Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1537   1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544   1545  1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554   1555  » »»

т-ра балет "Футболист"  Оранского  (совм.  с  Л.  А.  Лащилиным),  затем
поставил балеты  "Саламбо"  Арендса  (19Э2),  "Три  толстяка"  Оранского
(1935, либр. М. по сказке Ю. Олеши), "Спартак" Хачатуряна (1958).
   В своих пост. М. утверждал новые принципы решения балетного спектакля
- отход  от  дивертисментного  построения,  раскрытие  сюжетного  начала
средствами выразит, действенного танца и пантомимы.  В  этих  спектаклях
сказалось глубокое знание М. нар. танца, истории античного  иск-ва.  Его
пост.  отличаются  яркой  театр.  формой,   выразительной   танцевальной
лексикой,  рельефными  хореографич.  образами,  мастерски   построенными
массовыми сценами. Для балетмейстерского творчества М. характерны  юмор,
острая  сатира.  В  1936  М.  руководил  хореографич.  отделением   Т-ра
народного творчества (Москва) и участвовал в  организации  и  проведении
Всесоюзного фестиваля нар. танца, наиболее талантливые участники  к-рого
вошли в созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР. В  репертуаре
ансамбля сценич. варианты танцев народов СССР и др. стран,  хореографич.
сюиты и жанровые сцены. В своих пост. М. сохраняет и развивает  народные
танцевальные   традиции,   раскрывает    богатство,    многокрасочность,
образность и самобытность танцевального иск-ва разных народов. Лучшие из
них:   "Полянка",   "Молдовеняска",   "Хору-ми",   "Лявониха"    (1937),
"Подмосковная   лирика"   (1938),   "Полька-красотка   с   фигурами    и
комплиментами", "Калмыцкий танец", "Бульба", "Колхозная улица", "Юрочка"
(1941), "Сюита из старинных русских  танцев",  "Воскресенье",  "День  на
корабле" (1943), "Русский  перепляс",  "Веснянки",  "Городская  кадриль"
(1945), "Два первомая", "Футбол" (1948), "Партизаны" (1950),  "Китайский
танец с лентами" (1953), "Вензеля"  (1956),  "Метелица"  (1959),  "Вива,
Куба!" (1962) и др. М. постоянно  вместе  с  ансамблем  гастролирует  по
республикам СССР и за рубежом. С 1937 М.-  бессменный  худ.  рук.  этого
ансамбля.
   По пути ансамбля, возглавляемого М., идут  многочисленные  коллективы
нар. танца в Сов. Союзе  и  за  рубежом.  За  заслуги  в  развитии  сов.
хореографии и нар. танца М. трижды присуждена Гос. пр. СССР (1942, 1947,
1952). М.- автор ряда теоретич.  работ  и  критич.  статей  по  вопросам
хореографич. иск-ва и иск-ва народного танца.
   Лит.: "Советская музыка", 1955, .ј 6, с. 156; "Театр", 1957, ј 10, с.
188-192; "Музыкальная жизнь", 1958, ј 1,  с.  1-2;  "Советская  музыка",
1953, .ј 8, с. 49-52; "Музыкальная жизнь", 1958, .ј 19-20, с. 3; т  а  м
же, 1959, ј 8, с. 8-9; "Театральная жизнь", 1960, .ј 7, с. 30; "Москва",
1961, .ј 5, с. 188-89; "Музыкальная жизнь", 1962, ј 3, с. 5-7. М. Кл.
   МОИСЕЕВ,  Михаил  Федорович  [12(24).1.1882-  29.VI.1955]  -  русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1948)  и  Лит.
ССР  (1955).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1941.  В  1892-99  учился  в
Московском театр. уч-ще (педагоги Н. П. Дома-ш„в и В. Д,  Тихомиров).  В
1903-10 - солист Оперного т-ра Зимина. В 1910 гастролировал в Америке  в
труппе А. П. Павловой. Балетмейстерскую деятельность'  начал  в  1918  в
Воронеже,  где  пост.  "Коппелию"  (1918),  "Лебединое   озеро"   (1919)
(одновременно выступал в ведупщх партиях). Позднее работал в  крупнейших
т-рах оперы и балета страны (Харьков, Одесса,  Свердловск,  Новосибирск,
Алма-Ата, Вильнюс и др.).
   Среди пост.: "Жизель" (1920), "Кон„к-Горбунок" Пуни (1922);  "Корсар"
(1925),  "Раймонда"  (1934),  "Спящая  красавица"  (1938)  и  др.  Пост.
спектакли на муз. сов. композиторов:
   "Красный мак" (1924, Харьков), "Карманьола" Фемилиди (1930,  Одесса),
"Ференджи"  Яновского  (1935,  там  же),  "Анаид"  Тер-Гевондяна  (1941,
Ереван), "Доктор Айболит" Морозова (1947, Новосибирск, Гос.  пр.  СССР),
"Камбар и Назым" Великанова (1950, Алма-Ата).
   Большое  внимание  уделял  воспитанию  молодых  балетмейстеров   (был
руководителем и педагогом  балетных  студий  при  т-рах  и  хореографии,
-школ). Среди его учеников: В.  А.  Кононович,  С.  Н.  Сергеев,  Ю.  П.
Ковал„в, Г. И. Язвинский и др. Ст. М.
   МОИСЕЕВА, Ольга Николаевна (р. 1928)  -  русская  советская  артистка
балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1947 окончила  Ленингр.  хореографич.
уч-ще (класс А. Я. Вагановой) и была зачислена в  балетную  труппу  Т-ра
оперы и балета им. Кирова. M.-  эмоциональная  танцовщица,  выразительно
раскрывающая муз. драматургию спектакля.
   Партии: Никия ("Баядерка" Минкуса), Одетта-Одиллия;
   Девушка-Птица ("Шурале"), Зарема,  Лауренсия;  Китри  ("Дон  Кихот"),
Гаянэ и Эгина  (о.  п.,  "Спартак"  Хачатуряна),  Сари  ("Тропою  грома"
Караева) и др.
   Лит.: Ольга Моисеева, в сб.: Молодые артисты Ленинграда, [Л.],  1954,
стр. 55-57. Г. Ш.
   МОИССИ (Moissi),  Александр  (Сандро)  (2.IV.1880,  Триест,-  23.  II
1.1935, Вена) - немецкий акт„р.  По  национальности  албанец.  Учился  в
Венской консерватории по классу пения  (баритон),  одновременно  работал
статистом  в  "Бургтеатре".  Уже  в   эти   годы   проявилась   огромная
трудоспособность акт„ра,  скоро  М.  овладел  не  только  языком,  но  и
мелодикой нем. речи. В "Бургтеатре" на него обратили внимание И. Кайнц и
П. Шлентер, предсказавшие М. большое будущее.  Затем  играл  в  пражском
Нац. т-ре  (1902-04)  Мортимера  ("Мария  Стюарт");  Карлоса  ("Клавиго"
Г„те), Сирано де Бержерака (о. п. Ростана). С 1904 акт„р  работал  с  М.
Рейнхардтом. В 1905 - в берлинском Нем. т-ре.  Одновременно  выступал  в
т-ре  "Каммер-шпиле"  и  др.  Под  рук.  Рейнхардта  М.  стал  одним  из
известнейших акт„ров 1-й пол. 20 в. М.  в  совершенстве  владел  иск-вом
перевоплощения, был очень эмоционален, у него был нервный,  вибрирующий,
муз. голос,  редкая  по  выразительности  мимика.  Это  придавало  часто
исполняемым им ролям одиноких,  надломленных  жизнью  людей,  мучительно
страдающих от  окружающей  действительности,  неповторимое  своеобразие,
меланхолическое    изящество.    Творчество    М.    основывалось     на
непосредственном  чувстве,  вдохновении,  огромной  фантазии,  стихийном
темпераменте. Герои М.  выражали  чувства  и  сомнения,  демократические
устремления современной ему интеллигенции.  Первая  значит,  роль  М.  у
Рейнхардта - Анри ("Зел„ный попугай" Шницлера, 1904, Новый  т-р).  Среди
лучших ролей М.  были  Орест  ("Орестея"  Эсхила),  Мориц  ("Пробуждение
весны" Ведекпнда, 1906), Освальд  (1906);  Ромео  ("Ромео  и  Джульеттам
Шекспира, 1907), Протасов ("Живой труп"), Никита ("Власть тьмы"), Гамлет
(1909); маркиз Поза ("Дон Карлос", 1909), Иванов (о. п.  Чехова,  1919).
Вместе с тем М. был ярким, характерным акт„ром, создава!;-шим  красочные
образы, насыщенные острым умом, внутренней энергией - честолюбец Клавиго
(о. п. Г„те, 1908), блестящий циник Мефистофель  ("Фауст"  Г„те,  1909),
вкрадчивый негодяй Франц Моор, пламенный, вдохновенный Прометей  (о.  п.
Эсхила) и др. В репертуаре М. было  много  декадентских  пьес.  В  пьесе

Страницы: «« « 1537   1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544   1545  1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554   1555  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия