Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537  1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544   1545   1546   1547  » »»

   Соч.: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960.
   Лит.: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948; Новицкий П., Михоэлс,  в  кн.:
Образы акт„ров, М., 1941;
   Фрейдкина Л. М., Король Лир в  Московском  государственном  еврейском
театре, [М.], 1935. f}, 3.
   МИЦКЕВИЧ      (Mickiewicz),      Адам      [24.XII.1798,       Зао-се
(Белоруссия),-26.XI.1855, Константинополь] - польский  поэт,  драматург,
публицист и политический деятель. Родоначальник рево-люц.  романтизма  в
польск. литературе. М. род. в обедневшей  шляхетской  семье.  В  1815-19
учился в Виленском ун-те. Окончив в 1819 исто-рико-филологич.  ф-т,  был
до  1823  учителем  в  Ковно  (Каунас).  Принимал  активное  участие   в
конспиративной деятельности "Об-ва филоматов", стремившихся  к  политич.
возрождению Польши; в 1823 был арестован и выслан в
   Россию, где сблизился  с  прогрессивными  кругами  рус.  общества,  с
декабристами. К 1826 относится знакомство и начало дружбы М. с Пушкиным.
   Вслед за первым томом поэтических произведений М., изданным в 1822  в
Вильно (Вильнюс), в 1823 вышел второй том, куда  вошли  II  и  IV  части
драматич.  поэмы  "Дзяды".  Фрагменты  неза-конч.   I   части   "Дзядов"
(названной в подзаголовке "Зрелищем") впервые были опубл.  в  1860.  III
часть  "Дзядов",  созданная  под  впечатлением  польск.  нац.-освободит,
восстания 1830-31, была напечатана в 1832 в Париже.
   В ст. "О критиках и рецензентах варшавских" (изд. 1829)  М.  выступил
против сторонников классицизма с позиций революц. романтизма, утверждая,
что драма должна быть посвящена изображению нар. судеб.  Мысли  о  связи
драмы с нар. жизнью и с нар. творчеством М.  развивал  и  в  статьях  "О
польской драматургии",  "О  поэме  "Дзяды41",  в  лекциях  о  славянских
лит-рах, читанных им в  парижском  Коллеж  де  Франс  в  нач.  40-х  гг.
(наиболее полное отражение театр.-эстетич. взгляды М. получили в лекции,
посв. слав. драме, прочитанной 4 апр. 1843). Драма, по мысли М., "должна
соединять все стихии истинно национальной поэзии", сочетая в себе  разл.
виды нар. творчества - от песни до эпопеи.  Т-р,  в  к-ром  такая  драма
может найти достойное воплощение,- т-р синтетический  и  монументальный.
Выступая новатором, прокладывающим пути к монументальному т-ру будущего,
т-ру больших социально-философских обобщений,  М.  подч„ркивал,  что  во
Франции  только  Олимпийский  цирк  "мог   бы   быть   использован   для
представления подлинно значительной пьесы", потому что там  "можно  было
бы показать на сцене героические дела и  народные  массы,  которые  ныне
имеют  решающее  значение  в  общественной  жизни".  Идеи  М.,  нашедшие
выражение и в его драматургич. творчестве, оказали  большое  влияние  на
современников М. (прежде всего на Ю.  Словацкого)  и  на  драматургов  и
театр.  деятелей  позднейшего  времени  (С.  Выс-пянский,  Л.   Шиллер).
Примером драмы, раскрывающей в  эпич.  образах  судьбу  народа,  явились
"Дзяды", в особенности их III часть. В основу этого произв.  М.  положил
действительные  историч.  события,  связанные   с   расправой   сенатора
Новосильцева с участниками тайных  патриотич.  организаций  в  Вильне  в
1823. Изображение этих событий М. превратил в широкую историч. картину и
в своеобразный отклик на только  что  отгремевшие  события  1830-31  гг.
Композиция  "Дзядов"  необычна.  Народный  обряд   "дзядов"-   праздника
почитания м„ртвых, как подч„ркивал сам М., "связывает действие в  единый
узел", помогая ощутить  единую  трагич.  первооснову  действия.  Гневная
страстность взволнованных поэтич. монологов органически спаяна  здесь  с
сатирич.  остротой  политич.  памфлета.  Патетичность   отдельных   сцен
соседствует с  почти  буффонной  резкостью  нек-рых  эпизодов,  историч.
документированность сочетается с самыми  смелыми  пол„тами  фантазии.  В
нек-рой степени в III части "Дзядов" сказались влияния зарождавшегося  в
пору е„ создания мессианизма - мис-тич. учения о жертвенно-искупительном
предназначении Польши.  А.  И.  Герцен  отмечал,  что  в  "Дзядах"  "дух
отрицанья  сильный,   истинно-байроновский,   борется   с   католическим
воззрением".  Но   определяющим   началом   оказывается   здесь   именно
революционный дух отрицания, непримиримого, бунтарского протеста  против
деспотизма,
   Фрагмент III части "Дзядов" был пост. в Кракове в  1848.  В  1865  II
часть, скомпонованная в виде кантаты под назв.  "Призраки",  с  муз.  С.
Монюшко,была исполнена на концертной  эстраде  в  Варшаве.  Впервые  все
части "Дзядов" были пост. С. Выспянским на сцене Краковского т-ра в 1901
(Густав-Конрад - Мелевский, Девушка -  Высоцкая,  Призрак  и  Сенатор  -
Котарбиньский, Кс„ндз и Байков - Зель-верович,  Томаш  -  Брыдзиньский).
Среди наиболее значит, пост.- спектакли реж. Шиллера во  Львове  (1932),
Вильно (1933), Варшаве (1934) и Софии (1937). В содружестве  с  худ.  А.
Пронашко Шиллер трактовал "Дзяды" как своеобразную нар. мистерию. В нар.
Польше "Дзяды" были пост. т-ром  "Польски"  в  Варшаве  (1955,  реж.  А.
Бардини; 1964, реж. К. Скушанка и Е. Красовский), т-ром "Людовы" в Новой
Гуте (1962,  реж.  Скушанка  и  Красовский),  Краковским  т-ром  им.  Ю.
Словацкого (1963, реж. Б. Коженевский) и др.
   М.- автор драмы на сюжеты из  истории  Польши  "Барские  конфедераты"
(сохранились лишь два акта, пост. в Кракове, 1872) и  неоконч.  трагедии
"Якуб Ясинский, или Две Польши" (на франц. яз.).
   С о 4.:Dziela, wyd. narod., t.l-10,Kr.- Warsz.,1949-52; в рус. пер. -
Собрание соч., т. 1-5, M., 1948-54.
   Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955;
   С о в e т о в С. С., Адам Мицкевич, Л., 1956;  С  а  н  д  Ж.,Этюд  о
фантастич. драме. Г„те - Байрон - Мицкевич , "Интернациональная лит-ра",
1941,  ј  1,  с.  132-35;  СтахеевБ.  Ф.,  Третья  часть   "Дзядов"   А.
Мицкевича..., "Уч„ные записки Ин-та славяноведения АН СССР",  М.,  1954,
т. VIII, с. 234- 320; Б э л з  а  И.  Ф.,  Мицкевич  и  музыка,  в  кн.:
Литература славянских народов, вып. l. M., 1956, с.  144-62;  Слободская
Е. А., Проблема реализма в творчестве Адама Мицкевича,[Волгоград], 1960;
Живов М., Адам Мицкевич и драматургия, "Театр", 1940, .ј 12, с. 104-113;
Ростоцкий Б., Театр Адама Мицкевича, там же, 1955, ;ј  11,  с.  147-150;
Адам Мицкевич в русской печати 1825-1955.  Библиографические  материалы,
М.- Л., 1957; Ku back i  W.,  Arcydramat  Mickiewicza.  Studia  nad  III
czescia "Dziadow", Kr., 1951; S  i  ver  t  T.,  Mickiewicz  na  scenie,
[Warsz.],  1957;  Mickiewicz  na  scenach   polskich,   oprac.   Tadeusz
Pace-wicz, Wr., 1959; Adam Mickiewicz.  Zarys  bibliograficzny,  Warsz.,
1955. Б. Рос.
   МИЦКЕВИЧ, Николай Антонович [3(16).1.1901-  23.11.1954]-  белорусский
советский акт„р и режисс„р.  Засл.  деят.  иск-в  БССР  (1949).  Окончил
Белорус.  студию  в  Москве.  В   1926-34-   акт„р   и   режисс„р   2-го
Белгосдрамтеатра в Витебске (ныне  -  Т-р  им.  Я.  Коласа).  В  1935-41
работал режисс„ром в в т-pax Украины (Донбасс, Харьков, Полтава). С 1941

Страницы: «« « 1529   1530   1531   1532   1533   1534   1535   1536   1537  1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544   1545   1546   1547  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия