Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 » »» т. н. "комедии с ариеттами" (А. Р. Лесаж), М. сделал музыку определяющей частью музыкально-сценического жанра. Произведения М. приблизили оперу к бурж. сентимент. драме, подготовили творчество А. Гретри и Н. Далейрака. Др. оперы: "Букет Талии" (1764, Баньоле), "Алина, королева Голконды" (1766, т-р "Опера"), "Филемон и Бавкида" (1766), "Звучащий остров" (1767) (обе в Баньоле), "Сокол" (1771), "Прекрасная Арсена" (1773) (обе в Фонтенбло). Лит.: Ла Лоранси Л.де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Pou-gin A., Monsigny et son temps. P., 1908; D г u i 1 h e P., Monsigny, P., 1955; S с h m i d E. F., Mozart und Monsigny, в кн.: Mozart-Jahrbuch. 1957, Salzb., 1958. Ал.М. МОНТАЛЬВАН, Перес де Монтальван (Perez de Montalban), Хуан (1602-25.VI.1638) -испанский драматург. Ученик Лопе де Вега и его первый биограф. В 1619 пост. первая пьеса М. "Смерть, или Притворство". Известно 58 комедий и ауто М., написанных в манере Лопе де Вега. Наиболее популярны героич. пьесы: "Теруэльские любовники" (1633), "Нет жизни без чести", "Второй Сенека Испании" (1-2 чч.)-о жизни короля Филиппа II. "комедии плаща и шпаги"- "Монашенка-поручик"- о монахине К. де Эраусо, переодевшейся мужчиной и сражавшейся в колониях Испании, "Презирать достойное любви" (1633), "Служанка-девица" и др. Оригинальная интрига, энергично развивающееся действие, звучные стихи определили успех пьес М. у современников. Следуя за своим учителем в отношении формы, М. менее решительно придерживался его гуманистич. идеалов, отступая нередко на позиции ортодоксальной феодально-дворянской идеологии. Соч.: Comedias, в изд.: Biblioteca de autores espanoles, v. XLV. Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega v 2 Madrid, 1858, с. 477-604. Лит.: Bacon G. W., The life and dramatic Works of doctor Juan Perez de Montalban, "Revue Hispanique" v 26 Toulouse, 1912; S a i n z de Robles F. C., El teatro espanol. Historia y antologia, v. 2-4, Madrid, 1943. 5. /7. MOHTAH (Montana), Ив (наст. имя ифам.-ИвоЛи-ви; Livi) (р.13.X.1921)французский акт„р и эстрадный певец. Был рабочим. Впервые выступил с исполнением песен Ш. Трене и М. Шевалье в 1940 в Марселе. С 1944 жив„т в Париже. В 1954 дебютировал в Т-ре Сары Бернар в роли Джона Проктора ("Сейлемские колдуньи" Миллера). М. известен как исполнитель песен, к-рые он превращает в своеобразные драматич. сценки. В репертуаре М. - песни Ф. Лемарка, Ж. Косма и др. Снимается в кино. В 1957 выступал в СССР. Соч.: Солнцем полна голова, пер. с франц., М., 1956. Лит.: M e g т e t С., Yves Montand, P., 1953. Г Л МОНТИ (Monteux), Пьер (р.4.VIII.1875)- француз ский дириж„р. Учился в Парижской консерватории, затем работал в оркестрах "Колонн" и в т-ре "Опера комик" как ассистент дириж„ра и дириж„р. В 1911-13 был дириж„ром "Рус. балета С. П. Дягилева" в Париже; гастролировал с ним во мн. городах Европы и Америки. М. был первым исполнителем балетов "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" Стравинского (1913). Дирижировал балетами "Игры" Дебюсси (1913), "Песнь соловья" Стравинского (1914). М. в 1913-14 был одним из дириж„ров т-ра "Гранд-Опера", в 1914 организовал в Париже "Популярные концерты". В 1917-19 и с 1953 дирижировал в т-ре "Метрополитен-опера", затем разл. симф. оркестрами. В оперном репертуаре М. - произв. Ж. Б. Люлли, X. В. Глюка, Л. Бетховена, Ш. Гуно, Ж. Массне, Дж. Верди и др. композиторов. Выступал в разл. странах мира, в т. ч. в СССР. С 1962 руководит Лондонским симф. оркестром. Ал. М. МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567, Кремона,-29. XI. 1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый классик оперы. Музыке обучался в Кремоне. В 1590 был приглаш„н как музыкант и капельмейстер на службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь были пост. первая опера М. "Орфей" (1607), опера "Ариадна" (на текст О. Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача Ариадны"), балет "Тирсис и Хлорис" (1616), интермедии "Свадьба Фетиды и Пелея" (1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в Венецию, где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637 был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции были пост.: драматич. мадригал "Сражение Танкреда и Клоринды" (1624), оперы "Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго), "Адонис" (1639, т-р "Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р "Сан-Кассиано"), "Коронация Поппеи" (по анналам Тацита, 1642, т-р "Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет). Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя), "Армида" (по Т. Tacco, 1627, Парма), "Меркурий и Марс" (1628, на открытии т-ра "Фарнсзе", Парма), "Свадьба Энея и Лавинии" (1641, Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца). М. открыл новые пути для развития оперного иск-ва, стал создателем реалистич. муз. драмы, сочетающей музыку и текст, впервые заставил оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т. н. "взволнованном" (concitato) стиле, показывали сильные драматич. характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы - арию, ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным" речитативом, и др.) и оркестровой выразительности (один из первых употребил эффект тремоло у скрипок - в "Сражении Танкреда и Клоринды"). М. смело использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию образов, находил гибкие, соответствующие действию и характеру героев интонации, обновлял оркестровые при„мы. Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был пост. в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека, Дж. Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде. Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1, М., 1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A., La vie et l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926; M a 1 i p i e r o G., C. Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere di C. Monteverdi, Firenze, 19 43; Abert A., C. Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954. Св. Г. МОНТЕМЕЦЦИ (Montemezzi), Итало (31.V.1875 - 15.V.1952)- итальянский композитор. Музыке учился в Миланской консерватории, где соч. первую оперу -"Бьянка". В 1905 в Турине была пост. его опера "Джованни Галлурезе". За ней последовали: "Геллера" (1909, т-р "Реджо", Турин), "Любовь тр„х королей" (1913, т-р "Ла Скала"), "Корабль" по Д'Аннун-цио Страницы: «« « 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |