Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 » »» Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941; МогилевскийА.И., Филиппов Вл., Род ионов А. М., Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич. т-ра, т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'. "МОСКВА, ЧЕР‚МУШКИ" - оперетта Д. Д. Шостаковича, либр. В. Масса и М. Червинского, пост. 24 янв. 1959, Моск. т-р оперетты (дириж„р Столяров, пост. Канделаки, режисс„р Закс, худ. Кигель, Вейсенберг, балетм. Шаховская, хорм. Родэ,Внукова; Бубенцов - Чекалов, МашаКуралесина, Бабуров - Качалов, Лидочка - Шмыга, Ко-рецкий - Рубан, Глушков - Степутенко, Люся - Котова, Дребеднев - Ткаченко, Вава - Крылова, Барабашкин-Аникеев). Пост. в др. городах: Одесса, Краснодар, Свердловск (1959). За рубежом: Братислава (1959), Прага (1959, пост. Канделаки), Росток (1960, нов. ред. либретто поэта Куба, под назв.-"Мой древний, юный город"). Загреб (1961). Издания: "М., Ч.", клавир, М., 1959. Н. Гр. МОСКВИН, Иван Михайлович [6(18).VI.1874, Москва,- 16. II.1946, там же] - русский советский акт„р. Нар. арт. СССР (1936). Депутат Верх. Совета СССР 1-го созыва. Род. в семье часовщика. С 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филрмонич. об-ва (драм. класс В. И. Немировича-Данченко). На выпускных экзаменах играл роли доктора Ранка ("Нора") и Елеси ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), уже тогда нарушая правила амплуа. После окончания уч-ща М. был приглаш„н играть небольшие роли в гастрольной поездке с Г. Н. Федотовой; в сент. 1896 вступил в антрепризу 3. А. Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей (б. ч. водевильных и комических, а также драматич.), среди них - учитель Медве-денко в "Чайке". В сезоне 1897-98 М. работал в Т-ре Корша; исполнял роли в фарсах, водевилях, совр. комедиях, а также в классич. репертуаре - Бобчинский ("Ревизор"), Загорецкий ("Горе от ума"), Милонов ("Лес") и др. С 1898 - акт„р Московского Художеств, т-ра. По предложению Неми-ровича-Данченко ему была поручена роль царя Ф„дора (вначале вместе с др. претендентами) в первом спектакле МХТ "Царь Ф„дор Иоанно-вич". Немиро вич-Данченко работал с М. над этой ролью, подсказав ему осн. задачу: "всех согласить, вс„ сгладить". После показа К. С. Станиславский безоговорочно утвердил М. в роли царя Ф„дора. Премьера трагедии А. К. Толстого в день открытия МХТ сделала М. знаменитым, и роль Ф„дора он играл в течение всей своей жизни. С наибольшей полнотой талант М. раскрылся в произв. рус. авторов, в воплощении рус. типов. Лучшие роли: странник Лука ("На дне", 1902), Епи-ходов ("Вишн„вый сад", 1904), Снегир„в ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910), Протасов ("Живой труп", 1911). Проникновенно играя людей, униженных и оскорбл„нных обществом, М. с той же мерой психологич. достоверности создавал образы людей, порожд„нных этим обществом: таковы соглядатай и любезник Загорецкий ("Горе от ума", 1906), шантажист Голутвин ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910). униженный, мстительный, жадный Прокофий Пазу-хин ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914), паясничающий и елейный Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому, 1917). Для М. большое значение имел внешний рисунок роли, к-рый служил артисту ключом к раскрытию внутренней жизни разнородных и резко очерченных индивидуальностей. Этот острый и необычный рисунок был продиктован не только безошибочной внешней наблюдательностью, но и проникновенной психологич. зоркостью М. Артист великолепно знал быт, нравы старой Москвы, е„ сочный говор, е„ типы. Он был знаком с жизненными прототипами и своего царя Ф„дора, с его бессильной добротой, хлопотливостью, простонародной религиозностью, и своего странника Луки, и своего "Мочалки" -спившегося капитана Снегир„ва, с его растоптанным и воспал„нным самолюбием, и своего фантастич. безобразника, пьяницы Хлынова, и жалкого конторщика Епи-ходова. М. обладал даром сгущать быт, сообщать ему масштабность; конкретность наблюдений сочеталась в его творчестве с многозначительностью. Точность в определении "зерна" роли, действенность "сверхзадачи", возбудимость эмоциональной памяти, щедрость фантазии, богатство жизненных впечатлений и свобода в их сценич. претворении сделали М. одним из лучших рус. акт„ров. М. с наибольшей полнотой выразил взаимосвязь новой творч. школы МХТ с нац. традицией рус. сцены. Извечный для демо-кратич. рус. т-ра интерес к нравственным проблемам, точность социальной трактовки и ярко выраженный нац. характер творчества сочетались в иск-ве М. с яркостью, смелостью, своеобразным удальством акт„рских при„мов, склонностью к импровизации. В сов. т-ре М. создал такие выдающиеся образы, как Хлынов ("Горячее сердце", 1926), провинциальный "демон", обуреваемый страстями морильщик клопов Черваков ("Унтиловск" Леонова, 1928), упо„нный своей безответственностью Ноздр„в ("М„ртвые души", 1932). В сов. время определился интерес М. к нар.-героическим темам (Пугач„в - "Пугач„вщина" Трен„ва, 1925, Горностаев - "Любовь Яровая", 1936), к воплощению образов современников (Горлов - "Фронт" Корнейчука. 1942,' адмирал Белобров-"Офицер флота" Крона, 1945). Совершенным мастерством, своеобразным, скрытым лиризмом отмечена одна из позднейших работ М.- роль Флора Федулыча Прибыткова ("Последняя жертва", 1944). М. участвовал как режисс„р в пост. спектаклей МХАТа: "Синяя птица" (1908), "Ревизор" (1908), "Месяц в деревне" (1909), "Смерть Пазухина" (1914). "Три толстяка" (1930). Пользовался большой известностью как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов ("Злоумышленник" и др.). С 1943 был директором МХАТа. Снимался в кино. Его выступления в картинах "Поликушка" (1919) и "Коллежский регистратор" (1925) имели большое Значение для становления реалистич., углубл„нно психологич. акт„рского иск-ва в кино. Др. роли: Подьячий ("Самоуправцы" Писемского, 1898), Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена), Ф„дор ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Повар ("Чайка"), все в 1899, Бобыль ("Снегурочка", 1900), Родэ ("Три сестры", 1901), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901), Гай Лигарий ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903), Львов ("Иванов"), Дьячок ("Хирургия" по Чехову, обе в 1904), Освальд (1905), Самозванец ("Борис Годунов", 1907), Бобчинский (1908) Кот ("Синяя птица" Метерлинка, 1908), Шпигельский ("Месяц в деревне" Тургенева, 1912), Городничий (1921). Лит.: Виленкин В. Я., И. М. Москвин на сцене Московского Художественного театра, М., 1946- И М Москвин. Статьи и материалы, М., 1948 (имеется библиография); Страницы: «« « 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |