|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 » »» т. н. "комедии с ариеттами" (А. Р. Лесаж), М. сделал музыку определяющей
частью музыкально-сценического жанра. Произведения М. приблизили оперу к
бурж. сентимент. драме, подготовили творчество А. Гретри и Н. Далейрака.
Др. оперы: "Букет Талии" (1764, Баньоле), "Алина, королева Голконды"
(1766, т-р "Опера"), "Филемон и Бавкида" (1766), "Звучащий остров"
(1767) (обе в Баньоле), "Сокол" (1771), "Прекрасная Арсена" (1773) (обе
в Фонтенбло).
Лит.: Ла Лоранси Л.де, Французская комическая опера XVIII века, пер.
с франц., М., 1937; Pou-gin A., Monsigny et son temps. P., 1908; D г u i
1 h e P., Monsigny, P., 1955; S с h m i d E. F., Mozart und Monsigny, в
кн.: Mozart-Jahrbuch. 1957, Salzb., 1958. Ал.М.
МОНТАЛЬВАН, Перес де Монтальван (Perez de Montalban), Хуан
(1602-25.VI.1638) -испанский драматург. Ученик Лопе де Вега и его первый
биограф. В 1619 пост. первая пьеса М. "Смерть, или Притворство".
Известно 58 комедий и ауто М., написанных в манере Лопе де Вега.
Наиболее популярны героич. пьесы: "Теруэльские любовники" (1633), "Нет
жизни без чести", "Второй Сенека Испании" (1-2 чч.)-о жизни короля
Филиппа II. "комедии плаща и шпаги"- "Монашенка-поручик"- о монахине К.
де Эраусо, переодевшейся мужчиной и сражавшейся в колониях Испании,
"Презирать достойное любви" (1633), "Служанка-девица" и др. Оригинальная
интрига, энергично развивающееся действие, звучные стихи определили
успех пьес М. у современников. Следуя за своим учителем в отношении
формы, М. менее решительно придерживался его гуманистич. идеалов,
отступая нередко на позиции ортодоксальной феодально-дворянской
идеологии.
Соч.: Comedias, в изд.: Biblioteca de autores espanoles, v. XLV.
Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega v 2 Madrid, 1858, с. 477-604.
Лит.: Bacon G. W., The life and dramatic Works of doctor Juan Perez
de Montalban, "Revue Hispanique" v 26 Toulouse, 1912; S a i n z de
Robles F. C., El teatro espanol. Historia y antologia, v. 2-4, Madrid,
1943. 5. /7.
MOHTAH (Montana), Ив (наст. имя ифам.-ИвоЛи-ви; Livi)
(р.13.X.1921)французский акт„р и эстрадный певец. Был рабочим. Впервые
выступил с исполнением песен Ш. Трене и М. Шевалье в 1940 в Марселе. С
1944 жив„т в Париже. В 1954 дебютировал в Т-ре Сары Бернар в роли Джона
Проктора ("Сейлемские колдуньи" Миллера). М. известен как исполнитель
песен, к-рые он превращает в своеобразные драматич. сценки. В репертуаре
М. - песни Ф. Лемарка, Ж. Косма и др. Снимается в кино. В 1957 выступал
в СССР.
Соч.: Солнцем полна голова, пер. с франц., М., 1956. Лит.: M e g т e
t С., Yves Montand, P., 1953. Г Л
МОНТИ (Monteux), Пьер (р.4.VIII.1875)- француз ский дириж„р. Учился в
Парижской консерватории, затем работал в оркестрах "Колонн" и в т-ре
"Опера комик" как ассистент дириж„ра и дириж„р. В 1911-13 был дириж„ром
"Рус. балета С. П. Дягилева" в Париже; гастролировал с ним во мн.
городах Европы и Америки. М. был первым исполнителем балетов "Дафнис и
Хлоя" Равеля (1912), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" Стравинского
(1913). Дирижировал балетами "Игры" Дебюсси (1913), "Песнь соловья"
Стравинского (1914). М. в 1913-14 был одним из дириж„ров т-ра
"Гранд-Опера", в 1914 организовал в Париже "Популярные концерты". В
1917-19 и с 1953 дирижировал в т-ре "Метрополитен-опера", затем разл.
симф. оркестрами. В оперном репертуаре М. - произв. Ж. Б. Люлли, X. В.
Глюка, Л. Бетховена, Ш. Гуно, Ж. Массне, Дж. Верди и др. композиторов.
Выступал в разл. странах мира, в т. ч. в СССР. С 1962 руководит
Лондонским симф. оркестром. Ал. М.
МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567, Кремона,-29. XI.
1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый классик оперы. Музыке
обучался в Кремоне. В 1590 был приглаш„н как музыкант и капельмейстер на
службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь были
пост. первая опера М. "Орфей" (1607), опера "Ариадна" (на текст О.
Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача Ариадны"),
балет "Тирсис и Хлорис" (1616), интермедии "Свадьба Фетиды и Пелея"
(1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в Венецию,
где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637
был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции были пост.:
драматич. мадригал "Сражение Танкреда и Клоринды" (1624), оперы
"Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго), "Адонис" (1639, т-р
"Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р
"Сан-Кассиано"), "Коронация Поппеи" (по анналам Тацита, 1642, т-р
"Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет).
Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя),
"Армида" (по Т. Tacco, 1627, Парма), "Меркурий и Марс" (1628, на
открытии т-ра "Фарнсзе", Парма), "Свадьба Энея и Лавинии" (1641,
Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца).
М. открыл новые пути для развития оперного иск-ва, стал создателем
реалистич. муз. драмы, сочетающей музыку и текст, впервые заставил
оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т. н.
"взволнованном" (concitato) стиле, показывали сильные драматич.
характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались
разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы - арию,
ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным" речитативом,
и др.) и оркестровой выразительности (один из первых употребил эффект
тремоло у скрипок - в "Сражении Танкреда и Клоринды"). М. смело
использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию
образов, находил гибкие, соответствующие действию и характеру героев
интонации, обновлял оркестровые при„мы.
Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был пост.
в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека, Дж.
Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде.
Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1, М.,
1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A., La vie et
l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926; M a 1 i p i e r o G., C.
Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere di C. Monteverdi,
Firenze, 19 43; Abert A., C. Monteverdi und das musikalische Drama,
Lippstadt, 1954. Св. Г.
МОНТЕМЕЦЦИ (Montemezzi), Итало (31.V.1875 - 15.V.1952)- итальянский
композитор. Музыке учился в Миланской консерватории, где соч. первую
оперу -"Бьянка". В 1905 в Турине была пост. его опера "Джованни
Галлурезе". За ней последовали: "Геллера" (1909, т-р "Реджо", Турин),
"Любовь тр„х королей" (1913, т-р "Ла Скала"), "Корабль" по Д'Аннун-цио
Страницы: «« « 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |