Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 » »» в нар. балладах ("Мио-рица", "Груя Новак" и др.). Широкой популярностью среди молд. народа пользовались представления - иро-зилор (ироды), пехливанилор (скоморохи), пэпушари-лор (кукольники) и самобытный т-р гайдуков. Нар. драмы о гайдуках (борцы против турок-поработителей и местных бояр в 18 в.), исполнявшиеся любителями из народа в костюмах гайдуков, были насыщены нар. песнями, танцами, социально-сатирич. элементами. Носителями основ акт„рского иск-ва были кукольники и бродячие музыканты - лэутары, имевшие особое значение для формирования молд. муз. т-ра. В 1805-06 появились первые молд. пьесы, написанные К. Конаки,- "Суд женщин", "Комедия бана Константина Конта". К 1811 относится сатирич. комедия "Сэрдар из Оргеева" неизвестного автора. Эти пьесы были разыграны в кукольном т-ре. В 1809 импрессарио Г. Маджи построил в Яссах театр. здание, в к-ром выступала (1810-12) рус. труппа. Первый спектакль на молд. яз. был исполнен в 1816 (пьеса "Миртил и Хлоя" Флориана и Геснера, перевед„нная и переработанная Г. Асаки); эта дата считается дн„м рождения молд. проф. театр. иск-ва. Дальнейшее развитие М. т. ид. тесно связано с ростом нац. самосознания. В нач. 19 в. полулюбительские спектакли ставились эпизодически в Яссах. В 1836 Г. Асаки и В. Александри (отец писателя Василе Александри) основали первое нац. муз.-драм. учебное заведениеФило-драматическую консерваторию, в к-рой ставили пьесы Асаки "Петру Рареш" (1837) и "Стефан Великий" (1839), оперу Беллини "Норма" (1838), но развитие т-ра тормозилось тем, что боярская знать бойкотировала молд. нац. спектакли. В 1839 акт„р К. Караджале создал в Яссах "Общество дилетантов" (любителей), в к-рое вступили многие окончившие консерваторию. Это об-во стало ядром Нац. т-ра, к-рый был создан в помещении "Т-ра Варьете", где до этого работала франц. труппа (обе труппы молд. и франц. играли в одном здании). В 1840-42 молд. т-ром руководили писатели В. Александри, М. Когэлничану и К. Негруцци. Они считали, что т-р должен стать школой воспитания общества, призывали к созданию оригинальной реалистич. драматургии, проф. подготовке акт„ров. Основоположник молд. драматургии В. Александри писал: "Ввиду того, что у нас отсутствует политическая свобода, а также свобода печати, я задумал сделать т-р орудием обличения порочных нравов, смешных и мерзких сторон нашего общества". Стихотворные пьесы Александри "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882), "Овидий" (1884) утвердили историч. драму в молд. т-ре. Гражданственность, реализм драматургии Александри способствовали развитию критич. реализма в молд. драматургии и т-ре. В 1846 пост. пьесы А. Руссо "Честолюбивая бакалейщица" и "Обидчивый Вадрэ", разоблачающие паразитизм господствующего класса, жестокую эксплуатацию крестьян. Руссо и группа акт„ров, исполнявших пьесу "Обидчивый Вадрэ", были отправлены господарем в ссылку. Первыми акт„рами нац. т-ра были: А. Прутяну, А. Пони, Е. Фа-биан, Е. и М. Коржеску, М. и Р. Чубуряну, С. Дэ-скэлеску, А. Гулер, Н. Мэкэреску, Г. Стихи, И. Ге-расе, Н. Вердяну, Д. Гергел, И. Димитриу, С. Мер-шеску, К. Караджале, Ф. Маче и др. В 50-х гг. 19 в. молд. т-р становится трибуной для выражения революц. идей. Обогащению репертуара и развитию молд. т-ра 19 в. способствовали пьесы акт„ра и драматурга К. Караджале ("Путаница желаний", 1847, "Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы", 1844, и др.); пьесы М. Когэлничану ("Две женщины против одного мужчины", 1841, "Счастливый слепой", 1841), К. Негруцци ("Два крестьянина и пять барашков", 1842, "Муза из Бурдуженьи" по Леклерку, 1842), К. Стамати-Чуря, написавшего 13 пьес, в т. ч. "Смерть Лермонтова" (запрещена царской цензурой); историч. драма Б. П. Хашдеу, "Рэзван и Видра" (в стихах). В репертуар молд. т-ра включались также произведения Вольтера, Гоголя ("Ревизор", 1874), Мольера, Шиллера, Гюго и др. В труппе т-ра в 19 в. работали крупные акт„ры: Н. Лукьян, Т. Теодорини, П. Николау, А. Еваль-ский, М. Галино и др. Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность акт„ра, драматурга и театрального педагога М. Милло (1814-96), ставшего основоположником реалистич. нац. акт„рской школы. Создатель ярких сценических образов, Милло написал также пьесы "Жиану", "Вакарештские воды", "Тузу - калека, или Слепой нищий". Музыку к пьесам В. Александри, А. Руссо, К. Негруцци писал композитор А. Флехтенмахер, автор оперетты "Баба-Яга" (1848, текст Милло) и оперы "Девушка из Козий" (1880, не сохранилась). Музыкально сценические произведения создавал композитор Ч. Порум-беску (комедия-водевиль "Кандидат Линте", 1883, оперетта "Новолуние", 1882), Э. Кауделла (оперетта "Гетман Балтаг", 1882, опера "Девушка из Олтении", 1880, "Дочь рэзеша", 1881, "Петру Рареш", 1889). Но проф. муз. т-ра молд. народ до Сов. власти не имел; попытки создания такого т-ра (1919, 1921, 1925, 1927) заканчивались неудачей. В нач. 20 в. в Кишин„ве, Вендорах, Сороках, Кагу-ле и в с„лах Яловены, Бэчойи др. организовывались любительские драм. коллективы из местной демокра-тич. интеллигенции. Репертуар их состоял из пьес В. Александри, К. Негруцци, М. Милло и др. Но королевское правительство Румынии и царское правительство России не были заинтересованы в развитии иск-ва молд. народа; молд. т-р, открытый в 20-х гг. в Кишин„ве, был скоро лиш„н субсидии и закрылся. В 1926 в Кишин„ве силами любителей была поставлена первая молдавская опера для детей "Жар-птица, или Принц Ионел и волшебный волк" Е. Коки. После образования в 1924 Молд. АССР (часть Молдавии продолжала оставаться в составе боярской Румынии) наступил новый этап в развитии нац. театр. иск-ва. В 1928 в г. Балта (первая столица Молд. АССР) на базе самодеятельности была создана нац. драм. труппа, на основе к-рой в 1930 создана драм. студия, руководимая А. И. Адашевым. В 1933 выпускники молд. отделения при Одесском муз. театр. ин-те создали в Тирасполе первый молд. сов. т-р, ныне Молд. муз.-драматич. театр им. А. С. Пушкина [после образования Молд.ССР (1940) т-р был перевед„н в Кишин„в]. Традиции нац. театр. иск-ва были обогащены опытом многонационального сов. т-ра. На сцене этого т-ра были поставлены пьесы о жизни молд. народа, его героич. прошлом, о гражданской и Отечеств, войнах: "Гайдуки" группы авторов (1937, 1944, 1949, 1954), "Сергей Лазо" Е. Бондаревой (1953), "Котовский" А. Лукьянова и П. Ананко (1950), "Штефан Быткэ"Л. Барского (1941), "Колесо времени" Анны Лупан (1961), "Бурлящий Дунай" Е. Букова (1959) и др. Борьба за коллективизацию, за формирование новых черт характера сов. людей нашла отражение в пьесах "Свет" Андр. Лупана (1949), "Горечь любви" Л. Корняну (1957), Страницы: «« « 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |