Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554   1555   1556  1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566  » »»

группировавшимися вокруг сатирич. журнала "Искра",  черпая  у  них  свой
репертуар (произв. В. С. Курочкина, Г. Н. Жулева, Д. Д. Минаева и  др.).
Известен также как исполнитель песен П. Беранже (в переводе  Курочкина).
М. выступал и как драм. акт„р.  В  1865  дебютировал  в  Александрийском
т-ре. В 1867 был принят в труппу т-ра. Играл  роли  молодых  любовников,
повес,  фатов,  пел  куплеты   в   дивертисментах.   Обладая   природной
музыкальностью, М. часто выступал в опереттах(Валентин-"Фауст наизнанку"
Эрве, 1869, и др.). Исполнял также роли классич.  репертуара:  Молчалин,
Хлестаков, Чацкий. После просмотра спектакля "Горе от ума", где М. играл
Чацкого, И. А. Гончаров написал свою знаменитую статью "Мильон терзаний"
(1871).
   Лит.: "БИТ". Сезон 1902-1903, Приложение, кн. 3, с. 77- 79;  Кузнецов
Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 155-58. АН.А.
   МОНАХОВ, Николай  Ф„дорович  (18.III.1875-  5.  VI  1.1936)-  русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1932). Подростком был  певчим  в  хоре
Смольного собора. В 1895 дебютировал в  роли  Незнамова  в  любительских
спектаклях "Петерб. попечительства о нар. трезвости". С 1896 выступал на
эстраде - в садах, на нар. гуляниях, в шантанах как  гармонист-песенник,
балагур-куплетист.  Вместе  с  П.  Ф.  Жуковым  создал  эстрадный   дуэт
сатириков-куплетистов.  М.  в  совершенстве  владел  муз.   фразировкой,
словом,  искусством  импровизации,  общения  с  аудиторией.  В  1904  М.
дебютировал в оперетте (Принцевалле - "Мон-на Ванна" Валентинова,  труп'
на Сабурова, Киев). Выступал в ролях "простаков" в опереточных труппах в
Саратове,  Киеве,  Ростове-на-Дону  и  др.  городах.   Играл   в   моек.
"Эрмитаже", в пе-терб. т-ре "Буфф" (с  1907),  петерб.  Панаевском  т-ре
(1910-12; был гл.  режисс„ром  этого  т-ра)  и  др.  Дарование  М.  ярко
раскрылось в спектаклях моек. Свободного т-ра (1913-14), где он исполнил
роли дьячка  Афанасия  Ивановича  ("Сорочинская  ярмарка"  Мусоргского),
Калхаса  ("Прекрасная  Елена"  Оффенбаха),  комментатора-чтеца  ("Ж„лтая
кофта"   Легара).   Отточенная   синтетич.   техника,   блестящий    дар
импровизации, органичное чувство художеств. правды сделали М. крупнейшим
акт„ром  оперетты.  Обладая  баритоном  красивого  тембра   и   большого
диапазона, М.  свободно  пел  также  теноровые  (Адам  -"Продавец  птиц"
Целлера) и басовые (Вельзевул -"Адская любовь"  Гризера)  партии.  Среди
лучших партий:
   Пикилльо ("Птички певчие" Оффенбаха),  Фредди  ("Принцесса  долларов"
Фалля), Пиппо ("Красное солнышко" Одрана) и др.
   Однако М. мечтал о драм. сцене. После Октябрьской революции он вместе
с М. Ф. Андреевой и М. Горьким принял  участие  в  организации  Большого
драм.  т-ра  в  Петрограде  (БДТ).  На  сцене  этого   т-ра   проявилось
трагедийное дарование М. В день открытия т-ра (1919)  в  спектакле  "Дон
Карлос" М. исполнил роль короля Филиппа,  создав  социально  заостр„нный
образ  жестокого,  но  внутренне  слабого  тирана-короля.   Драматически
насыщены, исторически  конкретны  были  шекспировские  образы  М.  (Яго,
Шей-лок, Юлий Цезарь), Франц Моор ("Разбойники"), царевич Алексей  (о.п.
Мережковского). В  БДТ  заново  раскрылось  и  блистательное  комедийное
мастерство М. С  неисчерпаемым  богатством  жизненных  красок,  вес„лым,
задорным азартом, в остром, характерном ритмич. рисунке исполнял он роли
Маскариля,  Сга-нареля  и   Труффальдино   ["Смехотворные   прелестницы"
("Смешные жеманницы"), "Лекарь поневоле",  Мольера,  1921,  "Слуга  двух
господ", 1921] и др. Роль казака-крестьянина, вожака партизан Рузае-ва в
пьесе  Лаврен„ва  "Мятеж"  (1925)  открыла  новую  страницу   творческой
биографии М. Вслед за этой ролью он создал  ряд  образов  новых  героев,
исполненных мужественной силы: Годун ("Разлом",  1927),  Виктор  ("Линия
огня" Никитина, 1931), Гороян ("Город ветров" Киршона, 1929),  Бородатый
солдат ("Дос-тигаев и другие", 1933). Среди  лучших  ролей  М.  также  -
Обыватель ("Бунт машин" А. Н. Толстого), Распутин ("Заговор императрицы"
А. Н. Толстого и Щ„голева), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко), Иван
Бабичев  ("Заговор  чувств"   Олеши,   1929),   Егор   Булычев   (1932).
Одновременно с работой в драм. т-ре М. до 1927 продолжал выступать  и  в
оперетте (как гастрол„р). Снимался в кино. Соч.: Повесть  о  жизни,  Л.,
1936, 2 изд.,. Л. - М., 1961 (вступ. ст. С. С. Кара);
   Моя работа над ролью. Л., 1937.
   Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра. [Сб. статей],  ј  2,
Л., 1926 (по-свящ. 30-летию деятельности Н. Ф. Монахова); К у г  е  л  ь
Р., Н. Ф. Монахов, в кн.:
   Профили театра, Л., 1929;
   Мокульский С., Художник, строитель, мастер, "Рабочий и театр",  1936,
ј 13;
   Волков Н., Н. Ф. Монахов, "Театр и драматургия", 1936, НУ 8; К у з  н
е -ц о в Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с.  210-  213;  Ярон
Г., О любимом жанре, М., 1960 (гл."Гастроли Монахова"), С. Др.
   МОНГОЛЬСКИЙ ТЕАТР И  ДРАМАТУРГИЯ.  Воз  никновение  театр.  иск-ва  в
Монголии  относится  к  глубокой  древности.  Формы  нар.  зрелищ   были
разнообразны.  Носителями  нар.  иск-ва  Монголии  были:  хурч  (певцы),
улигерч  (сказители),   „ролч   и   магталч   ("благопожелатели"),   они
произносили  свои  монологи  в  возвышенно-романтич.  акт„рской  манере.
Выступления этих мастеров,  как  правило,  сопровождалось  разыгрыванием
пантомимич.-танцевальных сценок. С древних врем„н у монголов  существуют
танцы, содержащие элементы театрализации (танец  бие-лэг).  Мн.  бытовые
обряды, сопровождавшие свадьбы, рождение  реб„нка,  праздники  урожая  и
др., также содержали элементы театр. действий. Позднее эти театр.  формы
вошли  в  мистериальный  т-р  -  цам,  возникший  в  17  в.  в  связи  с
распространением в Центр. Азии буддизма, и в  светский  придворный  т-р.
Придворные  т-ры  существовали  у  князей,  нек-рые  из  к-рых  нанимали
учителей, обучавших  крепостных  аратов  пению,  танцам,  игре  на  муз.
инструментах. Спектакли при княжеских дворах (ставках) давались один раз
в год. Крепостные  акт„ры  собирались  заранее,  иногда  за  полтора-два
месяца  до  представления,  изготовились  к  выступлению.  В  новогодние
праздники устраивались уличные кукольные спектаклч. В 30-х гг. 19  в.  в
Гобийском аймаке был  пост.  первый  публичный  спектакль-пьеса  "Лунная
кукушка" (к ней имеются несколько томов комментариев).
   После нар. революции и установления Нар. Республики (1924) в Монголии
широкое развитие получила самодеятельность. В Улан-Баторе  в  нач.  20-х
гг. организовались драм. кружки, из к-рых позднее возникли  проф.  т-ры.
Репертуар кружков состоял из  бытовавших  в  народе  инсценировок  песен
("Сумья но„н", "Два охотника"). Затем начали ставиться импровизированные
сценки на злободневные темы ("Разговор старика и старухи", "Жадный  лама
и обманутая вера", "Высшая и низшая палата собраний"  и  др.).  Все  эти
пьесы  разыгрывались  в  традициях   нар.   представлений.   В   1924-27

Страницы: «« « 1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554   1555   1556  1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия