорских театров". Тем  не  менее  частные  предприниматели  иногда
изыскивали пути к обходу установленной монополии: спектакли давались под
назв. "семейных вечеров", "домашних спектаклей"  и  и  т.  п.  Зрелищные
мероприятия  удавалось  проводить  зачастую  разл.   сословным   клубам,
благотворительным об-вам, любительским кружкам. Так  возникли  спектакли
любительского кружка в доме Н. И. Давыдова в  Москве  у  Красных  ворот,
спектакли Артистич. кружка, Нар. т-ра на политехнич. выставке  (1872)  и
т. н. Пушкинского т-ра (т-ра Бренко) в Москве (1880- 1882),  опереточные
спектакли Берга в Петербурге и др. М. и. т. "принесла значительный  вред
развитию сценического и драматического  искусства  в  России",  она,  по
словам А. Н. Островского, "не дозволяла частных театров,  а  дозволенные
или губила, или стесняла так, что они не могли  принести  почти  никакой
пользы   развитию   драматического   искусства".   Уступая   требованиям
прогрессивных кругов, правительство вынуждено было  в  1882  (24  марта)
отменить М. и. т.
   Лит.: Танеев С. В., Из прошлого императорских театров, вып.  1,  СПБ,
1885, с. 9, 44; О с т р о в с к и и А. Н., Клубные сцены, частные театры
и любительские спектакли. Записка о положении драматического,  искусства
в России в настоящее время. О причинах упадка  драматического  театра  в
Москве, Собр. соч., т. 10, М., 1960; Юрьев Ю. М., Записки, М.-Л.,  1939,
с. 69-71; Данилов С. С., Материалы по истории русского  законодательства
о театре, в сб.: О театре, Л.-М., 1940, с. 178-183. А. Шн.
   МОНСИНЬЙ  (Monsigny),  Пьер  Александр   (17.Х.1729-   14.1.1817)   -
французский композитор. Член Ин-та Франции (с 1813).  В  детстве  учился
играть  на  скрипке.  Опера  "Нескромные  признания"  (1759,  ярмарочный
т-рвСен-Жермене, Париж)  прославила  М.  Написал  для  ярмарочных  т-ров
Парижа оперы "Правовед" (1760, т-р в  Сен-Жермене),  "Одураченный  Кади"
(1761, там же),  "Всего  не  предусмотришь"  (1762,  т-р  в  Сен-Лоране,
Париж). После их закрытия сочинял оперы (гл.обр. на либр. М. Ж.  Седена)
для т-ра "Комеди Итальенн" и для т-ра  герцога  Орлеанского  в  Баньоле.
Наибольшую известность получили оперы "Король и фермер" (1762), "Роза  и
Кола" (1764), "Дезертир" (1769, все в т-ре  "Комеди  Итальенн",  Париж),
"Феликс,  или  Найд„ныш"  (1777,  Фонтенбло).   Музыка   М.   отличается
мелодичностью, непосредственностью, простотой. Сценичность  произведений
М. определила его значение в истории франц. комич. оперы. Отказавшись от

Страницы: «« « 1550   1551   1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558  1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия