Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570  1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580  » »»

   Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941;
   МогилевскийА.И., Филиппов  Вл.,  Род  ионов  А.  М.,  Театры  Москвы.
1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич.  т-ра,
т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'.
   "МОСКВА, ЧЕР‚МУШКИ" - оперетта Д. Д. Шостаковича, либр. В. Масса и М.
Червинского, пост. 24 янв. 1959, Моск. т-р оперетты  (дириж„р  Столяров,
пост.  Канделаки,  режисс„р  Закс,  худ.  Кигель,  Вейсенберг,   балетм.
Шаховская,  хорм.  Родэ,Внукова;  Бубенцов  -  Чекалов,  МашаКуралесина,
Бабуров - Качалов,  Лидочка  -  Шмыга,  Ко-рецкий  -  Рубан,  Глушков  -
Степутенко, Люся  -  Котова,  Дребеднев  -  Ткаченко,  Вава  -  Крылова,
Барабашкин-Аникеев).
   Пост.  в  др.  городах:  Одесса,  Краснодар,  Свердловск  (1959).  За
рубежом: Братислава (1959), Прага (1959, пост. Канделаки), Росток (1960,
нов. ред. либретто поэта Куба, под  назв.-"Мой  древний,  юный  город").
Загреб (1961).
   Издания: "М., Ч.", клавир, М., 1959. Н. Гр.
   МОСКВИН, Иван Михайлович [6(18).VI.1874, Москва,-  16.  II.1946,  там
же] - русский советский акт„р. Нар.  арт.  СССР  (1936).  Депутат  Верх.
Совета СССР 1-го созыва. Род. в семье часовщика. С 14 лет  участвовал  в
домашних спектаклях. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филрмонич.
об-ва (драм. класс В. И. Немировича-Данченко).  На  выпускных  экзаменах
играл роли доктора Ранка ("Нора") и Елеси ("Не было ни гроша,  да  вдруг
алтын" Островского), уже тогда нарушая правила амплуа.  После  окончания
уч-ща М. был приглаш„н играть небольшие роли в гастрольной поездке с  Г.
Н. Федотовой; в сент. 1896 вступил в  антрепризу  3.  А.  Малиновской  в
Ярославле, где за один сезон  сыграл  77  ролей  (б.  ч.  водевильных  и
комических, а также  драматич.),  среди  них  -  учитель  Медве-денко  в
"Чайке". В сезоне 1897-98 М. работал  в  Т-ре  Корша;  исполнял  роли  в
фарсах, водевилях, совр. комедиях,  а  также  в  классич.  репертуаре  -
Бобчинский ("Ревизор"), Загорецкий ("Горе от ума"),  Милонов  ("Лес")  и
др.  С  1898  -  акт„р  Московского  Художеств,  т-ра.  По   предложению
Неми-ровича-Данченко ему была поручена роль царя
   Ф„дора (вначале вместе с др. претендентами) в  первом  спектакле  МХТ
"Царь Ф„дор Иоанно-вич". Немиро  вич-Данченко  работал  с  М.  над  этой
ролью, подсказав ему осн. задачу: "всех согласить, вс„ сгладить".  После
показа К. С. Станиславский безоговорочно утвердил М. в роли царя Ф„дора.
Премьера трагедии  А.  К.  Толстого  в  день  открытия  МХТ  сделала  М.
знаменитым, и роль Ф„дора он играл в течение всей своей жизни.
   С наибольшей полнотой талант М. раскрылся в произв. рус.  авторов,  в
воплощении рус. типов. Лучшие роли:  странник  Лука  ("На  дне",  1902),
Епи-ходов ("Вишн„вый  сад",  1904),  Снегир„в  ("Братья  Карамазовы"  по
Достоевскому, 1910), Протасов ("Живой труп", 1911). Проникновенно  играя
людей, униженных и оскорбл„нных обществом, М. с той же мерой психологич.
достоверности создавал образы людей, порожд„нных этим обществом:  таковы
соглядатай и  любезник  Загорецкий  ("Горе  от  ума",  1906),  шантажист
Голутвин ("На всякого мудреца  довольно  простоты"  Островского,  1910).
униженный, мстительный,  жадный  Прокофий  Пазу-хин  ("Смерть  Пазухина"
Салтыкова-Щедрина, 1914), паясничающий и  елейный  Фома  Опискин  ("Село
Степанчиково" по Достоевскому,  1917).  Для  М.  большое  значение  имел
внешний рисунок роли, к-рый служил артисту ключом к раскрытию внутренней
жизни разнородных и резко очерченных индивидуальностей.  Этот  острый  и
необычный  рисунок  был  продиктован  не  только  безошибочной   внешней
наблюдательностью, но и проникновенной психологич. зоркостью  М.  Артист
великолепно знал быт, нравы старой Москвы, е„ сочный говор, е„ типы.  Он
был знаком  с  жизненными  прототипами  и  своего  царя  Ф„дора,  с  его
бессильной добротой, хлопотливостью,  простонародной  религиозностью,  и
своего  странника  Луки,  и  своего   "Мочалки"   -спившегося   капитана
Снегир„ва,  с  его  растоптанным  и  воспал„нным  самолюбием,  и  своего
фантастич.  безобразника,  пьяницы   Хлынова,   и   жалкого   конторщика
Епи-ходова. М. обладал даром сгущать  быт,  сообщать  ему  масштабность;
конкретность    наблюдений    сочеталась    в    его    творчестве     с
многозначительностью. Точность в определении "зерна" роли, действенность
"сверхзадачи", возбудимость  эмоциональной  памяти,  щедрость  фантазии,
богатство жизненных впечатлений  и  свобода  в  их  сценич.  претворении
сделали М. одним из  лучших  рус.  акт„ров.  М.  с  наибольшей  полнотой
выразил взаимосвязь новой творч. школы МХТ с нац. традицией рус.  сцены.
Извечный для демо-кратич. рус. т-ра интерес  к  нравственным  проблемам,
точность социальной трактовки и ярко выраженный нац. характер творчества
сочетались в иск-ве М. с яркостью,  смелостью,  своеобразным  удальством
акт„рских при„мов, склонностью к импровизации. В  сов.  т-ре  М.  создал
такие  выдающиеся  образы,  как   Хлынов   ("Горячее   сердце",   1926),
провинциальный "демон", обуреваемый страстями морильщик клопов  Черваков
("Унтиловск" Леонова, 1928), упо„нный своей безответственностью  Ноздр„в
("М„ртвые  души",  1932).  В  сов.  время  определился  интерес   М.   к
нар.-героическим  темам  (Пугач„в   -   "Пугач„вщина"   Трен„ва,   1925,
Горностаев - "Любовь Яровая", 1936), к воплощению образов  современников
(Горлов - "Фронт" Корнейчука.  1942,'  адмирал  Белобров-"Офицер  флота"
Крона, 1945). Совершенным мастерством,  своеобразным,  скрытым  лиризмом
отмечена одна из позднейших работ М.-  роль  Флора  Федулыча  Прибыткова
("Последняя жертва", 1944).
   М. участвовал как режисс„р в пост. спектаклей  МХАТа:  "Синяя  птица"
(1908), "Ревизор" (1908), "Месяц в деревне"  (1909),  "Смерть  Пазухина"
(1914). "Три толстяка"  (1930).  Пользовался  большой  известностью  как
чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов  ("Злоумышленник"
и др.). С 1943 был директором МХАТа.
   Снимался в кино. Его выступления  в  картинах  "Поликушка"  (1919)  и
"Коллежский регистратор"
   (1925) имели большое Значение для становления реалистич.,  углубл„нно
психологич. акт„рского иск-ва в кино.
   Др. роли: Подьячий ("Самоуправцы" Писемского, 1898),  Тесман  ("Гедда
Габлер" Ибсена), Ф„дор ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого),  Повар
("Чайка"), все в 1899, Бобыль ("Снегурочка", 1900), Родэ ("Три  сестры",
1901), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901),  Гай  Лигарий  ("Юлий
Цезарь" Шекспира, 1903), Львов ("Иванов"), Дьячок ("Хирургия" по Чехову,
обе  в  1904),  Освальд  (1905),  Самозванец  ("Борис  Годунов",  1907),
Бобчинский (1908) Кот  ("Синяя  птица"  Метерлинка,  1908),  Шпигельский
("Месяц в деревне" Тургенева, 1912), Городничий (1921).
   Лит.:  Виленкин  В.  Я.,  И.  М.   Москвин   на   сцене   Московского
Художественного театра, М., 1946- И М Москвин. Статьи и  материалы,  М.,
1948 (имеется библиография);

Страницы: «« « 1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570  1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия