|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 » »» С о ч.: Obras Madrid, 1850; (Biblioteca de autores espanoles, v. 2,
совм. с N. de М.); Teatro, ed., prologo y notas de F. Ruiz Morcuende,
Madrid, 1924 (Clasicos castellanos, 58); в рус. пер. - Когда девушки
говорят "да", М., 1940; Святоша, (послесловие 3. И. Плавскина], Л.- М.,
1960.
Лит.: Martinez Rubio J., Moratin, Valencia, 1893; Sainz de Robles Р.
С..Е1 teatro espanol. Historia y antologia, v. 5, Madrid, 1942-43. 3. П.
МОРАТЙН, Фернандес де Моратин (Fernandez de Moratin), Николае
(20.VII.1737- 11.V.1780) - испанский поэт, драматург. Один из
представителей просветит, классицизма в Испании. Драматургич.
деятельность начал комедией "Щеголиха" (1762), в к-рой безуспешно
пытался сочетать принципы классицизма с нек-рыми формальными при„мами
исп. драмы Возрождения. Эта комедия и написанная в соответствии с
классицист, нормами трагедия "Лукреция" (1763) не были пост. Более
близки к нац. традициям классицист, трагедии "Ор-месинда" (пост. 1770) и
"Гусман Доблестный" (1777), сюжеты к-рых взяты из истории Испании. В
труде
"Разоблачения испанского театра" (Desenganos al teatro espanol,
Madrid, 1763) М. резко критиковал Лопе де Вега и П. Кальдерона за
пренебрежение "правилами искусства", требовал запрещения пост. ауто.
Соч.: Obras de D. Nicolas y D. Leandro Р. de М., Madrid, 1851
(Biblioteca de autores espanoles, Лит.: С o r t e s A., Historia de la literatura espanola, 6 ed.,
Valladolid, 1943; S a i n z d e R o b 1 e s F. C., El teatro espanol.
Historia y antologia,v. 5, Madrid, 1942-43. 3. [J.
МОРДВИНОВ, Николай Дмитриевич [р. 2(15).П. 1901] - русский советский
акт„р. Народный артист СССР (1949). В 1925 поступил в студию,
руководимую Ю. А. Завадским, позднее играл в театре, выросшем на основе
этой студии, в 1936-40 - в Ростовском т-ре им. Горького, с 1940-в моек.
Т-ре им. Моссовета. Своеобразие индивидуальности М. - в особом поэтич.
восприятии жизни. Акт„ра влекут к себе могучие, возвышенные, цельные
характеры. Склонность к укрупнению чувств, мыслей героев определяет
острый драматизм, стремление к героич. трагедии в драма-тич. ролях и к
столь же острому и крайнему комизму - к буффонаде в ролях комедийных.
Участвуя в 30-е гг. в дискуссии о месте революц. романтики в сов.
иск-ве, М. выдвинул требование "ро-мантич. действия", утверждал, что
"романтич. акт„р в нашем понимании воплощает идеи, насыщенные огромным
действенным пафосом". Тогда появился на сцене театра-студии под рук.
Завадского мужественный, непокорный и эксцентричный Ричард Даджен
("Ученик дьявола" Шоу, 1933), суровый большевик Ваграм ("Ваграмова ночь"
Первомайского, 1935). В Ростовском т-ре им. Горького М. сыграл
жизнерадостного, не знающего поражения строителя новой жизни Тиграна
("Тигран" Готьяна, 1938).
Романтич. восприятие акт„ром действительности особенно плодотворно
проявляется в совр. ролях, а также в образах легендарных нар. героев.
Его герои- люди исключительные, незаурядные, их отличает особая сила,
воля, целеустремл„нность, мужество и обаяние. Но они не
противопоставлены массе, напротив, всегда тесно слиты с народом.
Творческий, свободный ум современника раскрыл М. в роли генерала Огнева
("Фронт", 1942). Справедливым мстителем за беды народа сыграл он
Котовского (одноим. фильм, 19.43), создал величественный образ нац.
героя укр. народа Богдана Хмельницкого (одноим. фильм, 1941; Гос. пр.
СССР, 1942).
М.- один из оригинальных интерпретаторов Шекспира на сов. сцене. В
роли Петруччио М. пылко утверждал кипучую радость жизни ("Укрощение
строптивой", 1938); значение образа Отелло (1944), созданного М., в его
глубоком гуманизме и подлинной поэзии, в приподнятом, укрупн„нном
изображении духовной красоты героя, светлого мира его чувств. Особое
внимание уделил М. лирич. стороне роли Отелло. Роль Арбенина в
"Маскараде" впервые сыграна М. в кино (1940), затем в 1952 в т-ре (в
1963 спектакль возобновл„н). Актер подчеркнул в этом образе склонность к
скептическому анализу и мятущийся гордый ум лермонтовского героя. В
образе короля Лира (1958) М. раскрыл бунт героя против бесчеловечности,
показал рождение его новой мудрости .
В своих комедийных ролях М. часто словно пародирует, высмеивает
ложное проявление тех чувств, к-рые серь„зно и возвышенно переда„т в
драматич. ролях. Разоблачение самолюбования, игры в разочарование,
"мировую скорбь" содержало буффонное исполнение роли Мурзавецкого
("Волки и овцы" Островского, 1934). Весело и остро осмеял М. забавные,
любовные похождения женоненавистника Кавалера в "Трактирщице" (1940).
Роль старого рабочего Василия Забродина в "Ленинградском проспекте"
Штока (1962) М. играет в сосредоточенной, строгой манере, раскрывая
высокую принципиальность, честность, партийность героя.
М.-лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1951) за исполнение ролей Костюшкина
и Ку репина ("Обида", "Рассвет над Москвой" Сурова).
Лит.: Образцова А., Николай Дмитриевич Мордвинов, М., 1950; е „ ж е,
Мордвинов и его герои, "Театр", 1961, .ј 12. А. О.
МОРДЙНОВ, Николай Егорович [р.24.XII.1905 (6.1.1906)] - якутский
советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в ЯАССР (1962). Деп.
Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Окончил в 1931 лит. отд. педагогич. ф-та
Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1927. М. принадлежат драмы "От
колонии к коммуне" (1931) о пробуждении революц. сознания якут.
трудящихся, превращении колониальной окраины в сов. республику, "Разрыв
сетей" (1933) о первых годах коллективизации в Якутии, "Человек" (1936)
о трудовом воспитании преступников, рождении нового человека, "Родина"
(1946) о Вел. Отечеств, войне, "По широкому пути" (1963) о геологах. М.
пользуется нар. бытовой лексикой, язык его персонажей
индивидуализирован, образен, эмоционален. Большинство пьес М. пост. в
якут. драм. т-ре.
Перев„л на якут. яз. "Коварство и любовь" (1945), "Человек с ружь„м";
"Семья" Попова (1952). Соч.: [Сочинения], т. 2. Пьесалар, Якутск, 1956.
Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с. 69-72,
102-105, 140, 179-186; [Алексеев Н. М. и Протодьяконов В. А.], Н. Е.
Мординов (Амма Аччыгыйа), Якутск, 1956; Якутский государственный
муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского (Сб. статей), Якутск, 1957, с. 13,
16, 22, 34, 36. М. Лифш.
МбРДКИН, Михаил Михайлович (1881 -15 .VI. 1944) - русский артист
балета, балетмейстер, педагог. В 1899 окончил Моск. балетную школу
(класс В.Д.Тихомирова). Будучи еще учеником школы, дебютировал на сцене
Большого т-ра. После окончания уч-ща был принят в труппу. Выразительная
Страницы: «« « 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |