|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 » »» периферийных т-ров. Гл. реж. (1946-63) А. К. Плотников. Первый спектакль
т-ра - "Народ бессмертен" (1946, по роману В. П. Гроссмана). Затем были
пост.:
"Каширская старина" Аверкиева (1946), "Как закалялась сталь" (1947);
"Дворянское гнездо" по Тургеневу (1948),"Шутники" Островского (1949),
"Звезда Севильи" Лопе де Вега (1950), "Под золотым орлом" Галана (1951),
"Приваловские миллионы" по Мамнну-Сиби-ряку, "Сын рыбака" по Лацису,
"Гаити" Дюбуа (все - в 1953), "Николай Иванович" Гераскиной,
"Оптимистическая трагедия" (обе - в 1956), "Факир на час" Дыховичного и
Слободского (1957), "Призраки" Э. Де Филиппе (1958), "Четверо под одной
крышей" Смирновой и Крайнделя, "Если ты человек" Мовзона (обе - в 1960),
"Немой рыцарь" Хелтай (1961), "Наказание без мщения" Лопе де Вега
(1962), "Микрорайон" по роману Карелина (1963), "Добрый человек из
Сезуана" Брехта (1964, реж. Ю. Любимов) и др.
В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР - Л. С. Вейцлер, Т. В.
Ефремова, Т. Н. Махова, О. Б. Шворин, Н. Г. Федосова и др. Гл. реж. (с
1964) засл. арт. РСФСР Ю. П. Любимов.
В зрит. зале т-ра 608 мест.
Лит.: Симуков А., Драматург в театре, "Театр", 1951, ј 9, с. 69-77;
Десятилетие театра, там же, 1956, ј 1, с. 174; Грачеве кий Ю.,
Пролетарского района..., "Театральная жизнь", 1960, ј 2, с. 26-28. С. Г.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ. МАЯКОВСКОГО (Московский академический
театр имени В л. Маяковского) - один из первых советских драматических
театров. Открылся 29 окт. 1922. Был создан на основе расформированного
Теревсата (Т-ра революц. сатиры), часть труппы к-рого, пополненная
артистами др. моек. т-ров, составила труппу т-ра. В 1922-43 наз. Теат'
ром Революции. Возглавил т-р (1922-24) В. Э. Мейерхольд. В 1922-23 т-р
ставил совр. зарубежные пьесы ("Ночь" Мартине, "Разрушители машин" и
"Человек-масса" Толлера), к-рые шли в конструктивистском оформлении. В
этих спектаклях на первый план выступала тема обреч„нности человека в
капп-талистич. мире, рабочие и революционеры выглядели безликой массой.
Акт„рское исполнение в первые годы существования т-ра было лишено
ансамблево-сти, т. к. в трупп" были акт„ры разных школ. Это г эклектизм
был преодолен в режисс„рских работах Мейерхольда -"Доходное место"
(1923); "Озеро Люль" Файко (1923). "Доходное место" явилось одним из
первых образцов подлинно новаторского совр. раскрытия классич. пьесы на
сов. сцене. Эксцентрич. при„мы, к-рыми пользовались Орлов - Юсов,
Бабанова - Полина, Щагин - Вышневский и др., вели к обнажению социальной
и психологич. правды образов, режисс„рские решения Мейерхольда придавали
нек-рым эпизодам пьесы особую остроту обличения, приобретали порой
символич. обобщ„нность. В спектакле "Озеро Люль" т-р усилил сатирич.
мотивы авантюрной политич. мелодрамы Файко,пост. Мейерхольдом в
конструктивистском оформлении Шестакова. В 1923-24 т-р фактически
возглавлял В. М. Бе-бутов, к-рый поставил "Спартак" Волькенштепна и
"Стеньку Разина" Каменского, пышные, монументальные спектакли, внутренне
пустые, холодные, отмеченные печатью формалистич. стилизаторст-ва. В
1924 гл. режисс„ром стал А. Л. Грипич.
С середины 20-х гг. театр ориентируется на совр. советскую
драматургию. Были поставлены: "Эхо" Билль-Белоцерковского (1924),
"Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова и др.
Драматургия Ромашова связала т-р с совр. жизнью, придала иск-ву т-ра
боевую публицистичность. В "Воздушном пироге" сатира обрела реалистич.
конкретность, спектакль сочетал смелую условность и обобщ„нность с
точностью "зарисовок с натуры/). Эти принципы развивались и в сатирич.
мелодраме "Конец Криворыльска". Среди ведущих акт„ров т-ра в 20-е гг.Д.
Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М.
Е. Лишин. Творчество этих акт„ров формировалось в процессе воплощения
произведений сов. драматургии, активным пропагандистом к-рой стал т-р. В
1928 в труппу т-ра вошли Ю. С. Глизер и М. М. Штраух, в 1930 туда
вернулся М. Ф. Астангов. В 1927-30 спектакли ставились режисс„рами
разных школ и устремлений; наиболее значит, след в истории т-ра тех лет
оставили спектакли А. Д. Дикого, поставившего "Человека с портфелем"
Файко (128, Гога - Бабанова) и "Первую Конную" Вишневского (1930).
В 1931-35 Т-р Революции возглавлял А. Д. Попов. С его деятельностью
связан значительный этап в развитии т-ра. Ставя новые произв. сов.
драматургии, прежде всего пьесы Погодина "Поэма о топоре" (1931), "Мой
друг" (1932), Попов создал спектакли, к-рые знаменовали собой освоение
нового жизненного материала, выдвинутого эпохой первых пятилеток. В этих
спектаклях мажорно прозвучала тема радости созидат. Труда. Такие образы,
как Анка - Бабанова, Степан - Д. Орлов ("Поэма о топоре"). Гай -
Астангов, Руководящее лицо - Штраух ("Мой друг") обладали яркой
индивидуальностью, конкретностью, приносили на сцену свежее дыхание
обновл„нной жизни, романтику строительства. Тема борьбы за
коллективизацию раскрывалась в спектакле "После бала" Погодина (1934),
междунар. солидарности трудящихся были посвящены спектакли "Улица
радости" Зархи (1932) и "На Западе бой" Вишневского (1933). Попов в
работе над сов. пьесами стремился по-новому претворить опыт
Станиславского, Вахтангова, выдвигая концепцию совр. "акт„ра-мыслителя",
чь„ творчество выражено в отч„тливой внеш. форме и одушевлено "волнением
от мысли". Эти принципы были успешно применены им и в шекспировском
спектакле "Ромео и Джульетта" (1935, худ. и сореж. Шлепянов; Ромео -
Астангов, Джульетта - Бабанова), где яркая конкретность быта, колорит
эпохи сочетались с глубокой человечностью акт„рских образов, а
динамичный рисунок мизансцен выражал высокую гуманистич. мысль
произведения.
После ухода Попова художеств. рук. т-ра были И. Ю. Шлепянов, М. М.
Штраух, Н. В. Петров. Отдельные пост. осуществляли Л. С. Волков, А. М.
Лобанов, Ю. А. Завадский. Отсутствие единого целеустремл„нного
руководства приводило к разностильности спектаклей, постепенному
разрушению ансамблевости, к "премьерству", к случайному выбору
репертуара. В спектакле "Умка - белый медведь" Сельвинского (1935, реж.
Власов; Умка - Д. Орлов) сказалась тенденция к нарочитой примитивизации
образов, в спектакле "Концерт" Файко (1936, реж. Шлепянов) - напротив,
обнаружилась склонность к чрезмерной усложн„нности, к рефлексии;
"Лестница славы" Скриба (1936) ставилась в духе изящной стилизации,
"Иван Болотников" Добржинского (1938)- с оперной пышностью. Но в
спектаклях т-ра больших творческих успехов достигали отдельные
исполнители: М. И. Бабанова (Диана - "Собака на сене" Лопе де Вега,
1937), Ю. С. Глизер (Елизавета - "Мария Стюарт", 1941), С. А. Мартинсон
(Каранды-шев - "Бесприданница", 1940). Важным событием в театр. жизни
Страницы: «« « 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |