|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 » »» исполнителей ролей в трагедиях В. Альфьери: Орест (о. п.), Ичилио
("Виргиния"), Саул (о. п.). С большим успехом играл также в "Семирамиде"
Вольтера, "Аристо-деме" Монти, "Фемистокле" Метастазио. М. обладал
прекрасными внешними данными, у него были красивая фигура, великолепный
голос, отличное тосканское произношение. Акт„р классицистского
направления, М. владел иск-вом декламации, большое значение придавал
сценич. слову. Иногда М. терял контроль над своим темпераментом и
отступал от классицистских правил.
В 1811 оставил т-р и занялся педагогич. работой на кафедре декламации
в Академии изящных иск-в (Флоренция). Был автором многочисл. пьес (сам
играл в нек-рых из них), "Лекций о драматическом искусстве" (1832).
Лит.: Rasi L., I comici italiani, Firenze, 1905; Р a n-d o 1 f i V.,
Antologia del grande attore, Bari, 1954, с.25-42. Л. Л.
МОРСКАЯ (наст. фам.- Максимова), Зинаида Игнатьевна (p.l.V. 1884) -
русская советская актриса. Окончила Суворинскую театр. школу в
Петербурге и в 1910 поступила в т-р Комедии и фарса. В дальнейшем играла
в крупных театр. антрепризах в Киеве, Ростове-на-Дону, Казани и др. В
1923- 1926 работала в Киевском театре русской драмы, с 1933 - в
Алма-Атинском русском театре. M. - комедийная характерная актриса, игра
е„ отличается простотой, естественностью, вниманием к бытовым
подробностям, выразительностью сценической речи.
Роли: Лиза ("Горе от ума"). Варвара ("Гроза"), Кукушкина ("Доходное
место"), Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Анна Андреевна
("Ревизор"), Меланья и Ксения ("Егор Булычев и ДР."), Федосья
("Последние"), Дунька ("Любовь Яровая"), Амалия ("Страх") и др. Люд. Б.
МОРСКАЯ (наст. фам.- Овчаренко), Мария Ивановна [8
(20).VII.1872-2(15).IV.1907] - русская актриса. Окончив в 1892 драм.
школу А. Ф. Федотова, служила в частных антрепризах в Ярославле
(1892-93), Петербурге (т-р "Неметти", 1894-95), Киеве (Т-р Соловцова,
1896-1901). В 1901 с успехом дебютировала на сцене Александрийского
т-ра, но в труппу зачислена не была. Работала в пе-терб. Новом т-ре Л.
Б. Яворской (1901-02), в Саратове и Казани (антреприза Н. И.
Соболыцикова Самарина, 1902-03), Одессе (1903-04). Игра М., исполнявшей
преим. роли кокетливых молодых женщин, отличалась жизнерадостностью,
задором, непринужд„нностью.
Роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду и Море), Нина ("Ложь" Зеланд),
Наташа ("Своя семья" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Оля ("Клуб
холостяков" Балуцкого) и др.
Лит.: "Театр и искусство", 1907, ј 14; "Театр", 1954, ј 7. А. Кл.
МОРСТИН (Morstin), Людвик Хероним (p.l2.VII. 1886) - польский
драматург. Дебютировал историч. пьесой "Лилии" (1912, Краков) из истории
Польши средних веков. М. обращается к прошлому Польши в пьесах: "Пут„м
легионов" (1912, т-р "Польски", Познань), "Легенда о короле" (1916,
Краков), "Орден крестоносцев" (1948, т-р "Польски", Варшава) и др. Писал
пьесы на сюжет античности - "В защиту Ксантиппы" (1939, т-р "Польски",
Варшава), "Пенелопа" (1945, т-р "Стары", Краков), "Клеопатра" (1960,
Торунь), и биографич. пьесы - о Франциске Ассизском ("Святой", 1923,
Краков), Копернике ("Коперник", 1934, Торунь), Леонардо да Винчи
("Портреты и астрономия", 1952, т-р "Рапсодычны", Краков) и др. Жизни
совр. Польши посвящены пьесы: "Танец принцессы" (1947, т-р "Шл„нски",
Катовице), "Флорентийское приключение" (1957, Театр им. Я рача, Лодзь) и
др. М. перев„л на польский язык "Саламейского алькальда" Кальдерона,
"Антигону", "Царя Эдипа" и "Эдипа в Колоне" Софокла, "Торквато Тассо"
Г„те.
Соч.: Moje przygody teatralne, Warsz., 1961. Лит.: Natanson W., Z
powodu jubileuzu Morstina, "Dialog", Warsz., 1962, ј 10. Еж. К.
МОРТЕЙРУ (Mortheiru), Педро (р. 1922) -- чилийский режисс„р,
театральный деятель. Один из крупных деятелей т-ра Лат. Америки,
стремящийся к обновлению нац. театр. культуры. В 1943 основал Опытный
т-р Католич. ун-та (Сантьяго), где начал режисс„рскую деятельность.
Пост. спектакли: "Пилигрим" Бальдивиесо, "Веер" Гольдони, "Севильский
обольститель" Тирсо де Молины, "Пигмалион" Шоу и др. В 1955 пост.
спектакль "Донья Росита" Гарсиа Лорки в Эксперимент, т-ре Чилийского
ун-та, отмеченный высоким уровнем режисс„рского мастерства.
Др. пост.: "Лекарь поневоле"; "Уже никто не зов„тся Дейдамией" Гарсиа
(1957, Эксперимент, т-р), "Между полночью и криком петухов" Кариолы,
"Пусть лают собаки" Во-дановика (1959, Опытный т-р). Л. X.
МОРУС, Евгений Иванович (р. 1911) - советский артист цирка; воздушный
гимнаст. Засл. арт. РСФСР (1958). Руководитель и участник номера
"Воздушный пол„т под куполом цирка". Начал выступать в цирке в 1918 в
номере своего отчима, циркового артиста Донато, и вскоре стал одним из
лучших "пол„тчиков", исполнял труднейшие трюки в этом жанре. В 1943 в
Московском цирке М. впервые исполнил "пируэт - двойное сальто-мортале" с
трапеции в руки к ловитору. В 1944 исполнил в Киевском цирке "тройное
сальто-мортале" - выдающееся достижение в этом жанре. В 1947 в
Куйбышевском цирке "пируэт - два с половиной сальто-мортале". 3. Г.
МОРФОВА, Христина [11(23).IV.1889-1.VI.1936] - болгарская артистка
оперы (сопрано). Училась в Пражской консерватории. Сценическую
деятельность начала в Брно. С 1915-артистка "Болгарского оперного
товарищества" (в 1922 преобразовано в софийскую Народную оперу).
Выступала в Москве, Париже, Милане, Лондоне и др. городах. С успехом
исполняла партии в операх Сметаны: Маженка ("Проданная невеста"), Либуше
(о. п.), Милада ("Да-либор").
Др. партии: Аида; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фиделио"),
Маргарита ("Фауст"), Лакме.
Обладала голосом огромного диапазона (3 октавы), красивого тембра и
артистич. одар„нностью. Вместе с К. И. Михайловым-Стояном и др. входила
в число основоположников болг. проф. оперного т-ра. Выступала и как
режисс„р. Вела педагогич. работу.
Лит.: Камбуров И., Народна певица, "Изкуство", 1946, кн. 4-5;
Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. А. Ив.
МОСАШВЙЛИ, Ило Онисимович (1896-1954)- грузинский советский поэт,
драматург. Лит. деятельность начал в 1915. Автор пьес: "Начальник
станции)) (1947)-о самоотверженной борьбе сов. народа против фашистских
захватчиков, "Потопленные камни" (Гос. пр. СССР, 1951)-о борьбе за
независимость жителей юж. районов Грузии, порабощ„нных турками, "Его
звезда" (1950)-о новаторстве мичуринцев-овцеводов. Пост. пьес М. в Т-ре
Руставели, Т-ре им. Марджанишвили и др. театрах Груз. ССР стали этапными
спектаклями и способствовали творческому развитию грузинского театра. Э.
Н.
Страницы: «« « 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |