Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 » »» "Стряпуха" Софронова, "Севастопольский вальс" Лис-това, "В. бурю" Хренникова. Лит.: Советская. Мордовия. Очерки, посвященные 20-летию республики, Саранск, 1950; Киселев А. Л., Социалистическая культура Мордовии, Саранск, 1959; Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск, 1956; Б а с с а р-г и н Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра Кириллова, Саранск, 1958. Б. Б. МОРЕЛЛИ (Morelli), Рина (р.24.Х1.1908) - итальянская актриса. Род. в акт„рской семье, с детства выступает на сцене. С конца 30-х гг. получила известность в труппе т-ра "Элисео" (Рим), сыграв роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Амур ("Аминта" Тассо), Кандида ("Веер" Гольдони). Большое значение для творчества М. имела работа с реж. Л. Висконти (Ма-длен - "Трудные родители" Кокто, 1945). В 1946 M. и акт„р П. Стоппа организовали театральную труппу, в которой под рук. Висконти М. выдвинулась в число крупнейших европ. актрис. М., актриса глубокого внутреннего перевоплощения, большой проф. культуры, органично и естественно раскрывает душевный мир своих героинь. Снимается в кино. Роли: Розалинда ("Как вам это понравится?" Шекспира), Соня ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"), Линда, Беатрис ("Смерть коммивояж„ра", "Вид с моста" Миллера), Антигона (о. п. Ануя), Лора ("Стеклянный зверинец" Уильям-са), Матильда ("Дети искусства" Фабри, пр. за лучшую акт„рскую работу на фестивале т-ра Наций в Париже) и др. В 1961 сыграла роль Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Килти). Ал. А. МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) - французский артист оперы (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе в 1867. В 1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в 1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после выступления в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905 оставил сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью. Один из выдающихся певцов конца 19 - нач. 20 вв. Исполне-нение М. отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В сво„м иск-ве развивал художеств. принципы Верди - стремление к естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго ("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства пения" (1897) и др. работ по оперному исполнительству. Партии: Риголетто; граф Ди Луна, Ренато, Амонасро ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое исполнение), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др. Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887; Tegani U., Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г. MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)- муз.-танц. сцена (род балета) в итал. т-ре 16-17 вв. Возникла из старинного мавританского танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в. и в др. европ. странах. М. часто исполнялась в конце придворных празднеств и представлений. К. Монтеверди вв„л М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И. MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р. 1618-ум. 26 или 27.X.1669)- испанский драматург. В 1639 окончил ун-т в Аль-кала-де-Энарес, в 1642 принял сан священника. Дра-матургич. деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница с документами". Писал пьесы для придворного т-ра "Буэн Ретиро" (Мадрид) (всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч. пьесы М. "Сила закона" (1654), "Мужественный судия" (1657) и др. прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии интриги" ("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице", 1665, и др.) отличаются сложным и запутанным сюжетом, резкими поворотами действия. Наиболее интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение -презрение" (1654), "Лиценциат Вид-риера" (по одноим. новелле Сервантеса), в к-рых уделялось внимание развитию характера гл. персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества. Творчество, М. завершает развитие нац. т-ра эпохи Ренессанса, оно свидетельствует о глубоком кризисе гуманизма, об аристократизации содержания исп. драмы. Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1930 (Coleccion de autores espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos, v. 32); El desden con el, desden, N. Y., 1935; в рус. пер.: За презрение - презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой портрет [вступ. ст. К. Державина], М., 1950. Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3. П. МОРЙТА КАНЪЯ - японская династия акт„ров и театральных деятелей. Е„ основатель М. Таробэ в 1660 создал на окраине Токио т-р "Моритадза" (один из тр„х т-ров Кабуки). Династия насчитывает четырнадцать поколений. Наиболее известные представители этой династии: М. К а н ъ я Х I I (1846-21.VIII. 1879) - театральный деятель. Владелец т-ра "Моритадза". В 1872 построил новое здание т-ра (с 1875 наз. "Синтомидза") и осуществил в н„м ряд преобразований: уничтожил башню-ягура (непременную принадлежность старого т-ра Кабуки), на к-рой перед представлением били в барабан, зазывая зрителей; изменил расположение мест по европ. образцу; включил в репертуар т-ра пьесы, отразившие тенденции, вызванные япон. бурж. революцией 1867-68. Его деятельность способствовала улучшению общественного положения акт„ров. В 1895 из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Умер в бедности. М. Канъя XIII (18.X.1885-16.VI.1932)- акт„р, сын М. Канъя XII. В 1890 впервые выступил на сцене т-ра "Синтомидза". Играл мужские и женские роли. С особым мастерством исполнял япон. традиц. танцы. Играл и в совр. драме - сингэки в труппе "Бунгэйдза" (был одним из е„ организаторов). Успешно выступал в переводных и в новых япон. пьесах. Роли: Ромео, Гамлет, Томонодз„ ("Окуни то Гохэй" Танидзаки Дзюъитиро). Лит. (на япон. яз.): Кимура Кинка, Морита Канъя, Токио, 1943. Л. Г. МОРИЦ (Moricz), Жигмонд (30.VI.1879- 4. IX. 1942) - венгерский писатель, драматург, Творч. деятельность начал в 1903. В первой пьесе "Судья Шари" (1908) показал кулацкое засилье в венг. селе, тяж„лую жизнь честных людей из народа. В пьесах "Фортуна-туш", "Птичка", "Лудаш Мати" и др., написанных в 10-х гг. 20 в., М. создал образы простых людей, вступающих в борьбу против несправедливости, социального неравенства и Страницы: «« « 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |