Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567  1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577  » »»

исполнителей ролей в  трагедиях  В.  Альфьери:  Орест  (о.  п.),  Ичилио
("Виргиния"), Саул (о. п.). С большим успехом играл также в "Семирамиде"
Вольтера,  "Аристо-деме"  Монти,  "Фемистокле"  Метастазио.  М.  обладал
прекрасными внешними данными, у него были красивая фигура,  великолепный
голос,   отличное   тосканское   произношение.   Акт„р   классицистского
направления, М. владел иск-вом  декламации,  большое  значение  придавал
сценич. слову. Иногда  М.  терял  контроль  над  своим  темпераментом  и
отступал от классицистских правил.
   В 1811 оставил т-р и занялся педагогич. работой на кафедре декламации
в Академии изящных иск-в (Флоренция). Был автором многочисл.  пьес  (сам
играл в нек-рых из них), "Лекций о драматическом искусстве" (1832).
   Лит.: Rasi L., I comici italiani, Firenze, 1905; Р a n-d o 1 f i  V.,
Antologia del grande attore, Bari, 1954, с.25-42. Л. Л.
   МОРСКАЯ (наст. фам.- Максимова), Зинаида Игнатьевна (p.l.V.  1884)  -
русская  советская  актриса.  Окончила  Суворинскую   театр.   школу   в
Петербурге и в 1910 поступила в т-р Комедии и фарса. В дальнейшем играла
в крупных театр. антрепризах в Киеве, Ростове-на-Дону, Казани  и  др.  В
1923- 1926 работала  в  Киевском  театре  русской  драмы,  с  1933  -  в
Алма-Атинском русском театре. M. - комедийная характерная актриса,  игра
е„  отличается   простотой,   естественностью,   вниманием   к   бытовым
подробностям, выразительностью сценической речи.
   Роли: Лиза ("Горе от ума"). Варвара ("Гроза"),  Кукушкина  ("Доходное
место"), Домна  Пантелевна  ("Таланты  и  поклонники"),  Анна  Андреевна
("Ревизор"),  Меланья  и  Ксения  ("Егор  Булычев   и   ДР."),   Федосья
("Последние"), Дунька ("Любовь Яровая"), Амалия ("Страх") и др. Люд. Б.
   МОРСКАЯ    (наст.    фам.-    Овчаренко),    Мария    Ивановна     [8
(20).VII.1872-2(15).IV.1907] - русская актриса.  Окончив  в  1892  драм.
школу  А.  Ф.  Федотова,  служила  в  частных  антрепризах  в  Ярославле
(1892-93), Петербурге (т-р "Неметти", 1894-95),  Киеве  (Т-р  Соловцова,
1896-1901). В 1901 с  успехом  дебютировала  на  сцене  Александрийского
т-ра, но в труппу зачислена не была. Работала в пе-терб. Новом  т-ре  Л.
Б.  Яворской  (1901-02),  в  Саратове  и  Казани   (антреприза   Н.   И.
Соболыцикова Самарина, 1902-03), Одессе (1903-04). Игра М.,  исполнявшей
преим. роли кокетливых  молодых  женщин,  отличалась  жизнерадостностью,
задором, непринужд„нностью.
   Роли: мадам Сан-Жен (о. п.  Сарду  и  Море),  Нина  ("Ложь"  Зеланд),
Наташа ("Своя семья" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Оля  ("Клуб
холостяков" Балуцкого) и др.
   Лит.: "Театр и искусство", 1907, ј 14; "Театр", 1954, ј 7. А. Кл.
   МОРСТИН  (Morstin),  Людвик  Хероним  (p.l2.VII.  1886)  -   польский
драматург. Дебютировал историч. пьесой "Лилии" (1912, Краков) из истории
Польши средних веков. М. обращается к прошлому Польши в  пьесах:  "Пут„м
легионов" (1912, т-р "Польски",  Познань),  "Легенда  о  короле"  (1916,
Краков), "Орден крестоносцев" (1948, т-р "Польски", Варшава) и др. Писал
пьесы на сюжет античности - "В защиту Ксантиппы" (1939,  т-р  "Польски",
Варшава), "Пенелопа" (1945, т-р  "Стары",  Краков),  "Клеопатра"  (1960,
Торунь), и биографич. пьесы - о  Франциске  Ассизском  ("Святой",  1923,
Краков),  Копернике  ("Коперник",  1934,  Торунь),  Леонардо  да   Винчи
("Портреты и астрономия", 1952, т-р "Рапсодычны", Краков)  и  др.  Жизни
совр. Польши посвящены пьесы: "Танец принцессы"  (1947,  т-р  "Шл„нски",
Катовице), "Флорентийское приключение" (1957, Театр им. Я рача, Лодзь) и
др. М. перев„л на польский  язык  "Саламейского  алькальда"  Кальдерона,
"Антигону", "Царя Эдипа" и "Эдипа в Колоне"  Софокла,  "Торквато  Тассо"
Г„те.
   Соч.: Moje przygody teatralne, Warsz., 1961.  Лит.:  Natanson  W.,  Z
powodu jubileuzu Morstina, "Dialog", Warsz., 1962, ј 10. Еж. К.
   МОРТЕЙРУ  (Mortheiru),  Педро  (р.  1922)  --   чилийский   режисс„р,
театральный  деятель.  Один  из  крупных  деятелей  т-ра  Лат.  Америки,
стремящийся к обновлению нац. театр. культуры. В  1943  основал  Опытный
т-р Католич. ун-та  (Сантьяго),  где  начал  режисс„рскую  деятельность.
Пост. спектакли: "Пилигрим" Бальдивиесо,  "Веер"  Гольдони,  "Севильский
обольститель" Тирсо де Молины,  "Пигмалион"  Шоу  и  др.  В  1955  пост.
спектакль "Донья Росита" Гарсиа Лорки  в  Эксперимент,  т-ре  Чилийского
ун-та, отмеченный высоким уровнем режисс„рского мастерства.
   Др. пост.: "Лекарь поневоле"; "Уже никто не зов„тся Дейдамией" Гарсиа
(1957, Эксперимент, т-р), "Между полночью  и  криком  петухов"  Кариолы,
"Пусть лают собаки" Во-дановика (1959, Опытный т-р). Л. X.
   МОРУС, Евгений Иванович (р. 1911) - советский артист цирка; воздушный
гимнаст.  Засл.  арт.  РСФСР  (1958).  Руководитель  и  участник  номера
"Воздушный пол„т под куполом цирка". Начал выступать в цирке  в  1918  в
номере своего отчима, циркового артиста Донато, и вскоре стал  одним  из
лучших "пол„тчиков", исполнял труднейшие трюки в этом жанре.  В  1943  в
Московском цирке М. впервые исполнил "пируэт - двойное сальто-мортале" с
трапеции в руки к ловитору. В 1944 исполнил в  Киевском  цирке  "тройное
сальто-мортале"  -  выдающееся  достижение  в  этом  жанре.  В  1947   в
Куйбышевском цирке "пируэт - два с половиной сальто-мортале". 3. Г.
   МОРФОВА, Христина [11(23).IV.1889-1.VI.1936]  -  болгарская  артистка
оперы  (сопрано).  Училась   в   Пражской   консерватории.   Сценическую
деятельность  начала  в  Брно.  С  1915-артистка  "Болгарского  оперного
товарищества"  (в  1922  преобразовано  в  софийскую  Народную   оперу).
Выступала в Москве, Париже, Милане, Лондоне и  др.  городах.  С  успехом
исполняла партии в операх Сметаны: Маженка ("Проданная невеста"), Либуше
(о. п.), Милада ("Да-либор").
   Др. партии: Аида;  Донна  Анна  ("Дон  Жуан"),  Леонора  ("Фиделио"),
Маргарита ("Фауст"), Лакме.
   Обладала голосом огромного диапазона (3 октавы), красивого  тембра  и
артистич. одар„нностью. Вместе с К. И. Михайловым-Стояном и др.  входила
в число основоположников болг. проф.  оперного  т-ра.  Выступала  и  как
режисс„р. Вела педагогич. работу.
   Лит.:  Камбуров  И.,  Народна  певица,  "Изкуство",  1946,  кн.  4-5;
Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. А. Ив.
   МОСАШВЙЛИ, Ило Онисимович  (1896-1954)-  грузинский  советский  поэт,
драматург. Лит.  деятельность  начал  в  1915.  Автор  пьес:  "Начальник
станции)) (1947)-о самоотверженной борьбе сов. народа против  фашистских
захватчиков, "Потопленные камни"  (Гос.  пр.  СССР,  1951)-о  борьбе  за
независимость жителей юж. районов  Грузии,  порабощ„нных  турками,  "Его
звезда" (1950)-о новаторстве мичуринцев-овцеводов. Пост. пьес М. в  Т-ре
Руставели, Т-ре им. Марджанишвили и др. театрах Груз. ССР стали этапными
спектаклями и способствовали творческому развитию грузинского театра. Э.
Н.

Страницы: «« « 1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567  1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия