|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 » »» "Стряпуха" Софронова, "Севастопольский вальс" Лис-това, "В. бурю"
Хренникова.
Лит.: Советская. Мордовия. Очерки, посвященные 20-летию республики,
Саранск, 1950; Киселев А. Л., Социалистическая культура Мордовии,
Саранск, 1959; Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск,
1956; Б а с с а р-г и н Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра
Кириллова, Саранск, 1958. Б. Б.
МОРЕЛЛИ (Morelli),
Рина (р.24.Х1.1908) - итальянская актриса. Род. в акт„рской семье, с
детства выступает на сцене. С конца 30-х гг. получила известность в
труппе т-ра "Элисео" (Рим), сыграв роли: Мария ("Двенадцатая ночь"),
Амур ("Аминта" Тассо), Кандида ("Веер" Гольдони). Большое значение для
творчества М. имела работа с реж. Л. Висконти (Ма-длен - "Трудные
родители" Кокто, 1945). В 1946 M. и акт„р П. Стоппа организовали
театральную труппу, в которой под рук. Висконти М. выдвинулась в число
крупнейших европ. актрис. М., актриса глубокого внутреннего
перевоплощения, большой проф. культуры, органично и естественно
раскрывает душевный мир своих героинь. Снимается в кино.
Роли: Розалинда ("Как вам это понравится?" Шекспира), Соня
("Преступление и наказание" по Достоевскому), Ирина ("Три сестры"), Соня
("Дядя Ваня"), Линда, Беатрис ("Смерть коммивояж„ра", "Вид с моста"
Миллера), Антигона (о. п. Ануя), Лора ("Стеклянный зверинец" Уильям-са),
Матильда ("Дети искусства" Фабри, пр. за лучшую акт„рскую работу на
фестивале т-ра Наций в Париже) и др. В 1961 сыграла роль Патрик Кэмпбелл
("Милый лжец" Килти). Ал. А.
МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) -
французский артист оперы (баритон). Учился в Марсельской и Парижской
консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе в 1867. В
1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в
1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после выступления
в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в
России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905 оставил
сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью.
Один из выдающихся певцов конца 19 - нач. 20 вв. Исполне-нение М.
отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В
сво„м иск-ве развивал художеств. принципы Верди - стремление к
естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго
("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства пения"
(1897) и др. работ по оперному исполнительству.
Партии: Риголетто; граф Ди Луна, Ренато, Амонасро ("Трубадур",
"Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое исполнение), Дон
Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др.
Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887; Tegani U.,
Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г.
MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)- муз.-танц. сцена (род
балета) в итал. т-ре 16-17 вв. Возникла из старинного мавританского
танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в. и в др. европ.
странах. М. часто исполнялась в конце придворных празднеств и
представлений. К. Монтеверди вв„л М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И.
MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р. 1618-ум. 26
или 27.X.1669)- испанский драматург. В 1639 окончил ун-т в
Аль-кала-де-Энарес, в 1642 принял сан священника. Дра-матургич.
деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница с
документами". Писал пьесы для придворного т-ра "Буэн Ретиро" (Мадрид)
(всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч.
пьесы М. "Сила закона" (1654), "Мужественный судия" (1657) и др.
прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии интриги"
("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице", 1665, и др.) отличаются
сложным и запутанным сюжетом, резкими поворотами действия. Наиболее
интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка
пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение
-презрение" (1654), "Лиценциат Вид-риера" (по одноим. новелле
Сервантеса), в к-рых уделялось внимание развитию характера гл.
персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества.
Творчество, М. завершает развитие нац. т-ра эпохи Ренессанса, оно
свидетельствует о глубоком кризисе гуманизма, об аристократизации
содержания исп. драмы.
Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1930 (Coleccion de autores
espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos, v. 32);
El desden con el, desden, N. Y., 1935; в рус. пер.: За презрение -
презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой портрет [вступ.
ст. К. Державина], М., 1950.
Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3.
П.
МОРЙТА КАНЪЯ - японская династия акт„ров и театральных деятелей. Е„
основатель М. Таробэ в 1660 создал на окраине Токио т-р "Моритадза"
(один из тр„х т-ров Кабуки). Династия насчитывает четырнадцать
поколений. Наиболее известные представители этой династии: М. К а н ъ я
Х I I (1846-21.VIII. 1879) - театральный деятель. Владелец т-ра
"Моритадза". В 1872 построил новое здание т-ра (с 1875 наз.
"Синтомидза") и осуществил в н„м ряд преобразований: уничтожил
башню-ягура (непременную принадлежность старого т-ра Кабуки), на к-рой
перед представлением били в барабан, зазывая зрителей; изменил
расположение мест по европ. образцу; включил в репертуар т-ра пьесы,
отразившие тенденции, вызванные япон. бурж. революцией 1867-68. Его
деятельность способствовала улучшению общественного положения акт„ров. В
1895 из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Умер в бедности.
М. Канъя XIII (18.X.1885-16.VI.1932)- акт„р, сын М. Канъя XII. В 1890
впервые выступил на сцене т-ра "Синтомидза". Играл мужские и женские
роли. С особым мастерством исполнял япон. традиц. танцы. Играл и в совр.
драме - сингэки в труппе "Бунгэйдза" (был одним из е„ организаторов).
Успешно выступал в переводных и в новых япон. пьесах. Роли: Ромео,
Гамлет, Томонодз„ ("Окуни то Гохэй" Танидзаки Дзюъитиро).
Лит. (на япон. яз.): Кимура Кинка, Морита Канъя, Токио, 1943. Л. Г.
МОРИЦ (Moricz), Жигмонд (30.VI.1879- 4. IX. 1942) - венгерский
писатель, драматург, Творч. деятельность начал в 1903. В первой пьесе
"Судья Шари" (1908) показал кулацкое засилье в венг. селе, тяж„лую жизнь
честных людей из народа. В пьесах "Фортуна-туш", "Птичка", "Лудаш Мати"
и др., написанных в 10-х гг. 20 в., М. создал образы простых людей,
вступающих в борьбу против несправедливости, социального неравенства и
Страницы: «« « 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |