Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565  1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575  » »»

"Стряпуха"  Софронова,  "Севастопольский  вальс"  Лис-това,  "В.   бурю"
Хренникова.
   Лит.: Советская. Мордовия. Очерки, посвященные  20-летию  республики,
Саранск,  1950;  Киселев  А.  Л.,  Социалистическая  культура  Мордовии,
Саранск, 1959; Очерк истории мордовской советской  литературы,  Саранск,
1956; Б а с с а р-г и н Б., Путь писателя. О жизни  и  творчестве  Петра
Кириллова, Саранск, 1958. Б. Б.
   МОРЕЛЛИ (Morelli),
   Рина (р.24.Х1.1908) - итальянская актриса. Род. в акт„рской семье,  с
детства выступает на сцене. С конца  30-х  гг.  получила  известность  в
труппе т-ра "Элисео" (Рим), сыграв  роли:  Мария  ("Двенадцатая  ночь"),
Амур ("Аминта" Тассо), Кандида ("Веер" Гольдони). Большое  значение  для
творчества М. имела работа  с  реж.  Л.  Висконти  (Ма-длен  -  "Трудные
родители" Кокто, 1945).  В  1946  M.  и  акт„р  П.  Стоппа  организовали
театральную труппу, в которой под рук. Висконти М. выдвинулась  в  число
крупнейших   европ.   актрис.   М.,   актриса   глубокого    внутреннего
перевоплощения,  большой  проф.  культуры,   органично   и   естественно
раскрывает душевный мир своих героинь. Снимается в кино.
   Роли:  Розалинда  ("Как  вам   это   понравится?"   Шекспира),   Соня
("Преступление и наказание" по Достоевскому), Ирина ("Три сестры"), Соня
("Дядя Ваня"), Линда, Беатрис  ("Смерть  коммивояж„ра",  "Вид  с  моста"
Миллера), Антигона (о. п. Ануя), Лора ("Стеклянный зверинец" Уильям-са),
Матильда ("Дети искусства" Фабри, пр.  за  лучшую  акт„рскую  работу  на
фестивале т-ра Наций в Париже) и др. В 1961 сыграла роль Патрик Кэмпбелл
("Милый лжец" Килти). Ал. А.
   МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) -
французский артист оперы (баритон). Учился  в  Марсельской  и  Парижской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе  в  1867.  В
1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в
1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после  выступления
в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в
России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905  оставил
сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью.
Один из выдающихся певцов конца  19  -  нач.  20  вв.  Исполне-нение  М.
отличалось большой  эмоциональностью,  тщательной  отделкой  деталей.  В
сво„м  иск-ве  развивал  художеств.  принципы  Верди  -   стремление   к
естественности, простоте исполнения. Верди написал  для  М.  партии  Яго
("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства  пения"
(1897) и др. работ по оперному исполнительству.
   Партии:  Риголетто;  граф  Ди  Луна,  Ренато,  Амонасро  ("Трубадур",
"Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое  исполнение),  Дон
Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др.
   Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887;  Tegani  U.,
Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г.
   MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)-  муз.-танц.  сцена  (род
балета) в итал. т-ре 16-17  вв.  Возникла  из  старинного  мавританского
танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в.  и  в  др.  европ.
странах.  М.  часто  исполнялась  в  конце   придворных   празднеств   и
представлений. К. Монтеверди вв„л М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И.
   MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р.  1618-ум.  26
или  27.X.1669)-  испанский   драматург.   В   1639   окончил   ун-т   в
Аль-кала-де-Энарес,  в  1642  принял   сан   священника.   Дра-матургич.
деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница  с
документами". Писал пьесы для придворного т-ра  "Буэн  Ретиро"  (Мадрид)
(всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч.
пьесы М.  "Сила  закона"  (1654),  "Мужественный  судия"  (1657)  и  др.
прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии  интриги"
("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице",  1665,  и  др.)  отличаются
сложным и запутанным  сюжетом,  резкими  поворотами  действия.  Наиболее
интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка
пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение
-презрение"  (1654),   "Лиценциат   Вид-риера"   (по   одноим.   новелле
Сервантеса),  в  к-рых  уделялось  внимание   развитию   характера   гл.
персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества.
   Творчество, М. завершает развитие нац.  т-ра  эпохи  Ренессанса,  оно
свидетельствует  о  глубоком  кризисе  гуманизма,  об   аристократизации
содержания исп. драмы.
   Соч.:  Comedias  escogidas,  Madrid,  1930  (Coleccion   de   autores
espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos,  v.  32);
El desden con el, desden, N. Y., 1935;  в  рус.  пер.:  За  презрение  -
презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой  портрет  [вступ.
ст. К. Державина], М., 1950.
   Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3.
П.
   МОРЙТА КАНЪЯ - японская династия акт„ров и театральных  деятелей.  Е„
основатель М. Таробэ в 1660 создал  на  окраине  Токио  т-р  "Моритадза"
(один  из  тр„х  т-ров  Кабуки).   Династия   насчитывает   четырнадцать
поколений. Наиболее известные представители этой династии: М. К а н ъ  я
Х  I  I  (1846-21.VIII.  1879)  -  театральный  деятель.  Владелец  т-ра
"Моритадза".  В  1872  построил  новое  здание   т-ра   (с   1875   наз.
"Синтомидза")  и  осуществил  в  н„м   ряд   преобразований:   уничтожил
башню-ягура (непременную принадлежность старого т-ра Кабуки),  на  к-рой
перед  представлением  били  в  барабан,   зазывая   зрителей;   изменил
расположение мест по европ. образцу; включил  в  репертуар  т-ра  пьесы,
отразившие тенденции, вызванные  япон.  бурж.  революцией  1867-68.  Его
деятельность способствовала улучшению общественного положения акт„ров. В
1895 из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Умер в бедности.
   М. Канъя XIII (18.X.1885-16.VI.1932)- акт„р, сын М. Канъя XII. В 1890
впервые выступил на сцене т-ра "Синтомидза".  Играл  мужские  и  женские
роли. С особым мастерством исполнял япон. традиц. танцы. Играл и в совр.
драме - сингэки в труппе "Бунгэйдза" (был одним  из  е„  организаторов).
Успешно выступал в переводных и  в  новых  япон.  пьесах.  Роли:  Ромео,
Гамлет, Томонодз„ ("Окуни то Гохэй" Танидзаки Дзюъитиро).
   Лит. (на япон. яз.): Кимура Кинка, Морита Канъя, Токио, 1943. Л. Г.
   МОРИЦ (Moricz),  Жигмонд  (30.VI.1879-  4.  IX.  1942)  -  венгерский
писатель, драматург, Творч. деятельность начал в 1903.  В  первой  пьесе
"Судья Шари" (1908) показал кулацкое засилье в венг. селе, тяж„лую жизнь
честных людей из народа. В пьесах "Фортуна-туш", "Птичка", "Лудаш  Мати"
и др., написанных в 10-х гг. 20 в.,  М.  создал  образы  простых  людей,
вступающих в борьбу против несправедливости, социального  неравенства  и

Страницы: «« « 1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565  1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия