Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1536   1537   1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544  1545   1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554  » »»

Пащенко), Наполеон ("Война и мир") и др.
   Лит.: Двадцать лет Государственного  академического  Малого  оперного
театра. 1918-38, Л., 1939; Ленинградский Государственный  ордена  Ленина
академический Малый оперный театр. Л., 1961. Л. Ив.
   МОДЖЕЕВСКАЯ    (Modrzejewska),     Хелена     (Елена)     (12.X.1840,
Краков,-8.IV.1909,  Ньюпорт,  Калифорния)-  польская  актриса.   Впервые
выступила на сцене  в  1861  в  любительском  спектакле  в  Бохне  (роль
Гортензии в переводной франц. пьесе "Белая камелия"). В  1861  играла  в
провинциальных городах Га-лиции  (труппа  К.  Лобойки),  в  1862-63-  во
Львове,  затем  в  Черновицком  т-ре.  В  1865-69  выступала  на   сцене
Краковского т-ра, а в 1869-76- на  варшавской  сцене  (т-ры  "Вельки"  и
"Розмаитости"); в 1876- в США (в 1877 исполнила на английском языке роль
Адриенны Лекувгр в Слн-Франциско). С этого  времени  играла  в  амер.  и
англ. т-рах и получила всемирную известность. М. неоднократно гастролиро
вала в Польше (последний раз - в 1903). Свою работу в США и  Англии  она
рассматривала как средство привлечения общественного внимания  к  судьбе
Польши, борющейся за нац. освобождение.
   В сво„м творчестве М.  воплотила  лучшие  принципы  краковской  школы
акт„рской игры. Она считала, что главное в т-ре "художественная ценность
ставящихся пьес и воспитательное, культурное  ьоздепст-вие,  оказываемое
на  людей  искусством".  М.  утверждала,  что  артист  "должен  обладать
способностью наблюдать, хорошо развитым воображением и  должен  прилежно
его использовать".  Йск-во  М.  отличалось  органичностью,  близостью  к
жизненной  правде  и  романтич.  одухотвор„нностью.  В   начале   творч.
деятельности М. созда„т обаятельные лирич. образы  юных  героинь:  Клара
("Девичьи обеты" Фредро,
   1861), Пракседа ("Карпатские горцы" Кожен„вского,
   1862), Софья ("Дамы и гусары" Фредро, 1863),  Мария  ("Савоярка,  или
Благословение матери" Деннери и Лемуана, 1866),  Цецилия  ("Отец  Герен"
Ожье, 1867). Лучшие  образы  М.  поднимались  до  высот  проникновенного
трагизма: Амелия ("Мазепа" Словацкого,
   1863), Мария Стюарт (о. п. Словацкого, 1863),  Донья  Соль  ("Эрнани"
Гюго, 1864), Мария Стюарт (1864);
   Амалия ("Разбойники", 1866), Клерхен ("Эгмонт" Г„те, 1867), Маргарита
("Фауст" Г„те, 1869), Беатриче Ченчи (о. п. Словацкого, 1872), Федра (о.
п.  Расина,  1880).  Всеобщим  признанием  в  Польше,  Англии  и  в  США
пользовалось исполнение М. ролей в трагедиях и комедиях Шекспира: Офелия
(1867); Анна ("Ричард III", 1868), Джульетта "Ромео и Джульетта" (1868);
Корделия ("Король Лир", 1869), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра",  1880),
леди Макбет (1889);
   Геро  (1867)  и  Беатриче  ("Много  шума  из  ничего",  1876),  Виола
("Двенадцатая ночь", 1882). Поэтичская обобщ„нность и покоряющая  правда
искусства М. помогли ей стать одной из  лучших  исполнительниц  ролей  в
пьесах С. Выспянского: Мария ("Варшавянка", 1901), Лаодамия ("Протесилай
и Лаода-мия", 1903).
   Соч.:  Memoriesand  impressions.  An  autobiography,  N.  Y.,   1910;
Wspomnienia i wrazenia, Krakow, 1957.
   Лит.: С о 1 l i  n  s  M.,  The  story  of  Helena  Modjeska  (Madame
Cklapowska), L.,  1883;  Helena  Modrzejewska,  na  scenie  Krakowskiej.
1865-1869,  Krakow,  [1956];  G  o  t  J.,   Szczublewski   J.,   Helena
Modrzejewska, Warsz., [1958 ]. Б. Рос.
   МОДЖОРЯН,  Мариам  Петросовна[р.6(19).У.1904]-  армянская   советская
актриса. Нар. арт. Груз.  ССР  (1958).  Сценич.  деятельность  начала  в
Александро-поле в 1917. С 1923-одна из ведущих актрис Арм. т-ра драмы  в
Тбилиси.
   Роли: Маргарит, Сона и Сусан ("Из-за чести".  "Злой  дух"  и  "Намус"
Ширванзаде),  Рузан  (о.  п.  Мурацана),  Седа  ("Старые  боги"  Шанта),
Дездемона, Офелия, леди Макбет; Луиза ("Коварство и любовь"),  Катерина,
Кручинина, Любовь Яровая; Татьяна ("Враги" Горького), Монна Ванна (о. п.
Ме-терлинка),  Гертруда  ("Мачеха"  Бальзака),  Юдифь  ("Уриэль  Акоста"
Гуцкова), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина). Б.А.
   МОДПИК  (Московское  общество  драматических  писателей   и   оперных
композиторов).  Существовало  в  1904-30.  Занималось   преим.   охраной
авторских прав членов об-ва и сбором установленных авторских  отчислений
со спектаклей  и  др.  публичных  представлений.  Для  этой  цели  об-во
располагало сетью агентов (уполномоченных) по всей стране. Наряду о  ним
существовало аналогичное об-во - Драмсоюз  (до  1904  вместо  этих  двух
раздельных обществ было единое Общество русских драматических  писателей
и оперных композиторов). В 1930 М. и Драмсоюз  слились  в  единую  новую
организацию Всероскомдрам. АШн.
   МОЗЖУХИН, Александр Ильич (р. 1879) - русский артист оперы (бас).  До
1912 пел в Москве. В 1912-15 - солист  Т-ра  муз.  драмы  в  Петрограде.
Гастролировал в разл. городах России. В 1920-х гг. уехал за границу.
   Партии: Борис Годунов, Сусанин; Гремин  ("Евгений  Онегин"),  Кочубей
("Мазепа"), Иуда  ("Маккавеи"  Рубинштейна),  Дон  Базилио;  Мефистофель
("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тема), Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха)
и др. Выступал как камерный певец.
   Лит.: "Искусство", 1916, ј 4-5; Левик С. Ю., Записки оперного  певца,
(Из истории русской оперной сцены), М., 1962. А. Ив.
   МОЗОЛ‚ВСКАЯ, Любовь  Ивановна  (р.12.1.1903)-  белорусский  советский
режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в БССР (1957).  В  1922  поступила  в
Белорус. драм. студию в Москве. С 1926  -  актриса  2-го  Белорус.  гос.
драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа), где  начала  также  и  режисс„рскую
деятельность.  В  1952-55  работала  в  Т-ре  им.  Я.  Купалы.  С   1955
возглавляет Белорус. ТЮЗ (Минск).
   Спектакли:  "Макар  Дубрава"  Корнейчука  (1952),  "Доходное   место"
(1953), "Чайка"  (1954),  "Ревизор"  (1960).  Пост.  ряд  пьес  белорус.
драматургов: "Аркадий Жигалкин" Па-сова,  "Юные  мстители"  Гутковича  и
Хазанского, "Папоротник-цветок" Козела.
   С. 1953 вед„т педагогич. работу в Белорус. театр. ин-те.
   Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959;
   Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 141-47.
   МОИСЕЕВ, Игорь Александрович [род. 8(21).!. 1906] - русский советский
артист балета и балетмейстер. Нар. арт.  СССР  (1953).  В  1924  окончил
Моск. хореографич. уч-ще и был зачислен в балетную труппу Большого  т-ра
(ученик А.  А.  Горского  и  Л.  А.  Жукова).  До  1939  -  танцовщик  и
балетмейстер Большого т-ра.
   Партии: Рауль ("Теолинда" на муз. Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"
Василенко), Раб ("Корсар" Адана), Мато ("Саламбо" Арендса).
   Впервые выступил как балетмейстер в 1930, поставив на сцене  Большого

Страницы: «« « 1536   1537   1538   1539   1540   1541   1542   1543   1544  1545   1546   1547   1548   1549   1550   1551   1552   1553   1554  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия