Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1551   1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559  1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569  » »»

т. н. "комедии с ариеттами" (А. Р. Лесаж), М. сделал музыку определяющей
частью музыкально-сценического жанра. Произведения М. приблизили оперу к
бурж. сентимент. драме, подготовили творчество А. Гретри и Н. Далейрака.
   Др. оперы: "Букет Талии" (1764, Баньоле), "Алина, королева  Голконды"
(1766, т-р "Опера"),  "Филемон  и  Бавкида"  (1766),  "Звучащий  остров"
(1767) (обе в Баньоле), "Сокол" (1771), "Прекрасная Арсена" (1773)  (обе
в Фонтенбло).
   Лит.: Ла Лоранси Л.де, Французская комическая опера XVIII века,  пер.
с франц., М., 1937; Pou-gin A., Monsigny et son temps. P., 1908; D г u i
1 h e P., Monsigny, P., 1955; S с h m i d E. F., Mozart und Monsigny,  в
кн.: Mozart-Jahrbuch. 1957, Salzb., 1958. Ал.М.
   МОНТАЛЬВАН,  Перес  де  Монтальван   (Perez   de   Montalban),   Хуан
(1602-25.VI.1638) -испанский драматург. Ученик Лопе де Вега и его первый
биограф. В  1619  пост.  первая  пьеса  М.  "Смерть,  или  Притворство".
Известно 58 комедий и  ауто  М.,  написанных  в  манере  Лопе  де  Вега.
Наиболее популярны героич. пьесы: "Теруэльские любовники"  (1633),  "Нет
жизни без чести", "Второй  Сенека  Испании"  (1-2  чч.)-о  жизни  короля
Филиппа II. "комедии плаща и шпаги"- "Монашенка-поручик"- о монахине  К.
де Эраусо, переодевшейся мужчиной  и  сражавшейся  в  колониях  Испании,
"Презирать достойное любви" (1633), "Служанка-девица" и др. Оригинальная
интрига, энергично  развивающееся  действие,  звучные  стихи  определили
успех пьес М. у современников. Следуя  за  своим  учителем  в  отношении
формы,  М.  менее  решительно  придерживался  его  гуманистич.  идеалов,
отступая  нередко   на   позиции   ортодоксальной   феодально-дворянской
идеологии.
   Соч.: Comedias, в изд.: Biblioteca  de  autores  espanoles,  v.  XLV.
Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega v 2 Madrid, 1858, с. 477-604.
   Лит.: Bacon G. W., The life and dramatic Works of doctor  Juan  Perez
de Montalban, "Revue Hispanique" v 26 Toulouse, 1912;  S  a  i  n  z  de
Robles F. C., El teatro espanol. Historia y antologia, v.  2-4,  Madrid,
1943. 5. /7.
   MOHTAH   (Montana),   Ив    (наст.    имя    ифам.-ИвоЛи-ви;    Livi)
(р.13.X.1921)французский акт„р и эстрадный певец. Был  рабочим.  Впервые
выступил с исполнением песен Ш. Трене и М. Шевалье в 1940 в  Марселе.  С
1944 жив„т в Париже. В 1954 дебютировал в Т-ре Сары Бернар в роли  Джона
Проктора ("Сейлемские колдуньи" Миллера). М.  известен  как  исполнитель
песен, к-рые он превращает в своеобразные драматич. сценки. В репертуаре
М. - песни Ф. Лемарка, Ж. Косма и др. Снимается в кино. В 1957  выступал
в СССР.
   Соч.: Солнцем полна голова, пер. с франц., М., 1956. Лит.: M e g т  e
t С., Yves Montand, P., 1953. Г Л
   МОНТИ (Monteux), Пьер (р.4.VIII.1875)- француз ский дириж„р. Учился в
Парижской консерватории, затем работал в оркестрах  "Колонн"  и  в  т-ре
"Опера комик" как ассистент дириж„ра и дириж„р. В 1911-13 был  дириж„ром
"Рус. балета С. П. Дягилева"  в  Париже;  гастролировал  с  ним  во  мн.
городах Европы и Америки. М. был первым исполнителем балетов  "Дафнис  и
Хлоя" Равеля (1912), "Петрушка" (1911) и "Весна священная"  Стравинского
(1913). Дирижировал балетами  "Игры"  Дебюсси  (1913),  "Песнь  соловья"
Стравинского  (1914).  М.  в  1913-14  был  одним  из   дириж„ров   т-ра
"Гранд-Опера", в 1914 организовал  в  Париже  "Популярные  концерты".  В
1917-19 и с 1953 дирижировал в т-ре  "Метрополитен-опера",  затем  разл.
симф. оркестрами. В оперном репертуаре М. - произв. Ж. Б. Люлли,  X.  В.
Глюка, Л. Бетховена, Ш. Гуно, Ж. Массне, Дж. Верди и  др.  композиторов.
Выступал в разл. странах  мира,  в  т.  ч.  в  СССР.  С  1962  руководит
Лондонским симф. оркестром. Ал. М.
   МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567,  Кремона,-29.  XI.
1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый  классик  оперы.  Музыке
обучался в Кремоне. В 1590 был приглаш„н как музыкант и капельмейстер на
службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь  были
пост. первая опера М. "Орфей"  (1607),  опера  "Ариадна"  (на  текст  О.
Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача  Ариадны"),
балет "Тирсис и Хлорис" (1616),  интермедии  "Свадьба  Фетиды  и  Пелея"
(1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в  Венецию,
где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637
был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции  были  пост.:
драматич.  мадригал  "Сражение  Танкреда  и  Клоринды"   (1624),   оперы
"Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго),  "Адонис"  (1639,  т-р
"Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р
"Сан-Кассиано"),  "Коронация  Поппеи"  (по  анналам  Тацита,  1642,  т-р
"Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет).
   Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя),
"Армида" (по Т.  Tacco,  1627,  Парма),  "Меркурий  и  Марс"  (1628,  на
открытии  т-ра  "Фарнсзе",  Парма),  "Свадьба  Энея  и  Лавинии"  (1641,
Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца).
   М. открыл новые пути для развития оперного  иск-ва,  стал  создателем
реалистич. муз. драмы,  сочетающей  музыку  и  текст,  впервые  заставил
оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т.  н.
"взволнованном"  (concitato)   стиле,   показывали   сильные   драматич.
характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались
разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы  -  арию,
ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным"  речитативом,
и др.) и оркестровой выразительности (один из  первых  употребил  эффект
тремоло у  скрипок  -  в  "Сражении  Танкреда  и  Клоринды").  М.  смело
использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию
образов, находил гибкие, соответствующие  действию  и  характеру  героев
интонации, обновлял оркестровые при„мы.
   Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был  пост.
в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека,  Дж.
Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде.
   Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1,  М.,
1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A.,  La  vie  et
l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926;  M  a  1  i  p  i  e  r  o  G.,  C.
Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere  di  C.  Monteverdi,
Firenze, 19 43; Abert A., C.  Monteverdi  und  das  musikalische  Drama,
Lippstadt, 1954. Св. Г.
   МОНТЕМЕЦЦИ (Montemezzi), Итало (31.V.1875 -  15.V.1952)-  итальянский
композитор. Музыке учился в Миланской  консерватории,  где  соч.  первую
оперу -"Бьянка".  В  1905  в  Турине  была  пост.  его  опера  "Джованни
Галлурезе". За ней последовали: "Геллера" (1909,  т-р  "Реджо",  Турин),
"Любовь тр„х королей" (1913, т-р "Ла Скала"), "Корабль"  по  Д'Аннун-цио

Страницы: «« « 1551   1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559  1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия