Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 » »» группировавшимися вокруг сатирич. журнала "Искра", черпая у них свой репертуар (произв. В. С. Курочкина, Г. Н. Жулева, Д. Д. Минаева и др.). Известен также как исполнитель песен П. Беранже (в переводе Курочкина). М. выступал и как драм. акт„р. В 1865 дебютировал в Александрийском т-ре. В 1867 был принят в труппу т-ра. Играл роли молодых любовников, повес, фатов, пел куплеты в дивертисментах. Обладая природной музыкальностью, М. часто выступал в опереттах(Валентин-"Фауст наизнанку" Эрве, 1869, и др.). Исполнял также роли классич. репертуара: Молчалин, Хлестаков, Чацкий. После просмотра спектакля "Горе от ума", где М. играл Чацкого, И. А. Гончаров написал свою знаменитую статью "Мильон терзаний" (1871). Лит.: "БИТ". Сезон 1902-1903, Приложение, кн. 3, с. 77- 79; Кузнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 155-58. АН.А. МОНАХОВ, Николай Ф„дорович (18.III.1875- 5. VI 1.1936)- русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1932). Подростком был певчим в хоре Смольного собора. В 1895 дебютировал в роли Незнамова в любительских спектаклях "Петерб. попечительства о нар. трезвости". С 1896 выступал на эстраде - в садах, на нар. гуляниях, в шантанах как гармонист-песенник, балагур-куплетист. Вместе с П. Ф. Жуковым создал эстрадный дуэт сатириков-куплетистов. М. в совершенстве владел муз. фразировкой, словом, искусством импровизации, общения с аудиторией. В 1904 М. дебютировал в оперетте (Принцевалле - "Мон-на Ванна" Валентинова, труп' на Сабурова, Киев). Выступал в ролях "простаков" в опереточных труппах в Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и др. городах. Играл в моек. "Эрмитаже", в пе-терб. т-ре "Буфф" (с 1907), петерб. Панаевском т-ре (1910-12; был гл. режисс„ром этого т-ра) и др. Дарование М. ярко раскрылось в спектаклях моек. Свободного т-ра (1913-14), где он исполнил роли дьячка Афанасия Ивановича ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Калхаса ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), комментатора-чтеца ("Ж„лтая кофта" Легара). Отточенная синтетич. техника, блестящий дар импровизации, органичное чувство художеств. правды сделали М. крупнейшим акт„ром оперетты. Обладая баритоном красивого тембра и большого диапазона, М. свободно пел также теноровые (Адам -"Продавец птиц" Целлера) и басовые (Вельзевул -"Адская любовь" Гризера) партии. Среди лучших партий: Пикилльо ("Птички певчие" Оффенбаха), Фредди ("Принцесса долларов" Фалля), Пиппо ("Красное солнышко" Одрана) и др. Однако М. мечтал о драм. сцене. После Октябрьской революции он вместе с М. Ф. Андреевой и М. Горьким принял участие в организации Большого драм. т-ра в Петрограде (БДТ). На сцене этого т-ра проявилось трагедийное дарование М. В день открытия т-ра (1919) в спектакле "Дон Карлос" М. исполнил роль короля Филиппа, создав социально заостр„нный образ жестокого, но внутренне слабого тирана-короля. Драматически насыщены, исторически конкретны были шекспировские образы М. (Яго, Шей-лок, Юлий Цезарь), Франц Моор ("Разбойники"), царевич Алексей (о.п. Мережковского). В БДТ заново раскрылось и блистательное комедийное мастерство М. С неисчерпаемым богатством жизненных красок, вес„лым, задорным азартом, в остром, характерном ритмич. рисунке исполнял он роли Маскариля, Сга-нареля и Труффальдино ["Смехотворные прелестницы" ("Смешные жеманницы"), "Лекарь поневоле", Мольера, 1921, "Слуга двух господ", 1921] и др. Роль казака-крестьянина, вожака партизан Рузае-ва в пьесе Лаврен„ва "Мятеж" (1925) открыла новую страницу творческой биографии М. Вслед за этой ролью он создал ряд образов новых героев, исполненных мужественной силы: Годун ("Разлом", 1927), Виктор ("Линия огня" Никитина, 1931), Гороян ("Город ветров" Киршона, 1929), Бородатый солдат ("Дос-тигаев и другие", 1933). Среди лучших ролей М. также - Обыватель ("Бунт машин" А. Н. Толстого), Распутин ("Заговор императрицы" А. Н. Толстого и Щ„голева), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко), Иван Бабичев ("Заговор чувств" Олеши, 1929), Егор Булычев (1932). Одновременно с работой в драм. т-ре М. до 1927 продолжал выступать и в оперетте (как гастрол„р). Снимался в кино. Соч.: Повесть о жизни, Л., 1936, 2 изд.,. Л. - М., 1961 (вступ. ст. С. С. Кара); Моя работа над ролью. Л., 1937. Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра. [Сб. статей], ј 2, Л., 1926 (по-свящ. 30-летию деятельности Н. Ф. Монахова); К у г е л ь Р., Н. Ф. Монахов, в кн.: Профили театра, Л., 1929; Мокульский С., Художник, строитель, мастер, "Рабочий и театр", 1936, ј 13; Волков Н., Н. Ф. Монахов, "Театр и драматургия", 1936, НУ 8; К у з н е -ц о в Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 210- 213; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960 (гл."Гастроли Монахова"), С. Др. МОНГОЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Воз никновение театр. иск-ва в Монголии относится к глубокой древности. Формы нар. зрелищ были разнообразны. Носителями нар. иск-ва Монголии были: хурч (певцы), улигерч (сказители), „ролч и магталч ("благопожелатели"), они произносили свои монологи в возвышенно-романтич. акт„рской манере. Выступления этих мастеров, как правило, сопровождалось разыгрыванием пантомимич.-танцевальных сценок. С древних врем„н у монголов существуют танцы, содержащие элементы театрализации (танец бие-лэг). Мн. бытовые обряды, сопровождавшие свадьбы, рождение реб„нка, праздники урожая и др., также содержали элементы театр. действий. Позднее эти театр. формы вошли в мистериальный т-р - цам, возникший в 17 в. в связи с распространением в Центр. Азии буддизма, и в светский придворный т-р. Придворные т-ры существовали у князей, нек-рые из к-рых нанимали учителей, обучавших крепостных аратов пению, танцам, игре на муз. инструментах. Спектакли при княжеских дворах (ставках) давались один раз в год. Крепостные акт„ры собирались заранее, иногда за полтора-два месяца до представления, изготовились к выступлению. В новогодние праздники устраивались уличные кукольные спектаклч. В 30-х гг. 19 в. в Гобийском аймаке был пост. первый публичный спектакль-пьеса "Лунная кукушка" (к ней имеются несколько томов комментариев). После нар. революции и установления Нар. Республики (1924) в Монголии широкое развитие получила самодеятельность. В Улан-Баторе в нач. 20-х гг. организовались драм. кружки, из к-рых позднее возникли проф. т-ры. Репертуар кружков состоял из бытовавших в народе инсценировок песен ("Сумья но„н", "Два охотника"). Затем начали ставиться импровизированные сценки на злободневные темы ("Разговор старика и старухи", "Жадный лама и обманутая вера", "Высшая и низшая палата собраний" и др.). Все эти пьесы разыгрывались в традициях нар. представлений. В 1924-27 Страницы: «« « 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |