Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 » »» нетерпимости к эгоизму, поискам л„гких путей в жизни. Пьесы М. ставились в т-рах РСФСР и др. республик. Переводились и издавались на рус., укр., болг., рум. яз. Соч.: Константин Заслонов, Минск, 1961; У б?тве вял?-кай, М?нск, 1958. В. Н. МОВЛЯВЙ, Самед Мамед оглы (20.II.1900-3.1. 1962)- азербайджанский советский акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Ещ„ в 1916, будучи учеником гимназии (в Тавризе), выступил в роли Гюльчахана ("Надир Шах" Нариманова) под рук. трагика Г. Араблинского. В 1921 начал творч. деятельность как проф. акт„р в Нахичеванском драм. т-ре. В 1926-28 работал в Тбилисском азерб. т-ре, затем снова в Нахичевани. Роли: Надир Шах (о. п. Нариманова), шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Гаджи Кара (о. п. Ахундова), "Айдын" (о. п. Дж. Джабарлы), шейх Санан (о. п. Джавида), Карл Моор, Отелло. С успехом играл характерные роли: Мирза Самандар ("Алмас" Джабарлы), Мирза Салман ("Невеста" Рахмана). 7\ Кае. "МОГУЧАЯ КУЧКА"- творческое содружество выдающихся русских композиторов, отразившее в своей деятельности идеи демократич. движения 60-х гг. 19 в.; известно также под назв. Балакиревский кружок, или "Новая русская музыкальная школа". Кружок начал формироваться в 1857 и окончательно сложился в 1862 (в Петербурге). В него входили: М.А.Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Образное наименование "М.к." дал кружку его идеолог В. В. Стасов в статье "Славянский концерт г. Балакирева" (1867): "... сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов" (Избр. соч., т. 1, 1952, с. 173). К кружку примыкали композиторы Н. Н. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербач„в. В творч. жизни балакиревского кружка принимали участие сестры Пургольд (Александра Николаевна, в замужестве Молас, талантливая камерная певица, и Надежда Николаевна, впоследствии жена Н. А. Римского-Корсакова). Друзьями "кучкистов" и активными пропагандистами их музыки были выдающиеся рус. певцы О. А. Петров, А. Я. Петрова (Воробь„ва), Ю. Ф. Платонова, Д. М. Леонова. Близкие отношения с членами "М.к." поддерживали П. И. Чайковский и мн. рус. уч„ные, писатели, художники, артисты. Идейно-художеств. устремления "М.к." сложились под воздействием взглядов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. По своим принципам и характеру деятельности "М.к." была родственна передовым творч. содружествам, возникавшим в 50-70-х гг. в разных областях рус. художеств. культуры (лит. кружок журн. "Современник", Артель художников, "Товарищество передвижных художественных выставок"), Творчество композиторов "М.к.", основывавшееся на принципах демократич. идейности, реализма, народности, носило ярко выраженный новаторский характер. Центром муз.-просветительской конце ртно-про-пагандистской деятельности "М.к." являлась основанная в 1862 в Петербурге "Бесплатная музыкальная школа", руководимая М. А. Балакиревым совм. с хоровым дириж„ром Г. Я. Ломакиным. Руководящая роль в "М.к." принадлежала Балакиреву и Стасову. В сво„м творчестве композиторы "М. к." опирались на наследие М. И. Глинки, считая себя прямыми продолжателями его дела. Высоким авторитетом у деятелей "М. к." пользовался их старший современник А. С. Даргомыжский, "великий учитель музыкальной правды", по выражению Мусоргского. Особенно сблизились "кучкисты" с Даргомыжским в последние годы его жизни, когда он работал над оперой "Каменный гость". Развивая творч. наследие Глинки и Даргомыжского, композиторы "М. к." обогатили рус. музыку новыми замечат. достижениями в разл. областях муз. иск-ва. Ими были созданы монументальные оперные произв., проникнутые высоким патриотич. духом, отличающиеся яркой реалистичностью образов, на сюжеты народно-историч., эпич., сказочно-фантастич. и бытовые. Богатство и разносторонность содержания оперного творчества "кучкистов" обусловили создание ими новых оперных форм и расширение средств муз.-драматургич. выразительности. Оперы Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка", "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста" и др.) принадлежат к величайшим образцам мировой муз. классики. Значит, вклад был внес„н "М. к." в развитие рус. симфонизма, камерной инструментальной и вокальной музыки. Мусоргский и Бородин придавали мн. своим вок. сочинениям характер разв„рнутых сцен драматич., сатирич. или сказочно-эпич. характера. В сольных вокальных, хоровых и оперных произв. "кучкистов" показаны яркие картины жизни угнет„нного трудового крестьянства. Одной из важнейших основ стиля "М. к." является рус. нар. песня. Художники-патриоты, горячо и страстно любившие свою родину, участники "М. к." были чужды нац. ограниченности. Подобно Глинке и Даргомыжскому, они проявляли живой интерес к культуре и быту др. народов, обращались своих произв. к разнообразным нац. сюжетам, разрабатывали мелодии и ритмы народов Кавказа, Ср. и Передней Азии, Испании и т. д. Большое внимание они уделяли муз. культуре слав. народов (украинской, польской, чешской). "М.к." вела непримиримую борьбу с реакц. течениями в музыке, с идеалистич. теорией "искусства для искусства", разоблачала космополитич. тенденции правящих классов и чиновничье-бюрократич. кругов царской России, преклонявшихся перед поверхностным, салонным зарубежным иск-вом. Деятельность передовых рус. музыкантов встречала враждебное отношение со стороны придворно-аристократич. кругов и подвергалась нападкам консервативной критики. Осн. выразителями взглядов "М. к." в печати являлись Стасов и Кюи, выступавший в качестве муз. критика с 1864. Нек-рое время муз.-критич. деятельностью занимались также Бородин и Римский-Корсаков. Наиболее полное и систе-матич. изложение творч. взглядов "М. к." дано в статье Стасова "Двадцать пять лет русского искусства" (1883; см. Избр. соч., т. 2, М., 1952). Деятельность "М. к." как сплоч„нной группы была наиболее интенсивной в 60-х и нач. 70-х гг. К сер. 70-х гг. личная и творч. близость членов "М. к." начала ослабевать; глава кружка Балакирев, под влиянием пережитого им глубокого душевного кризиса, на время отош„л от муз. деятельности. Однако осн. эстетич. принципы "М. к." продолжали развиваться в творчестве виднейших е„ представителей. "М.к." наряду с Страницы: «« « 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |