Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530   1531  1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540   1541  » »»

акт„рской практике М. исполнял гл. обр.  характерные  роли  -  Симбирпев
("Человек с ружь„м") и др.
   Пост. спектакли: "Человек с  ружь„м"  (1940);  "Ленин  в  1918  году"
Каплера (1943), "Ромео и Джульетта"  Шекспира  (1942),  "Вишн„вый  сад";
"Месяц в деревне" Тургенева (оба- в 1944), "Горе от ума", "Волки и овцы"
(оба - в 1945). и др. С. П.
   МЙРСКИЙ, Крыстю Петров (р.  29.1.1920)  -болгарский  режисс„р.  Засл.
арт. НРБ (1963). Учился акт„рскому и режисс„рскому  иск-ву  в  Париже  и
Вене,  совершенствовался  в  Мюнхене.  В  1943-45  работал   ассистентом
режисс„ра и режисс„ром в софийском  и  варненском  Нар.  т-рах.  С  1945
М.режисс„р  Нар.  т-ра  им.  Вазова  в  Софии.  Пост.:  "Сноха"   (инсц.
Хаджикристова по роману Караславова, 1950),  "Любовь"  Василева  (1952),
"Первый удар" Кюляв-кова  (1956),  "Васса  Железнова"  (1947);  "Я  хочу
домой" Михалкова (1950), "Третья  патетическая"  Погодина  (1961),  "Дон
Карлос"  Шиллера  (1955),  "Нора"  (1956).  М.  детально   разрабатывает
зрительный образ спектакля, стремится раскрыть талант акт„ра. Его  пост.
отличаются поэтич., эмоциональной приподнятостью,  реалистич.  силой.  С
1943 вед„т педагогич. работу (с 1952-проф. Высшего ин-та  театр.  иск-ва
им. Сара-фова в Софии). Димитр. пр. (1950 - за пост. "Васса Железнова" и
"Я хочу домой", 1953 - за пост. "Любовь"). Р. Р.
   МИРЦХУЛАВА, Дидим  Лаврентьевич  [р.  20.VII  (2.  VI  II).  1912]  -
грузинский советский дириж„р оперы, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958).
Чл. Комму-нистич. партии с 1939. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию
(класс дирижирования Е. С. Мике-ладзе). С этого же года М.-дириж„р  Т-ра
оперы и балета им. Палиашвили. Дирижировал  оперой  "Даи-си"  Палиашвили
(1957), балетом "Горда" Торадзе (1949;
   Гос. пр. СССР, 1950) и др.  С  1951  М.  вед„т  педагогич.  работу  в
Тбилисской консерватории. Л. Ц.
   МИРШАКАР (наст. фам.- Миршакаров), Мирсаид  (р.5.V.1912)-  таджикский
советский поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с  1944.  Деп.  Верх.
Совета Тадж. ССР 3, 4, 5-го созывов.  Председатель  Верх.  Совета  Тадж.
ССР, чл. ЦК КП Тадж. ССР (1963). Лит.  деятельность  начал  в  30-е  гг.
Первая пьеса М.- "Золотой кишлак"  (1944,  нов.  ред.  1959)  о  поисках
бедняком-крестьянином обетованного края и о счастливой жизни в  колхозе;
сказочный, ро-мантич. сюжет переплетается в пьесе с  реальными  историч.
событиями. Пьеса "Тошбек и Гульку рбон" (1946, нов. ред. 1959) построена
на памирской легенде о нар. богатыре. М.- автор комедий "Учитель  любви"
(1945), "Ошибка Бобосафара" (1947),  "Тухмат-шоев"  (1953),  драмы  "Мой
город"  (1951),  посв.  проблемам  морали,  и  созданной  на  е„  основе
"Трагедии Усма-нова" {1956), и др. произв. Драматургию М.  характеризует
яркий нар. юмор, лиризм, использование образов фольклора. Гос. пр.  СССР
(1950).
   С о ч.: Трагедия  Усманова,  [Душанбе],  1957.  Лит.:  Очерк  истории
таджикской советской литературы, ч. 1, [Душанбе]. 1955. Л.Дем.
   МИСТЕРИЯ   (от   греч.   ?????????   -   таинство,    тайна)-    жанр
западноевропейского средневекового  религиозного  театра  14-16  вв.;  в
сво„м  возникновения  был  подготовлен  развитием  литургической  драмы.
Содержание  М.  составляли  сюжеты  Библии  и  Евангелия;  сцены  религ.
характера  чередовались  с  интермедиями,  вставными  комедийно-бытовыми
эпизодами. Развитие М. связано с расцветом ср.-век. городов  14-15  вв.,
преодолевших в нек-рой мере свою феод. зависимость, но ещ„  не  попавших
полностью под власть королей. Представление М. входило составной  частью
в    гор.    празднества;    оно    организовывалось    гор.    властями
(муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и  происходило  обычно  в
ярмарочные дни  на  площади.  Исполнители  М.  (гл.  обр.  ремесленники)
вносили в свою игру реалистич., комедийные черты. Это  живое  начало  М.
возникало помимо  официальных  руководителей  гор.  празднеств  и  часто
вопреки  лит.  тексту  М.  Противоречивый  характер  М.   проявлялся   в
непрестанной внутр. борьбе религ.  и  мирского  начал.  В  мистериальных
представлениях сочетались и  сталкивались  религ.  мистика  и  житейский
реализм, набожность и богохульство, стихийная народность,  выраженная  в
самодеятельности масс, и официальная подчин„нность церкви, гор. властям.
Религ. содержание, бывшее разновидностью церк. пропаганды, не уничтожало
значения  М.  как  формы  массового  т-ра,  в  к-ром  отражалась   порой
"...грубая  откровенность  народных  страстей,...   вольность   суждений
площади" (Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 7,  1958,  с.  216-17).  М.
была распространена во всех странах  Зап.  Европы,  но  наиболее  полное
развитие  получила  во  Франции,  являвшейся,  по  словам  Ф.  Энгельса,
"средоточием феодализма в средние века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 21, с. 259). Мистериальная драматургия разделяется на 3  осн.
цикла - ветхозаветный, новозаветный и апостольский. Яркий образец  жанра
религ. М.- "Мистерия страстей господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.),  в
которой действовало ок. 400 персонажей.  Несмотря  на  строгий  ригоризм
автора, в мистерию Гребана проникли нек-рые реалистич. мотивы, еще более
усиливающиеся в "Мистерии страстей" Жана Мишеля (1486). Особое  место  в
мистериальном репертуаре занимала "Мистерия  об  осаде  Орлеана",  пост.
вскоре после победы французов под Орлеаном (1429). Эта  М.  представляла
собой попытку создания нар.-героич.  драмы,  прославляющей  стойкость  и
патриотизм горожан в их борьбе с англичанами. Яркими реалистич.  чертами
были отмечены М. в протестантских странах - Англии, .Германии, а также в
Нидерландах.  Именно  в  этих  странах   M.   чаще   всего   заполнялась
комедийными,  а  порой  и  пародийными   сценами.   В   постановках   М.
господствовал принцип симультанности: на сценич.  площадке  одновременно
показывались все места действия, необходимые для данного  представления.
Количество таких мест действия ("беседок"), используемых в спектакле  по
мере развития сюжета,  доходило  до  20.  Существовали  также  др.  типы
постановок, когда многочисл. эпизоды М. показывались на раз  л.  сценич.
площадках - система передвижных  сцен-площадок,  при  к-рой  эпизоды  М.
демонстрировались на отдельных повозках -  пэджентах  (англ.  ед.  ч.  -
pageant);  сооружение  мест  действия  в   виде   отдельных   кабин   на
кольцеобразном, возвышающемся на  ,сваях,  помосте.  Наиболее  живописно
оформлялись "ад" и "рай". В акт„рском исполнении М. вы-спренная патетика
(в религ. эпизодах) сочеталась с грубым натурализмом  (напр.,  в  сценах
пыток), ярко комедийный характер носили бытовые  интермедии  и  особенно
сцены, в к-рых участвовали черти (по-франц. т. н. diablerie).
   Постановкой М. руководили "управители игр", каждый из к-рых заведовал
разными сторонами дела  -  организационной,  технической,  литературной,
сценической. Спец. "мастера  чудес"  занимались  устройством  многочисл.
театр.  эффектов.  С  конца  13  в.  появились   полупроф.   "братствам,
показывающие  М.  Особенно  выделялось  парижское   "Братство   страстей

Страницы: «« « 1523   1524   1525   1526   1527   1528   1529   1530   1531  1532   1533   1534   1535   1536   1537   1538   1539   1540   1541  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия