Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 » »» пластика, благородная манера исполнения, темперамент определили успех М. В партиях М. стремился к драматич. раскрытию сценич. образа, находя собственную трактовку. Исполнял ведущие партии почти во всех классич. балетах: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Жан д„ Бриен ("Раймонда") и др. Принимал участие в "Русских сезонах за границей" в Париже, в 1910 выступал в Лондоне вместе с А. П. Павловой. Вернувшись в Москву в 1912, пост. балет "Азияде" на муз. Гютеля, исполнил партии: Петроний ("Эвника и Петроний" на муз. Шопена), виконт д„ Божанси ("Павильон Армиды" Н. Че-репнина) и др. В 1924 поселился в США, где в 1926 организовал труппу "Балет Мордкина". Пост. здесь балеты "Карнавал" на муз. Шумана, "Лебединое озеро", "Жизель", "Тщетная предосторожность"; "Золотая рыбка" Минкуса и др. В 1937 на основе этой труппы создал "Балетный т-р Мордкина", в к-ром пропагандировал школу рус. классич. танца. В последние годы жизни М. преподавал классич. танец в традициях рус. балетной школы. Ham. Ч. МОРДОВСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Великой Октябрьской социалистич. революции проф. театр. иск-ва в Мордовии не было. Элементы зрелищ существовали в нар. обрядах (свадебных) и играх. В 1891 в с. Судосеве (ныне в Чамзинском р-не МАССР) была создана крестьянская оперная труппа под рук. В. С. Серовой. Здесь были пост. оперы: "Рогнеда", "Вражья сила" Серова, "Уриэль Акоста", "Ермак", "Илья Муромец", "Зори над Россией", написанные Серовой для этой труппы. Коллектив гастролировал во мн. городах России (Пенза, Казань, Новгород, Петербург, Симбирск и др.) и просуществовал до 1914. В 1901 в с. Ичалки возник и работал в течение ряда лет нар. т-р. В первые годы Сов. власти в Саранске часто выступала передвижная рус. труппа Куйбышевской краевой драмы, е„ спектакли впервые познакомили морд. зрителей с рус. и мировой классич. драматургией, с реалистич. школой акт„рского иск-ва. С первых лет Октября широкое развитие получила нац. театр. самодеятельность. В это же время зарождается и морд. драматургия. Вначале появились одноактные пьесы-агитки на злободневные темы безымянных авторов ("Буржуй и генерал", "Слушайте!"), антирелигиозные пьесы ("Коммунисты и религия" Ф. За-валишина, "Знахарка" Ф. Борисова). Начинающие драматурги часто инсценировали нар. сказки "Медведь и мужик" Ф. Атянина и др. В 1924 в Москве был издан первый сборник мордовских одноактных пьес "Эрзянские пьесы", куда вошли произв. Ф. Чеснокова, Т. Васильева и Е. Окина. Большое значение для становления морд. драматургии имели пьесы Ф. Чеснокова и К. Петровой. Ф. Чесноков написал пьесы: "Два брата" об идейном размежевании людей в революции, "Расшатались бытовые устои" об осознании мордовской женщиной е„ человеческих прав, о е„ пути к революции; К. Петрова написала пьесы: "Летняя ночь" о партизанском движении в Морд. крае, "Т„мная сила" об антинар. сущности религии. Эти пьесы широко ставились в самодеят. драм. коллективах. В 1930 из числа наиболее одар„нных участников художеств. самодеятельности в Саранске была создана 1-я Морд. муз.-драм. труппа, реорганизованная в 1931 в муз.-драм. студию (руководители - по драме В. Познанский, В. Островский, по музыке - Л. Кирюков, П. Органов), а в 1932 - в Морд. драм. т-р. В труппу его вошли и рус. акт„ры (В. Зорин и др.). Т-р открылся в 1935 спектаклем "Гроза" (режисс„р А. Костров). Для воспитания молодого творч" коллектива большое значение имело шефство Малого т-ра (1935-38). Под рук. режисс„ров Малого т-ра (Б. Бриллиантов, Н. Григоровская, С. Камин-ка и др.) в середине 30-х гг. были пост. спектакли: "Платон Кречет", "Чапаев", "Бедность не порок", "На бойком месте", "Лес", в конце 30-х гг.- "Ревизор", "Свадьба Кречинского", "Последние", "Bacca Железнова", "Слава", "Любовь Яровая". В мордовской драматургии 30-х гг. появились пьесы, отражавшие жизнь морд. деревни. Ф. Чесноков написал пьесы: "Совместно" о создании первых с.-х. коммун, "Иначе нельзя" о приходе морд. женщин к управлению гос-вом. О бесправной жизни морд. народа в прошлом рассказывает одна из лучших пьес Петровой "По старинке". Коллективизации морд. деревни, социалистич. труду колх. крестьянства посв. пьесы "Победители" и "П„тр Фомов" М. Черяпкина, "Новая сила" М. Учватова, "Два лагеря" М. Безбородова (на проф. сцене не пост.). Первые морд. пьесы, пост. на сцене нац. т-ра: исто-рич. драма П. С. Кириллова "Литова" (1939) об участии мордвы в крестьянской войне под рук. С. Разина и совр. комедия В. М. Коломасова "Прокопыч" (1940) - из жизни морд. колх. деревни. В годы Великой Отечеств, войны т-р пост. спектакли: "Беспокойная старость", "Как закалялась сталь", "Парень из нашего города"; "Большевик" Д. Дэля, "Русские люди", "Нашествие", "В степях Украины", пьесу морд. драматурга П. Кириллова "Два брата". В 40-50-х гг. созданы и пост. на сцене морд. т-ра пьесы, посв. жизни совр. колх. деревни, борьбе народа за дальнейший подъ„м социалистич. с. х-ва.: "Наша слава", "Свет над дальним углом" П. Кириллова, "Норов ава" В. Коломасова, "Одвий" К. Абрамова. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв. пьеса "Комсомольский билет" А. Щеглова, о жизни сов. интеллигенции рассказывает пьеса "Во имя народа" Г. Меркушкина, о революции 1905 - "Учительница" П. Кириллова, о гражд. войне - "На рассвете" Г. Меркушкина. В этот же период в морд. т-ре пост. переводные сов. пьесы: "За тех, кто в море!", "Молодая гвардия"; "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" Погодина, "Поднятая целина" по Шолохову, "Хлеб наш насущный" Вирты, "Не называя фамилий" Минко, "Персональное дело" Штейна, "В добрый час!" Розова, "Товарищи романтики" Соболя, а также классика-"Анна Каренина", "Маскарад", "Мещане", "Живой труп". Среди деятелей морд. нац. т-ра: нар. арт. МАССР и засл. арт. РСФСР С. И. Колганов, Д. И. Еремеев, нар. арт. МАССР Р. М. Еремеева, засл. деят. иск-в МАССР В. С. Киушкин, засл. арт. МАССР А. А. Аржа-деева, Е. Д. Миронова, М. В. Богданов. Труппа пополнялась молодыми акт„рами, воспитанниками ГИТИСа и Саратовской консерватории (1948, 1949), Ленингр. театр. ин-та (1958). В 1959-60 была возобновлена муз. драма "Литова" Кирюкова (либретто Эркая, по драме Кириллова), пост. оперы "Кармен", "Пиковая дама", "Риголетто", "Русалка". В 60-е гг. на сцене Морд. муз.-драм. т-ра пост. пьесы местных драматургов: "Дорогой жизни" Г. Меркушкина, "Новоселье" К. Абрамова, опера "Нор-мальня" (муз. Л. Кирюкова, либретто М. Бебана); из классики: "Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Старик" Горького; пьесы сов. авторов: "Барабанщица" Салынского, "Битва в пути" по Николаевой, "Океан" Штейна, Страницы: «« « 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |