|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 » »» Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941;
МогилевскийА.И., Филиппов Вл., Род ионов А. М., Театры Москвы.
1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич. т-ра,
т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'.
"МОСКВА, ЧЕР‚МУШКИ" - оперетта Д. Д. Шостаковича, либр. В. Масса и М.
Червинского, пост. 24 янв. 1959, Моск. т-р оперетты (дириж„р Столяров,
пост. Канделаки, режисс„р Закс, худ. Кигель, Вейсенберг, балетм.
Шаховская, хорм. Родэ,Внукова; Бубенцов - Чекалов, МашаКуралесина,
Бабуров - Качалов, Лидочка - Шмыга, Ко-рецкий - Рубан, Глушков -
Степутенко, Люся - Котова, Дребеднев - Ткаченко, Вава - Крылова,
Барабашкин-Аникеев).
Пост. в др. городах: Одесса, Краснодар, Свердловск (1959). За
рубежом: Братислава (1959), Прага (1959, пост. Канделаки), Росток (1960,
нов. ред. либретто поэта Куба, под назв.-"Мой древний, юный город").
Загреб (1961).
Издания: "М., Ч.", клавир, М., 1959. Н. Гр.
МОСКВИН, Иван Михайлович [6(18).VI.1874, Москва,- 16. II.1946, там
же] - русский советский акт„р. Нар. арт. СССР (1936). Депутат Верх.
Совета СССР 1-го созыва. Род. в семье часовщика. С 14 лет участвовал в
домашних спектаклях. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филрмонич.
об-ва (драм. класс В. И. Немировича-Данченко). На выпускных экзаменах
играл роли доктора Ранка ("Нора") и Елеси ("Не было ни гроша, да вдруг
алтын" Островского), уже тогда нарушая правила амплуа. После окончания
уч-ща М. был приглаш„н играть небольшие роли в гастрольной поездке с Г.
Н. Федотовой; в сент. 1896 вступил в антрепризу 3. А. Малиновской в
Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей (б. ч. водевильных и
комических, а также драматич.), среди них - учитель Медве-денко в
"Чайке". В сезоне 1897-98 М. работал в Т-ре Корша; исполнял роли в
фарсах, водевилях, совр. комедиях, а также в классич. репертуаре -
Бобчинский ("Ревизор"), Загорецкий ("Горе от ума"), Милонов ("Лес") и
др. С 1898 - акт„р Московского Художеств, т-ра. По предложению
Неми-ровича-Данченко ему была поручена роль царя
Ф„дора (вначале вместе с др. претендентами) в первом спектакле МХТ
"Царь Ф„дор Иоанно-вич". Немиро вич-Данченко работал с М. над этой
ролью, подсказав ему осн. задачу: "всех согласить, вс„ сгладить". После
показа К. С. Станиславский безоговорочно утвердил М. в роли царя Ф„дора.
Премьера трагедии А. К. Толстого в день открытия МХТ сделала М.
знаменитым, и роль Ф„дора он играл в течение всей своей жизни.
С наибольшей полнотой талант М. раскрылся в произв. рус. авторов, в
воплощении рус. типов. Лучшие роли: странник Лука ("На дне", 1902),
Епи-ходов ("Вишн„вый сад", 1904), Снегир„в ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому, 1910), Протасов ("Живой труп", 1911). Проникновенно играя
людей, униженных и оскорбл„нных обществом, М. с той же мерой психологич.
достоверности создавал образы людей, порожд„нных этим обществом: таковы
соглядатай и любезник Загорецкий ("Горе от ума", 1906), шантажист
Голутвин ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910).
униженный, мстительный, жадный Прокофий Пазу-хин ("Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина, 1914), паясничающий и елейный Фома Опискин ("Село
Степанчиково" по Достоевскому, 1917). Для М. большое значение имел
внешний рисунок роли, к-рый служил артисту ключом к раскрытию внутренней
жизни разнородных и резко очерченных индивидуальностей. Этот острый и
необычный рисунок был продиктован не только безошибочной внешней
наблюдательностью, но и проникновенной психологич. зоркостью М. Артист
великолепно знал быт, нравы старой Москвы, е„ сочный говор, е„ типы. Он
был знаком с жизненными прототипами и своего царя Ф„дора, с его
бессильной добротой, хлопотливостью, простонародной религиозностью, и
своего странника Луки, и своего "Мочалки" -спившегося капитана
Снегир„ва, с его растоптанным и воспал„нным самолюбием, и своего
фантастич. безобразника, пьяницы Хлынова, и жалкого конторщика
Епи-ходова. М. обладал даром сгущать быт, сообщать ему масштабность;
конкретность наблюдений сочеталась в его творчестве с
многозначительностью. Точность в определении "зерна" роли, действенность
"сверхзадачи", возбудимость эмоциональной памяти, щедрость фантазии,
богатство жизненных впечатлений и свобода в их сценич. претворении
сделали М. одним из лучших рус. акт„ров. М. с наибольшей полнотой
выразил взаимосвязь новой творч. школы МХТ с нац. традицией рус. сцены.
Извечный для демо-кратич. рус. т-ра интерес к нравственным проблемам,
точность социальной трактовки и ярко выраженный нац. характер творчества
сочетались в иск-ве М. с яркостью, смелостью, своеобразным удальством
акт„рских при„мов, склонностью к импровизации. В сов. т-ре М. создал
такие выдающиеся образы, как Хлынов ("Горячее сердце", 1926),
провинциальный "демон", обуреваемый страстями морильщик клопов Черваков
("Унтиловск" Леонова, 1928), упо„нный своей безответственностью Ноздр„в
("М„ртвые души", 1932). В сов. время определился интерес М. к
нар.-героическим темам (Пугач„в - "Пугач„вщина" Трен„ва, 1925,
Горностаев - "Любовь Яровая", 1936), к воплощению образов современников
(Горлов - "Фронт" Корнейчука. 1942,' адмирал Белобров-"Офицер флота"
Крона, 1945). Совершенным мастерством, своеобразным, скрытым лиризмом
отмечена одна из позднейших работ М.- роль Флора Федулыча Прибыткова
("Последняя жертва", 1944).
М. участвовал как режисс„р в пост. спектаклей МХАТа: "Синяя птица"
(1908), "Ревизор" (1908), "Месяц в деревне" (1909), "Смерть Пазухина"
(1914). "Три толстяка" (1930). Пользовался большой известностью как
чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов ("Злоумышленник"
и др.). С 1943 был директором МХАТа.
Снимался в кино. Его выступления в картинах "Поликушка" (1919) и
"Коллежский регистратор"
(1925) имели большое Значение для становления реалистич., углубл„нно
психологич. акт„рского иск-ва в кино.
Др. роли: Подьячий ("Самоуправцы" Писемского, 1898), Тесман ("Гедда
Габлер" Ибсена), Ф„дор ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Повар
("Чайка"), все в 1899, Бобыль ("Снегурочка", 1900), Родэ ("Три сестры",
1901), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901), Гай Лигарий ("Юлий
Цезарь" Шекспира, 1903), Львов ("Иванов"), Дьячок ("Хирургия" по Чехову,
обе в 1904), Освальд (1905), Самозванец ("Борис Годунов", 1907),
Бобчинский (1908) Кот ("Синяя птица" Метерлинка, 1908), Шпигельский
("Месяц в деревне" Тургенева, 1912), Городничий (1921).
Лит.: Виленкин В. Я., И. М. Москвин на сцене Московского
Художественного театра, М., 1946- И М Москвин. Статьи и материалы, М.,
1948 (имеется библиография);
Страницы: «« « 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |