Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563  1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573  » »»

   С о ч.: Obras Madrid, 1850; (Biblioteca de autores espanoles,  v.  2,
совм. с N. de М.); Teatro, ed., prologo y notas de  F.  Ruiz  Morcuende,
Madrid, 1924 (Clasicos castellanos, 58); в рус.  пер.  -  Когда  девушки
говорят "да", М., 1940; Святоша, (послесловие 3. И. Плавскина], Л.-  М.,
1960.
   Лит.: Martinez Rubio J., Moratin, Valencia, 1893; Sainz de Robles  Р.
С..Е1 teatro espanol. Historia y antologia, v. 5, Madrid, 1942-43. 3. П.
   МОРАТЙН,  Фернандес  де  Моратин  (Fernandez  de  Moratin),   Николае
(20.VII.1737-  11.V.1780)  -  испанский   поэт,   драматург.   Один   из
представителей   просветит,   классицизма   в   Испании.    Драматургич.
деятельность  начал  комедией  "Щеголиха"  (1762),  в  к-рой  безуспешно
пытался сочетать принципы классицизма с  нек-рыми  формальными  при„мами
исп. драмы Возрождения.  Эта  комедия  и  написанная  в  соответствии  с
классицист, нормами трагедия  "Лукреция"  (1763)  не  были  пост.  Более
близки к нац. традициям классицист, трагедии "Ор-месинда" (пост. 1770) и
"Гусман Доблестный" (1777), сюжеты к-рых взяты  из  истории  Испании.  В
труде
   "Разоблачения  испанского  театра"  (Desenganos  al  teatro  espanol,
Madrid, 1763) М. резко критиковал  Лопе  де  Вега  и  П.  Кальдерона  за
пренебрежение "правилами искусства", требовал запрещения пост. ауто.
   Соч.: Obras de D. Nicolas  y  D.  Leandro  Р.  de  М.,  Madrid,  1851
(Biblioteca de autores espanoles,   Лит.: С o r t e s A., Historia de  la  literatura  espanola,  6  ed.,
Valladolid, 1943; S a i n z d e R o b 1 e s F. C.,  El  teatro  espanol.
Historia y antologia,v. 5, Madrid, 1942-43. 3. [J.
   МОРДВИНОВ, Николай Дмитриевич [р. 2(15).П. 1901] - русский  советский
акт„р.  Народный  артист  СССР  (1949).  В  1925  поступил   в   студию,
руководимую Ю. А. Завадским, позднее играл в театре, выросшем на  основе
этой студии, в 1936-40 - в Ростовском т-ре им. Горького, с 1940-в  моек.
Т-ре им. Моссовета. Своеобразие индивидуальности М. - в  особом  поэтич.
восприятии жизни. Акт„ра влекут к  себе  могучие,  возвышенные,  цельные
характеры. Склонность к  укрупнению  чувств,  мыслей  героев  определяет
острый драматизм, стремление к героич. трагедии в драма-тич. ролях  и  к
столь же острому и крайнему комизму - к буффонаде в ролях комедийных.
   Участвуя в 30-е гг. в дискуссии о месте  революц.  романтики  в  сов.
иск-ве, М. выдвинул требование  "ро-мантич.  действия",  утверждал,  что
"романтич. акт„р в нашем понимании воплощает идеи,  насыщенные  огромным
действенным пафосом". Тогда появился на  сцене  театра-студии  под  рук.
Завадского  мужественный,  непокорный  и  эксцентричный  Ричард   Даджен
("Ученик дьявола" Шоу, 1933), суровый большевик Ваграм ("Ваграмова ночь"
Первомайского,  1935).  В  Ростовском  т-ре  им.  Горького   М.   сыграл
жизнерадостного, не знающего поражения  строителя  новой  жизни  Тиграна
("Тигран" Готьяна, 1938).
   Романтич. восприятие акт„ром  действительности  особенно  плодотворно
проявляется в совр. ролях, а также в образах  легендарных  нар.  героев.
Его герои- люди исключительные, незаурядные, их  отличает  особая  сила,
воля,   целеустремл„нность,   мужество   и   обаяние.    Но    они    не
противопоставлены  массе,  напротив,  всегда  тесно  слиты  с   народом.
Творческий, свободный ум современника раскрыл М. в роли генерала  Огнева
("Фронт",  1942).  Справедливым  мстителем  за  беды  народа  сыграл  он
Котовского (одноим. фильм,  19.43),  создал  величественный  образ  нац.
героя укр. народа Богдана Хмельницкого (одноим. фильм,  1941;  Гос.  пр.
СССР, 1942).
   М.- один из оригинальных интерпретаторов Шекспира на  сов.  сцене.  В
роли Петруччио М. пылко  утверждал  кипучую  радость  жизни  ("Укрощение
строптивой", 1938); значение образа Отелло (1944), созданного М., в  его
глубоком  гуманизме  и  подлинной  поэзии,  в  приподнятом,  укрупн„нном
изображении духовной красоты героя, светлого  мира  его  чувств.  Особое
внимание  уделил  М.  лирич.  стороне  роли  Отелло.  Роль  Арбенина   в
"Маскараде" впервые сыграна М. в кино (1940), затем в  1952  в  т-ре  (в
1963 спектакль возобновл„н). Актер подчеркнул в этом образе склонность к
скептическому анализу и мятущийся  гордый  ум  лермонтовского  героя.  В
образе короля Лира (1958) М. раскрыл бунт героя против  бесчеловечности,
показал рождение его новой мудрости .
   В своих комедийных  ролях  М.  часто  словно  пародирует,  высмеивает
ложное проявление тех чувств, к-рые серь„зно  и  возвышенно  переда„т  в
драматич.  ролях.  Разоблачение  самолюбования,  игры  в  разочарование,
"мировую  скорбь"  содержало  буффонное  исполнение  роли   Мурзавецкого
("Волки и овцы" Островского, 1934). Весело и остро осмеял  М.  забавные,
любовные похождения женоненавистника Кавалера в "Трактирщице" (1940).
   Роль старого рабочего Василия Забродина в  "Ленинградском  проспекте"
Штока (1962) М. играет  в  сосредоточенной,  строгой  манере,  раскрывая
высокую принципиальность, честность, партийность героя.
   М.-лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1951) за исполнение ролей Костюшкина
и Ку репина ("Обида", "Рассвет над Москвой" Сурова).
   Лит.: Образцова А., Николай Дмитриевич Мордвинов, М., 1950; е „ ж  е,
Мордвинов и его герои, "Театр", 1961, .ј 12. А. О.
   МОРДЙНОВ, Николай  Егорович  [р.24.XII.1905  (6.1.1906)]  -  якутский
советский писатель, драматург. Засл.  деят.  иск-в  ЯАССР  (1962).  Деп.
Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Окончил в 1931 лит. отд. педагогич. ф-та
Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1927. М.  принадлежат  драмы  "От
колонии  к  коммуне"  (1931)  о  пробуждении  революц.  сознания   якут.
трудящихся, превращении колониальной окраины в сов. республику,  "Разрыв
сетей" (1933) о первых годах коллективизации в Якутии, "Человек"  (1936)
о трудовом воспитании преступников, рождении нового  человека,  "Родина"
(1946) о Вел. Отечеств, войне, "По широкому пути" (1963) о геологах.  М.
пользуется    нар.    бытовой    лексикой,    язык    его     персонажей
индивидуализирован, образен, эмоционален. Большинство пьес  М.  пост.  в
якут. драм. т-ре.
   Перев„л на якут. яз. "Коварство и любовь" (1945), "Человек с ружь„м";
"Семья" Попова (1952). Соч.: [Сочинения], т. 2. Пьесалар, Якутск,  1956.
Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955,  с.  69-72,
102-105, 140, 179-186; [Алексеев Н. М. и Протодьяконов  В.  А.],  Н.  Е.
Мординов  (Амма  Аччыгыйа),  Якутск,  1956;   Якутский   государственный
муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского (Сб. статей), Якутск, 1957, с.  13,
16, 22, 34, 36. М. Лифш.
   МбРДКИН, Михаил Михайлович (1881 -15  .VI.  1944)  -  русский  артист
балета, балетмейстер, педагог.  В  1899  окончил  Моск.  балетную  школу
(класс В.Д.Тихомирова). Будучи еще учеником школы, дебютировал на  сцене
Большого т-ра. После окончания уч-ща был принят в труппу.  Выразительная

Страницы: «« « 1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563  1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия