Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 » »» классицизмом. Но, борясь с сословной ограниченностью этого стиля, критикуя мертвенную стилизованность "высоких" жанров, М. своим творчеством развивал наиболее прогрессивные устремления классицизма 17 в. При всей живости, эмоциональности творчества М. важнейшей чертой его гения была интеллектуальность. Рационалистич. метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной ч„ткости построения комедии. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал только те черты, к-рые были ему необходимы для изображения определ„нных типов, не добиваясь разностороннего изображения характеров. По словам А. С. Пушкина, "У Мольера Скупой скуп - и только" (Полн собр. соч., т. 8, 1958, с. 91). В комедиях М. характер человека получает сво„ раскрытие не в сложном многообразии, а в выражении преобладающей, доминантной черты, поэтому сатирические краски в его пьесах предельно сгущены, идейная тенденция получает ч„ткое выражение в образе героев. Народность комедий М. в их бодром, оптимистич. тоне, пронизывающем все образы, в т. ч. и сатирические, передающие иронию, гневный сарказм автора. По определению Л. Н. Толстого, "Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства..." (Полн. собр. соч., т. 30, 1951, с. 161). Значительны достижения М. и как акт„ра, реформатора сцены. Начав с героич. амплуа, не свойственного его дарованию, М. с огромным успехом играл фарсовые роли. Он создал яркий сценич. образ Маскариля, за к-рым последовали роли слуг в др. комедиях, вплоть до Скапена, поражавшие современников красочностью, живостью, динамикой игры. Многосторонность акт„рского дарования М., исполнявшего такие разные роли, как Арнольф, Альцест. Журден и др., определялась его талантом постигать самые разл. человеческие типы. М. предъявлял к акт„рам своей труппы требование изображать совр. характеры, он воспитывал в них художников, способных создавать психологич. индивидуализированные и жизненно определ„нные образы. Значение сценич. реформы М. сказывалось не только на манере комедийной игры. Принципы мольеровской школы воздействовали и на эволюцию трагедийного сценич. иск-ва. Историческое значение творческой деятельности М. определяется влиянием его драматургии на развитие французской комедиографии от Ж. Ф. Ренья-ра до П. Бомарше. Она дала толчок рождению новой нац. ре-алистич. драматургии в Англии (драматурги У. Конгрив, У. Уичерли, Г. Филдинг, Р. Шеридан, О. Голд-смит), в Испании (Н. и Л. Ф. де Моратин. Р. де ла К рус), в Италии (Дж. Джильи, Я. Нелли, Дж. Б.Фад-жуоли, П. Тринкера и К. Гольдони),в Германии (X. Вейзе, ранние пьесы Г. Э. Лессинга, И. В. Г„те). В России первые переводы комедий М. на рус. яз. появились в нач. 18 в., когда были пост. "Амфитрион", "Смешные жеманницы", "Жорж Данден", "Лекарь поневоле". Особенно популярны стали комедии М. в России с момента возникновения постоянного т-ра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым и Ф. Г. Волковым. На сцене этого т-ра в 1757-58 были показаны "Скапиновы обманы" ("Проделки Ска-пена"), "Скупой", "Школа ж„н", "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Жорж Данден", "Мизантроп" и др. Во 2-й пол. 18 в. переведены на рус. яз. почти все комедии М. Деятели рус. просветительского движения рассматривали комедии "Тартюф", "Мизантроп", "Дон Жуан" как средство, помогающее преодолевать косность и ретроградство. В обстановке напряж„нной обществ, борьбы со сцены рус. т-ра раздавался протестующий голос Альцеста. В этой роли выступали И. А. Дмитревский, П. С. Мочалов. Огромный успех имели сатирич. комедии М. Особой популярностью пользовался "Тартюф", были сделаны многочисл. переводы этой пьесы в стихах, в прозе, в "переложении на русские нравы" ("Ханжеев, или Лицемер", 1809, "Фарисеев, или Лицемер", 1831, "Лицемер", 1860). Наиболее точный из ранних переводов "Тартюфа" (1789) принадлежит Н. И. Хмельницкому. Утверждению на рус. сцене комедий М. способствовал M.C. Щепкин, исполнитель ролей Сганареля, Журдена, Гарпагона, Оргона. Борясь против обветшалых театр. канонов, Щепкин вернул комедиям М. их жизненную правдивость и сатирич. силу. В пьесах М. выступали П. М. Садовский (Скапен; Пурсоньяк -"Господин де Пурсоньяк"; Жорж Данден), С. В. Шумский (Оргон, Скапен), А. Е. Мартынов (Журден, Гарпагон), В. И. Живокини (Арган). Они подч„ркивали народность, неиссякаемый оптимизм положит. героев М., сатирически раскрывали порочность отрицательных героев. Углубл„нная психологич. характеристика и яркая театральность отличали образы, созданные А. П. Ленским (Тартюф), В. Н. Давыдовым (Журден), К. А. Варламовым (Сганарель. Дон Жуан). Особенно глубоко раскрыл реалистич. традиции М. спектакль Моск. Художеств, т-ра, в к-рый вошли "Брак поневоле" и "Мнимый больной" (1913). В этом спектакле К. С. Станиславский создал красочный и сатирически острый образ Аргана. После Великой Октябрьской революции комедии М. получили особую популярность. В годы гражданской войны комедии "Лекарь поневоле" и "Проделки Скапена", искрящиеся нар. юмором, ставились фронтовыми бригадами артистов и красноармейской самодеятельностью. Открытие нар. т-ра в Гербовом зале Зимнего дворца было ознаменовано пост. комедии "Лекарь поневоле" (1919). Комедии М. прочно вошли в репертуар многонац. сов. т-ра. Особенно распространены "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Мнимый больной", "Лекарь поневоле", "Проделки Скапена". В процессе работы над "Тартюфом" К. С. Станиславский решал важнейшие вопросы акт„рского творчества. В спектакле, осуществл„нном по плану К. С. Станиславского М. Н. Кедровым (1939), В. О. Топорков дал совр. сценич. трактовку образа Аргана. В сценич. истории пьес М. значит, место занимают спектакли совр. франц. т-ра. Наряду с академичными или бездумно фарсовыми постановками, парижские т-ры создали спектакли, исполненные острого социального звучания ("Дон Жуан" в Нац. нар. т-ре), светлой жизнерадостности ("Мещанин во дворянстве" в т-ре "Комеди Франсез"), тонкого, пленительного лиризма ("Проделки Скапена" в т-ре М. Рено - Ж. Л. Барро). Сатирич. пафос, динамизм, правда и импульсивность переживаний, веселье, свободная, естественная грация, пылкая, страстная речь - эти черты творчества М., воспринятые с позиций психологич. реализма, характеризуют исполнение его пьес в совр. театре. Соч.: Oeuvres, ed. Despois et Mesnard, v. 1-13, P., 1873-1900 (Collect. "Les grands ecrivains de la France"); Theatre complet de Moliere, ed. R. Joinny, P., [s. d.j; в рус. пер. - Полное собр. соч., под ред. С. А. Венгерова, т. 1-2, СПБ, 1912-13 (Библиотека великих писателей); Полное собр. соч., Ред. П. И. Вейнберга и П. В. Быкова, т. 1-4, СПБ, 1913; Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Страницы: «« « 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |