Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564  1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574  » »»

пластика, благородная манера исполнения, темперамент определили успех М.
В партиях М. стремился к  драматич.  раскрытию  сценич.  образа,  находя
собственную трактовку. Исполнял ведущие партии почти  во  всех  классич.
балетах: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Жан  д„  Бриен
("Раймонда") и др. Принимал участие в "Русских сезонах  за  границей"  в
Париже, в 1910 выступал в Лондоне вместе с А. П. Павловой. Вернувшись  в
Москву в 1912, пост. балет "Азияде" на  муз.  Гютеля,  исполнил  партии:
Петроний ("Эвника  и  Петроний"  на  муз.  Шопена),  виконт  д„  Божанси
("Павильон Армиды" Н. Че-репнина) и др. В 1924 поселился в  США,  где  в
1926 организовал труппу "Балет Мордкина". Пост. здесь балеты  "Карнавал"
на муз. Шумана, "Лебединое озеро", "Жизель", "Тщетная предосторожность";
   "Золотая рыбка" Минкуса и др. В 1937 на  основе  этой  труппы  создал
"Балетный т-р Мордкина", в к-ром  пропагандировал  школу  рус.  классич.
танца. В последние годы жизни М. преподавал классич. танец  в  традициях
рус. балетной школы. Ham. Ч.
   МОРДОВСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Великой  Октябрьской  социалистич.
революции проф. театр.  иск-ва  в  Мордовии  не  было.  Элементы  зрелищ
существовали в нар. обрядах (свадебных) и играх. В 1891  в  с.  Судосеве
(ныне в Чамзинском р-не МАССР) была создана крестьянская оперная  труппа
под рук. В. С. Серовой. Здесь были пост. оперы:
   "Рогнеда", "Вражья сила"  Серова,  "Уриэль  Акоста",  "Ермак",  "Илья
Муромец", "Зори  над  Россией",  написанные  Серовой  для  этой  труппы.
Коллектив гастролировал во мн. городах России (Пенза, Казань,  Новгород,
Петербург, Симбирск и др.) и просуществовал до 1914. В 1901 в с.  Ичалки
возник и работал в течение ряда лет нар. т-р.
   В первые годы Сов. власти в Саранске часто выступала передвижная рус.
труппа Куйбышевской краевой  драмы,  е„  спектакли  впервые  познакомили
морд. зрителей с рус. и  мировой  классич.  драматургией,  с  реалистич.
школой акт„рского иск-ва. С первых лет Октября широкое развитие получила
нац. театр.  самодеятельность.  В  это  же  время  зарождается  и  морд.
драматургия. Вначале появились одноактные пьесы-агитки  на  злободневные
темы   безымянных   авторов   ("Буржуй   и    генерал",    "Слушайте!"),
антирелигиозные пьесы ("Коммунисты и религия" Ф. За-валишина, "Знахарка"
Ф. Борисова). Начинающие  драматурги  часто  инсценировали  нар.  сказки
"Медведь и мужик" Ф. Атянина и др. В 1924  в  Москве  был  издан  первый
сборник мордовских одноактных пьес "Эрзянские пьесы", куда вошли произв.
Ф. Чеснокова, Т. Васильева и Е. Окина. Большое значение для  становления
морд. драматургии имели пьесы Ф. Чеснокова и К.  Петровой.  Ф.  Чесноков
написал пьесы: "Два брата" об идейном размежевании  людей  в  революции,
"Расшатались  бытовые  устои"  об  осознании  мордовской   женщиной   е„
человеческих прав, о е„ пути к революции;  К.  Петрова  написала  пьесы:
"Летняя ночь" о партизанском движении в Морд.  крае,  "Т„мная  сила"  об
антинар. сущности религии. Эти пьесы широко ставились в самодеят.  драм.
коллективах.
   В  1930   из   числа   наиболее   одар„нных   участников   художеств.
самодеятельности в Саранске была создана 1-я  Морд.  муз.-драм.  труппа,
реорганизованная в 1931 в муз.-драм. студию (руководители - по драме  В.
Познанский, В. Островский, по музыке - Л. Кирюков, П. Органов), а в 1932
- в Морд. драм. т-р. В труппу его вошли и рус. акт„ры (В. Зорин и  др.).
Т-р открылся в  1935  спектаклем  "Гроза"  (режисс„р  А.  Костров).  Для
воспитания молодого творч" коллектива  большое  значение  имело  шефство
Малого т-ра (1935-38). Под рук. режисс„ров Малого т-ра (Б.  Бриллиантов,
Н. Григоровская, С. Камин-ка и др.)  в  середине  30-х  гг.  были  пост.
спектакли:
   "Платон Кречет", "Чапаев", "Бедность не порок",  "На  бойком  месте",
"Лес", в конце 30-х гг.- "Ревизор", "Свадьба Кречинского",  "Последние",
"Bacca Железнова", "Слава", "Любовь Яровая".  В  мордовской  драматургии
30-х гг. появились пьесы, отражавшие жизнь морд.  деревни.  Ф.  Чесноков
написал пьесы:
   "Совместно" о создании первых с.-х. коммун, "Иначе нельзя" о  приходе
морд. женщин к управлению гос-вом. О бесправной  жизни  морд.  народа  в
прошлом  рассказывает  одна  из  лучших  пьес  Петровой  "По  старинке".
Коллективизации морд. деревни,  социалистич.  труду  колх.  крестьянства
посв. пьесы "Победители" и "П„тр Фомов" М. Черяпкина,  "Новая  сила"  М.
Учватова, "Два лагеря" М. Безбородова (на проф. сцене не пост.).
   Первые морд. пьесы, пост. на сцене нац. т-ра: исто-рич. драма  П.  С.
Кириллова "Литова" (1939) об участии мордвы  в  крестьянской  войне  под
рук. С. Разина и совр. комедия В. М. Коломасова "Прокопыч" (1940)  -  из
жизни морд. колх. деревни.
   В годы Великой Отечеств,  войны  т-р  пост.  спектакли:  "Беспокойная
старость",  "Как  закалялась  сталь",   "Парень   из   нашего   города";
"Большевик" Д. Дэля, "Русские люди", "Нашествие",  "В  степях  Украины",
пьесу морд. драматурга П. Кириллова "Два брата". В 40-50-х гг. созданы и
пост. на сцене морд. т-ра пьесы, посв. жизни совр. колх. деревни, борьбе
народа за дальнейший подъ„м социалистич. с. х-ва.:
   "Наша слава", "Свет над дальним углом" П. Кириллова, "Норов  ава"  В.
Коломасова, "Одвий" К. Абрамова. Героизму сов. людей в  Отечеств,  войне
посв. пьеса "Комсомольский билет" А. Щеглова, о жизни сов. интеллигенции
рассказывает пьеса "Во имя народа" Г. Меркушкина,  о  революции  1905  -
"Учительница"  П.  Кириллова,  о  гражд.  войне  -  "На   рассвете"   Г.
Меркушкина. В этот же период в морд. т-ре пост. переводные  сов.  пьесы:
"За  тех,  кто  в  море!",  "Молодая  гвардия";  "Человек   с   ружь„м",
"Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" Погодина, "Поднятая целина"
по Шолохову, "Хлеб наш насущный"  Вирты,  "Не  называя  фамилий"  Минко,
"Персональное дело" Штейна, "В добрый час!" Розова, "Товарищи романтики"
Соболя, а также классика-"Анна Каренина", "Маскарад",  "Мещане",  "Живой
труп".
   Среди деятелей морд. нац. т-ра: нар. арт. МАССР и засл. арт. РСФСР С.
И. Колганов, Д. И. Еремеев, нар. арт. МАССР Р. М. Еремеева, засл.  деят.
иск-в МАССР В. С. Киушкин, засл. арт. МАССР  А.  А.  Аржа-деева,  Е.  Д.
Миронова,  М.  В.  Богданов.  Труппа  пополнялась   молодыми   акт„рами,
воспитанниками ГИТИСа и Саратовской консерватории (1948, 1949), Ленингр.
театр. ин-та (1958). В 1959-60 была  возобновлена  муз.  драма  "Литова"
Кирюкова (либретто Эркая, по драме  Кириллова),  пост.  оперы  "Кармен",
"Пиковая дама", "Риголетто", "Русалка".
   В 60-е гг.  на  сцене  Морд.  муз.-драм.  т-ра  пост.  пьесы  местных
драматургов: "Дорогой жизни" Г.  Меркушкина,  "Новоселье"  К.  Абрамова,
опера "Нор-мальня" (муз. Л. Кирюкова, либретто М. Бебана); из  классики:
"Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Старик"  Горького;  пьесы  сов.  авторов:
"Барабанщица" Салынского, "Битва в пути" по Николаевой, "Океан"  Штейна,

Страницы: «« « 1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564  1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия