|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 » »» в нар. балладах ("Мио-рица", "Груя Новак" и др.). Широкой популярностью
среди молд. народа пользовались представления - иро-зилор (ироды),
пехливанилор (скоморохи), пэпушари-лор (кукольники) и самобытный т-р
гайдуков. Нар. драмы о гайдуках (борцы против турок-поработителей и
местных бояр в 18 в.), исполнявшиеся любителями из народа в костюмах
гайдуков, были насыщены нар. песнями, танцами, социально-сатирич.
элементами. Носителями основ акт„рского иск-ва были кукольники и
бродячие музыканты - лэутары, имевшие особое значение для формирования
молд. муз. т-ра.
В 1805-06 появились первые молд. пьесы, написанные К. Конаки,- "Суд
женщин", "Комедия бана Константина Конта". К 1811 относится сатирич.
комедия "Сэрдар из Оргеева" неизвестного автора. Эти пьесы были
разыграны в кукольном т-ре. В 1809 импрессарио Г. Маджи построил в Яссах
театр. здание, в к-ром выступала (1810-12) рус. труппа. Первый спектакль
на молд. яз. был исполнен в 1816 (пьеса "Миртил и Хлоя" Флориана и
Геснера, перевед„нная и переработанная Г. Асаки); эта дата считается
дн„м рождения молд. проф. театр. иск-ва.
Дальнейшее развитие М. т. ид. тесно связано с ростом нац.
самосознания. В нач. 19 в. полулюбительские спектакли ставились
эпизодически в Яссах. В 1836 Г. Асаки и В. Александри (отец писателя
Василе Александри) основали первое нац. муз.-драм. учебное
заведениеФило-драматическую консерваторию, в к-рой ставили пьесы Асаки
"Петру Рареш" (1837) и "Стефан Великий" (1839), оперу Беллини "Норма"
(1838), но развитие т-ра тормозилось тем, что боярская знать
бойкотировала молд. нац. спектакли.
В 1839 акт„р К. Караджале создал в Яссах "Общество дилетантов"
(любителей), в к-рое вступили многие окончившие консерваторию. Это об-во
стало ядром Нац. т-ра, к-рый был создан в помещении "Т-ра Варьете", где
до этого работала франц. труппа (обе труппы молд. и франц. играли в
одном здании).
В 1840-42 молд. т-ром руководили писатели В. Александри, М.
Когэлничану и К. Негруцци. Они считали, что т-р должен стать школой
воспитания общества, призывали к созданию оригинальной реалистич.
драматургии, проф. подготовке акт„ров. Основоположник молд. драматургии
В. Александри писал: "Ввиду того, что у нас отсутствует политическая
свобода, а также свобода печати, я задумал сделать т-р орудием обличения
порочных нравов, смешных и мерзких сторон нашего общества". Стихотворные
пьесы Александри "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882),
"Овидий" (1884) утвердили историч. драму в молд. т-ре.
Гражданственность, реализм драматургии Александри способствовали
развитию критич. реализма в молд. драматургии и т-ре. В 1846 пост. пьесы
А. Руссо "Честолюбивая бакалейщица" и "Обидчивый Вадрэ", разоблачающие
паразитизм господствующего класса, жестокую эксплуатацию крестьян. Руссо
и группа акт„ров, исполнявших пьесу "Обидчивый Вадрэ", были отправлены
господарем в ссылку. Первыми акт„рами нац. т-ра были: А. Прутяну, А.
Пони, Е. Фа-биан, Е. и М. Коржеску, М. и Р. Чубуряну, С. Дэ-скэлеску, А.
Гулер, Н. Мэкэреску, Г. Стихи, И. Ге-расе, Н. Вердяну, Д. Гергел, И.
Димитриу, С. Мер-шеску, К. Караджале, Ф. Маче и др.
В 50-х гг. 19 в. молд. т-р становится трибуной для выражения революц.
идей. Обогащению репертуара и развитию молд. т-ра 19 в. способствовали
пьесы акт„ра и драматурга К. Караджале ("Путаница желаний", 1847,
"Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы", 1844, и др.); пьесы М.
Когэлничану ("Две женщины против одного мужчины", 1841, "Счастливый
слепой", 1841), К. Негруцци ("Два крестьянина и пять барашков", 1842,
"Муза из Бурдуженьи" по Леклерку, 1842), К. Стамати-Чуря, написавшего 13
пьес, в т. ч. "Смерть Лермонтова" (запрещена царской цензурой); историч.
драма Б. П. Хашдеу, "Рэзван и Видра" (в стихах). В репертуар молд. т-ра
включались также произведения Вольтера, Гоголя ("Ревизор", 1874),
Мольера, Шиллера, Гюго и др.
В труппе т-ра в 19 в. работали крупные акт„ры:
Н. Лукьян, Т. Теодорини, П. Николау, А. Еваль-ский, М. Галино и др.
Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность акт„ра,
драматурга и театрального педагога М. Милло (1814-96), ставшего
основоположником реалистич. нац. акт„рской школы. Создатель ярких
сценических образов, Милло написал также пьесы "Жиану", "Вакарештские
воды", "Тузу - калека, или Слепой нищий". Музыку к пьесам В. Александри,
А. Руссо, К. Негруцци писал композитор А. Флехтенмахер, автор оперетты
"Баба-Яга" (1848, текст Милло) и оперы "Девушка из Козий" (1880, не
сохранилась). Музыкально сценические произведения создавал композитор Ч.
Порум-беску (комедия-водевиль "Кандидат Линте", 1883, оперетта
"Новолуние", 1882), Э. Кауделла (оперетта "Гетман Балтаг", 1882, опера
"Девушка из Олтении", 1880, "Дочь рэзеша", 1881, "Петру Рареш", 1889).
Но проф. муз. т-ра молд. народ до Сов. власти не имел; попытки создания
такого т-ра (1919, 1921, 1925, 1927) заканчивались неудачей.
В нач. 20 в. в Кишин„ве, Вендорах, Сороках, Кагу-ле и в с„лах
Яловены, Бэчойи др. организовывались любительские драм. коллективы из
местной демокра-тич. интеллигенции. Репертуар их состоял из пьес В.
Александри, К. Негруцци, М. Милло и др. Но королевское правительство
Румынии и царское правительство России не были заинтересованы в развитии
иск-ва молд. народа; молд. т-р, открытый в 20-х гг. в Кишин„ве, был
скоро лиш„н субсидии и закрылся. В 1926 в Кишин„ве силами любителей была
поставлена первая молдавская опера для детей "Жар-птица, или Принц Ионел
и волшебный волк" Е. Коки.
После образования в 1924 Молд. АССР (часть Молдавии продолжала
оставаться в составе боярской Румынии) наступил новый этап в развитии
нац. театр. иск-ва. В 1928 в г. Балта (первая столица Молд. АССР) на
базе самодеятельности была создана нац. драм. труппа, на основе к-рой в
1930 создана драм. студия, руководимая А. И. Адашевым.
В 1933 выпускники молд. отделения при Одесском муз. театр. ин-те
создали в Тирасполе первый молд. сов. т-р, ныне Молд. муз.-драматич.
театр им. А. С. Пушкина [после образования Молд.ССР (1940) т-р был
перевед„н в Кишин„в]. Традиции нац. театр. иск-ва были обогащены опытом
многонационального сов. т-ра. На сцене этого т-ра были поставлены пьесы
о жизни молд. народа, его героич. прошлом, о гражданской и Отечеств,
войнах: "Гайдуки" группы авторов (1937, 1944, 1949, 1954), "Сергей Лазо"
Е. Бондаревой (1953), "Котовский" А. Лукьянова и П. Ананко (1950),
"Штефан Быткэ"Л. Барского (1941), "Колесо времени" Анны Лупан (1961),
"Бурлящий Дунай" Е. Букова (1959) и др. Борьба за коллективизацию, за
формирование новых черт характера сов. людей нашла отражение в пьесах
"Свет" Андр. Лупана (1949), "Горечь любви" Л. Корняну (1957),
Страницы: «« « 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |