|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 » »» Пащенко), Наполеон ("Война и мир") и др.
Лит.: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного
театра. 1918-38, Л., 1939; Ленинградский Государственный ордена Ленина
академический Малый оперный театр. Л., 1961. Л. Ив.
МОДЖЕЕВСКАЯ (Modrzejewska), Хелена (Елена) (12.X.1840,
Краков,-8.IV.1909, Ньюпорт, Калифорния)- польская актриса. Впервые
выступила на сцене в 1861 в любительском спектакле в Бохне (роль
Гортензии в переводной франц. пьесе "Белая камелия"). В 1861 играла в
провинциальных городах Га-лиции (труппа К. Лобойки), в 1862-63- во
Львове, затем в Черновицком т-ре. В 1865-69 выступала на сцене
Краковского т-ра, а в 1869-76- на варшавской сцене (т-ры "Вельки" и
"Розмаитости"); в 1876- в США (в 1877 исполнила на английском языке роль
Адриенны Лекувгр в Слн-Франциско). С этого времени играла в амер. и
англ. т-рах и получила всемирную известность. М. неоднократно гастролиро
вала в Польше (последний раз - в 1903). Свою работу в США и Англии она
рассматривала как средство привлечения общественного внимания к судьбе
Польши, борющейся за нац. освобождение.
В сво„м творчестве М. воплотила лучшие принципы краковской школы
акт„рской игры. Она считала, что главное в т-ре "художественная ценность
ставящихся пьес и воспитательное, культурное ьоздепст-вие, оказываемое
на людей искусством". М. утверждала, что артист "должен обладать
способностью наблюдать, хорошо развитым воображением и должен прилежно
его использовать". Йск-во М. отличалось органичностью, близостью к
жизненной правде и романтич. одухотвор„нностью. В начале творч.
деятельности М. созда„т обаятельные лирич. образы юных героинь: Клара
("Девичьи обеты" Фредро,
1861), Пракседа ("Карпатские горцы" Кожен„вского,
1862), Софья ("Дамы и гусары" Фредро, 1863), Мария ("Савоярка, или
Благословение матери" Деннери и Лемуана, 1866), Цецилия ("Отец Герен"
Ожье, 1867). Лучшие образы М. поднимались до высот проникновенного
трагизма: Амелия ("Мазепа" Словацкого,
1863), Мария Стюарт (о. п. Словацкого, 1863), Донья Соль ("Эрнани"
Гюго, 1864), Мария Стюарт (1864);
Амалия ("Разбойники", 1866), Клерхен ("Эгмонт" Г„те, 1867), Маргарита
("Фауст" Г„те, 1869), Беатриче Ченчи (о. п. Словацкого, 1872), Федра (о.
п. Расина, 1880). Всеобщим признанием в Польше, Англии и в США
пользовалось исполнение М. ролей в трагедиях и комедиях Шекспира: Офелия
(1867); Анна ("Ричард III", 1868), Джульетта "Ромео и Джульетта" (1868);
Корделия ("Король Лир", 1869), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра", 1880),
леди Макбет (1889);
Геро (1867) и Беатриче ("Много шума из ничего", 1876), Виола
("Двенадцатая ночь", 1882). Поэтичская обобщ„нность и покоряющая правда
искусства М. помогли ей стать одной из лучших исполнительниц ролей в
пьесах С. Выспянского: Мария ("Варшавянка", 1901), Лаодамия ("Протесилай
и Лаода-мия", 1903).
Соч.: Memoriesand impressions. An autobiography, N. Y., 1910;
Wspomnienia i wrazenia, Krakow, 1957.
Лит.: С о 1 l i n s M., The story of Helena Modjeska (Madame
Cklapowska), L., 1883; Helena Modrzejewska, na scenie Krakowskiej.
1865-1869, Krakow, [1956]; G o t J., Szczublewski J., Helena
Modrzejewska, Warsz., [1958 ]. Б. Рос.
МОДЖОРЯН, Мариам Петросовна[р.6(19).У.1904]- армянская советская
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начала в
Александро-поле в 1917. С 1923-одна из ведущих актрис Арм. т-ра драмы в
Тбилиси.
Роли: Маргарит, Сона и Сусан ("Из-за чести". "Злой дух" и "Намус"
Ширванзаде), Рузан (о. п. Мурацана), Седа ("Старые боги" Шанта),
Дездемона, Офелия, леди Макбет; Луиза ("Коварство и любовь"), Катерина,
Кручинина, Любовь Яровая; Татьяна ("Враги" Горького), Монна Ванна (о. п.
Ме-терлинка), Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Юдифь ("Уриэль Акоста"
Гуцкова), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина). Б.А.
МОДПИК (Московское общество драматических писателей и оперных
композиторов). Существовало в 1904-30. Занималось преим. охраной
авторских прав членов об-ва и сбором установленных авторских отчислений
со спектаклей и др. публичных представлений. Для этой цели об-во
располагало сетью агентов (уполномоченных) по всей стране. Наряду о ним
существовало аналогичное об-во - Драмсоюз (до 1904 вместо этих двух
раздельных обществ было единое Общество русских драматических писателей
и оперных композиторов). В 1930 М. и Драмсоюз слились в единую новую
организацию Всероскомдрам. АШн.
МОЗЖУХИН, Александр Ильич (р. 1879) - русский артист оперы (бас). До
1912 пел в Москве. В 1912-15 - солист Т-ра муз. драмы в Петрограде.
Гастролировал в разл. городах России. В 1920-х гг. уехал за границу.
Партии: Борис Годунов, Сусанин; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей
("Мазепа"), Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна), Дон Базилио; Мефистофель
("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тема), Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха)
и др. Выступал как камерный певец.
Лит.: "Искусство", 1916, ј 4-5; Левик С. Ю., Записки оперного певца,
(Из истории русской оперной сцены), М., 1962. А. Ив.
МОЗОЛ‚ВСКАЯ, Любовь Ивановна (р.12.1.1903)- белорусский советский
режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1922 поступила в
Белорус. драм. студию в Москве. С 1926 - актриса 2-го Белорус. гос.
драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа), где начала также и режисс„рскую
деятельность. В 1952-55 работала в Т-ре им. Я. Купалы. С 1955
возглавляет Белорус. ТЮЗ (Минск).
Спектакли: "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Доходное место"
(1953), "Чайка" (1954), "Ревизор" (1960). Пост. ряд пьес белорус.
драматургов: "Аркадий Жигалкин" Па-сова, "Юные мстители" Гутковича и
Хазанского, "Папоротник-цветок" Козела.
С. 1953 вед„т педагогич. работу в Белорус. театр. ин-те.
Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959;
Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 141-47.
МОИСЕЕВ, Игорь Александрович [род. 8(21).!. 1906] - русский советский
артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1953). В 1924 окончил
Моск. хореографич. уч-ще и был зачислен в балетную труппу Большого т-ра
(ученик А. А. Горского и Л. А. Жукова). До 1939 - танцовщик и
балетмейстер Большого т-ра.
Партии: Рауль ("Теолинда" на муз. Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"
Василенко), Раб ("Корсар" Адана), Мато ("Саламбо" Арендса).
Впервые выступил как балетмейстер в 1930, поставив на сцене Большого
Страницы: «« « 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |