Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 » »» Марков П., Москвин, в кн.: Театральные портреты, М.- Л., 1939; Соболев Ю., И. М. Москвин, в сб Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; Ежегодник МХАТ, 1946, М., 1948, разд. 1; Ростоцкий Б., Чушкин Н., Царь Ф„дор Иоаннович на сцене МХАТ, М.-- Л., 1940. И Сол МОСКВИЧ‚В, Дмитрий (гг. рожд. и смерти неизв.)-русский акт„р. В 80-х гг. 18 в., будучи сержантом Орловской губернской роты, был участником, а затем и руководителем распростран„нных в солдатской среде представлений нар. драмы ("Лодка", "Царь Максимилиан"; пост. также лит. пьесу "Димитрий Самозванец" Сумарокова и др.). В 1791 М., узнав об открытии проф. наместнического т-ра в Харькове, бежал из Орла и, скрыв сво„ звание, поступил на Харьковскую сцену. Во время дебюта (гл. роль в комич. опере "Князь-трубочист, трубочист-князь") М. был узнан орловским губернатором. Однако, ввиду большого сценич. успеха, избежал расправы и был перевед„н в харьковскую губернскую роту. Стал признанным премьером и руководителем Харьковского т-ра. Исполнение М. было подч„ркнуто буффонным, ярко эмоциональным, нередко акт„р прибегал к импровизации. Его лучшая роль - Мельник ("Мельник - колдун, обманщики сват" Аблесимова, муз. Соколовского). Вместе с М. играла и его жена - даровитая актриса Елизавета Гавриловна Москвич„ва (первая актриса-женщина на харьковской сцене). Демократизм обществ, позиций М. проявился прежде всего в выборе репертуара т-ра. При н„м ставились гл. обр. сатирич. комедии, мещанские драмы и комич. оперы рус. авторов: "Вздорщица" и "Скупой" Сумарокова, "Так и должно" Вер„вкина, "Добрые солдаты" Хераскова, "Сбитенщик", "Несчастье от кареты" Княжнина, "Розана и Любим" Николева, "Недоросль" Фонвизина. Направление репертуара харьковского т-ра, а также демократизм и "природность" игры самого М. вызывали неудовольствие дворянской верхушки харьковского общества. В 1793 М. был отстран„н от руководства Харьковским т-ром и, видимо, вообще перестал выступать на его сцене. Его сменил петерб. акт„р Т. В. Константинов. Лит.: К в'? тка-Основ'яненко Г. Ф., История театра в Харькове, Твори, т. 6, Кив, 1957. А. Кл. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРАоперный т-р в Москве. Др. назв.: "Т-р Кроткова" (1885- 1888), "Т-р Винтера" (1896-99) (по имени директоров), "Товарищество частной оперы" (1900-04). Был организован и существовал на средства мецената и театр. деятеля С. И. Мамонтова, к-рый объединил в сво„м т-ре передовых деятелей рус. иск-ва. В труппе т-ра были певцы: Н. И. Забела-В рубель, П. А. Лодий, В. А. Лосский, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевел„в, В. П. Шкафер, Е. Я. Цветкова и др. С т-ром была связана деятельность композиторов С. Н. Василенко, М. М. Ипполи-това-Иванова, Вас. С. Калинникова, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, художников В. М. и А. М. Васнецовых, М. А. Врубеля, К. А. и С. А. Коровиных, И. И. Левитана, С. В. Малютина, В. Д. Поленова, В. А. Серова, В. А. Симова, Н. П. Чехова, А. С. Янова. Т-р пропагандировал творчество рус. композиторов и лучшие произв. зарубежной классики. На сцене М. ч. р. о. получили своеобразную трактовку оперы: "Иван Сусанин" (1885), "Руслан и Людмила" (1902); "Русалка" (1885), "Каменный гость" (1886) Даргомыжского, "Рогнеда" (1896), "Юдифь" (1898) Серова, "Князь Игорь" (1896), "Демон" (1896), "Хованщина" (1897), "Борис Годунов" (1898); "Снегурочка" (1885), "Моцарт и Сальери" (1898) Римского-Корсакова, "Орлеанская дева" (1899), "Мазепа" (1900) Чайковского, "Купец Калашников" Рубинштейна (1901), "Ася" Ипполитова -Иванова (1900), "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" Василенко (1903) и др. Особое значение руководители т-ра придавали постановочной и режисс„рской работе. В М. ч. р. о. впервые в практике рус. оперного т-ра появился новый тип режисс„ра-мыслителя, режисс„ра-воспитателя: С. И. Мамонтов, П. И. Мельников, В. А. Лосский, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. В иск-ве исполнителей вокальное мастерство сочеталось с большой дра-матич. выразительностью. Эстетич. направленность М. ч. р. о. наиболее ярко выражена в творчестве Шаляпина. Осенью 1904 т-р закрылся из-за финансовых трудностей. Литп./Ф. И. Шаляпин. [Сборник], т. 1-2,М., 1957-58; Рахманинов С. В., Письма. [1890-1943 гг.], М., 1955; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы, Л., 1936; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, М.-Л., 1948; Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1950; Россихина Н., Московская частная опера Мамонтова, М., 1954 (Авто-Реф.). В. Р. МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - наименование различных театров Москвы: 1) М. д. т. П. В. Суходольского (см. Суходольских драматический театр. 1914-19); 2) М. д. т. (на Большой Дмитровке, 1921-22). Гл. режисс„р В. Г. Сахнов-ский. В труппе - Н. Н. Волохова, В. Н. Попова, В. Ф. Грибунин, И. В. Ильинский, А. Г. Крамов, А. П. Кторов; 3) М. д. т. б. Корш (1925-33; см. Корша театр); 4) М. д. т. под руководством В. С. Смышляева (1933-36); 5) М. д. т. под руководством Ф. Н. Каверина (1936-43; создан на основе Нового театра, организованного на базе Студии Малого театра); 6) М. д. т. имени Баумана (1938-41; с 1924 - Первый рабочий т-р). Художеств, рук. Э. Б. Краснянский. В труппе - П. А. Орлова, Е. 3. Сперанская, И. М. Дуванин, Н. К. Колосов, К. И. Македонский, И. В. Орлов, С. А. Танеев, Н. П. Черкасов. В 1964 работают: 1) М. д. т. им. Моссовета (см. Московский театр имени Моссовета), 2) Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, 3) Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, 4) Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, 5) Московский драматический театр. А. Шн. МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - русский советский театр. Открылся в 1946 спектаклем "Золотой обруч" Казакова и Мариенгофа. В т-ре продолжительное время работали режисс„ры: II. Я. Судаков, Ф. Н. Каверин. Худ. рук. т-ра в 1946-57 С. А. Майоров. Т-р уделяет большое внимание совр. сов. и зарубежной драматургии. Лучшие работы т-ра отличаются темпераментом, напряж„нностью, страстностью, остротой конфликта. Спектакли: "За Камой-рекой" Тихонова (1946), "Вокруг ринга" Билль-Белоцерковского, "Девушка с кувшином" Лоне де Бега, "Двадцать лет" Рагозинской (все в 1949), "Сильные духом" Медведева и Гребн„ва, "Братья" Салынского, "Канун грозы" Маляревского (все в 1951), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Поддубенские частушки" Антонова, "М„ртвая хватка" Голсуорси (1954), "Коварство и любовь" Шиллера, "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956), "Пути-дороги" Ф„дорова, "Начало жизни" Финна (1958), "Вид с моста" Страницы: «« « 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |