Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574  1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583   1584  » »»

периферийных т-ров. Гл. реж. (1946-63) А. К. Плотников. Первый спектакль
т-ра - "Народ бессмертен" (1946, по роману В. П. Гроссмана). Затем  были
пост.:
   "Каширская старина" Аверкиева (1946), "Как закалялась сталь"  (1947);
"Дворянское гнездо" по Тургеневу  (1948),"Шутники"  Островского  (1949),
"Звезда Севильи" Лопе де Вега (1950), "Под золотым орлом" Галана (1951),
"Приваловские миллионы" по Мамнну-Сиби-ряку,  "Сын  рыбака"  по  Лацису,
"Гаити"  Дюбуа  (все  -  в   1953),   "Николай   Иванович"   Гераскиной,
"Оптимистическая трагедия" (обе - в 1956), "Факир на час" Дыховичного  и
Слободского (1957), "Призраки" Э. Де Филиппе (1958), "Четверо под  одной
крышей" Смирновой и Крайнделя, "Если ты человек" Мовзона (обе - в 1960),
"Немой рыцарь" Хелтай  (1961),  "Наказание  без  мщения"  Лопе  де  Вега
(1962), "Микрорайон" по  роману  Карелина  (1963),  "Добрый  человек  из
Сезуана" Брехта (1964, реж. Ю. Любимов) и др.
   В труппе т-ра (1964): засл.  арт.  РСФСР  -  Л.  С.  Вейцлер,  Т.  В.
Ефремова, Т. Н. Махова, О. Б. Шворин, Н. Г. Федосова и др. Гл.  реж.  (с
1964) засл. арт. РСФСР Ю. П. Любимов.
   В зрит. зале т-ра 608 мест.
   Лит.: Симуков А., Драматург в театре, "Театр", 1951, ј 9,  с.  69-77;
Десятилетие театра,  там  же,  1956,  ј  1,  с.  174;  Грачеве  кий  Ю.,
Пролетарского района..., "Театральная жизнь", 1960, ј 2, с. 26-28. С. Г.
   МОСКОВСКИЙ ТЕАТР  ИМЕНИ  ВЛ.  МАЯКОВСКОГО  (Московский  академический
театр имени В л. Маяковского) - один из первых  советских  драматических
театров. Открылся 29 окт. 1922. Был создан на  основе  расформированного
Теревсата (Т-ра  революц.  сатиры),  часть  труппы  к-рого,  пополненная
артистами др. моек. т-ров, составила труппу т-ра. В 1922-43  наз.  Теат'
ром Революции. Возглавил т-р (1922-24) В. Э. Мейерхольд. В  1922-23  т-р
ставил совр. зарубежные пьесы ("Ночь"  Мартине,  "Разрушители  машин"  и
"Человек-масса" Толлера), к-рые шли в конструктивистском  оформлении.  В
этих спектаклях на первый план выступала тема  обреч„нности  человека  в
капп-талистич. мире, рабочие и революционеры выглядели безликой  массой.
Акт„рское исполнение  в  первые  годы  существования  т-ра  было  лишено
ансамблево-сти, т. к. в трупп" были акт„ры разных школ. Это г  эклектизм
был преодолен  в  режисс„рских  работах  Мейерхольда  -"Доходное  место"
(1923); "Озеро Люль" Файко (1923). "Доходное  место"  явилось  одним  из
первых образцов подлинно новаторского совр. раскрытия классич. пьесы  на
сов. сцене.  Эксцентрич.  при„мы,  к-рыми  пользовались  Орлов  -  Юсов,
Бабанова - Полина, Щагин - Вышневский и др., вели к обнажению социальной
и психологич. правды образов, режисс„рские решения Мейерхольда придавали
нек-рым эпизодам  пьесы  особую  остроту  обличения,  приобретали  порой
символич. обобщ„нность. В спектакле "Озеро  Люль"  т-р  усилил  сатирич.
мотивы  авантюрной  политич.  мелодрамы   Файко,пост.   Мейерхольдом   в
конструктивистском  оформлении  Шестакова.  В  1923-24  т-р   фактически
возглавлял В. М. Бе-бутов,  к-рый  поставил  "Спартак"  Волькенштепна  и
"Стеньку Разина" Каменского, пышные, монументальные спектакли, внутренне
пустые, холодные, отмеченные  печатью  формалистич.  стилизаторст-ва.  В
1924 гл. режисс„ром стал А. Л. Грипич.
   С  середины  20-х  гг.  театр  ориентируется   на   совр.   советскую
драматургию.  Были  поставлены:  "Эхо"   Билль-Белоцерковского   (1924),
"Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926)  Ромашова  и  др.
Драматургия Ромашова связала т-р с совр.  жизнью,  придала  иск-ву  т-ра
боевую публицистичность. В "Воздушном пироге" сатира  обрела  реалистич.
конкретность, спектакль  сочетал  смелую  условность  и  обобщ„нность  с
точностью "зарисовок с натуры/). Эти принципы развивались и  в  сатирич.
мелодраме "Конец Криворыльска". Среди ведущих акт„ров т-ра в 20-е  гг.Д.
Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М.
Е. Лишин. Творчество этих акт„ров формировалось  в  процессе  воплощения
произведений сов. драматургии, активным пропагандистом к-рой стал т-р. В
1928 в труппу т-ра вошли Ю. С. Глизер  и  М.  М.  Штраух,  в  1930  туда
вернулся М. Ф.  Астангов.  В  1927-30  спектакли  ставились  режисс„рами
разных школ и устремлений; наиболее значит, след в истории т-ра тех  лет
оставили спектакли А. Д. Дикого,  поставившего  "Человека  с  портфелем"
Файко (128, Гога - Бабанова) и "Первую Конную" Вишневского (1930).
   В 1931-35 Т-р Революции возглавлял А. Д. Попов. С  его  деятельностью
связан значительный этап в  развитии  т-ра.  Ставя  новые  произв.  сов.
драматургии, прежде всего пьесы Погодина "Поэма о топоре"  (1931),  "Мой
друг" (1932), Попов создал спектакли, к-рые знаменовали  собой  освоение
нового жизненного материала, выдвинутого эпохой первых пятилеток. В этих
спектаклях мажорно прозвучала тема радости созидат. Труда. Такие образы,
как Анка - Бабанова, Степан  -  Д.  Орлов  ("Поэма  о  топоре").  Гай  -
Астангов,  Руководящее  лицо  -  Штраух  ("Мой  друг")  обладали   яркой
индивидуальностью, конкретностью,  приносили  на  сцену  свежее  дыхание
обновл„нной   жизни,   романтику   строительства.   Тема    борьбы    за
коллективизацию раскрывалась в спектакле "После бала"  Погодина  (1934),
междунар.  солидарности  трудящихся  были  посвящены  спектакли   "Улица
радости" Зархи (1932) и "На Западе  бой"  Вишневского  (1933).  Попов  в
работе  над   сов.   пьесами   стремился   по-новому   претворить   опыт
Станиславского, Вахтангова, выдвигая концепцию совр. "акт„ра-мыслителя",
чь„ творчество выражено в отч„тливой внеш. форме и одушевлено "волнением
от мысли". Эти принципы были успешно  применены  им  и  в  шекспировском
спектакле "Ромео и Джульетта" (1935, худ. и  сореж.  Шлепянов;  Ромео  -
Астангов, Джульетта - Бабанова), где яркая  конкретность  быта,  колорит
эпохи  сочетались  с  глубокой  человечностью   акт„рских   образов,   а
динамичный  рисунок  мизансцен   выражал   высокую   гуманистич.   мысль
произведения.
   После ухода Попова художеств. рук. т-ра были И. Ю.  Шлепянов,  М.  М.
Штраух, Н. В. Петров. Отдельные пост. осуществляли Л. С. Волков,  А.  М.
Лобанов,  Ю.  А.   Завадский.   Отсутствие   единого   целеустремл„нного
руководства  приводило  к   разностильности   спектаклей,   постепенному
разрушению  ансамблевости,  к   "премьерству",   к   случайному   выбору
репертуара. В спектакле "Умка - белый медведь" Сельвинского (1935,  реж.
Власов; Умка - Д. Орлов) сказалась тенденция к нарочитой  примитивизации
образов, в спектакле "Концерт" Файко (1936, реж. Шлепянов)  -  напротив,
обнаружилась  склонность  к  чрезмерной  усложн„нности,   к   рефлексии;
"Лестница славы" Скриба (1936)  ставилась  в  духе  изящной  стилизации,
"Иван  Болотников"  Добржинского  (1938)-  с  оперной  пышностью.  Но  в
спектаклях  т-ра  больших   творческих   успехов   достигали   отдельные
исполнители: М. И. Бабанова (Диана - "Собака  на  сене"  Лопе  де  Вега,
1937), Ю. С. Глизер (Елизавета - "Мария Стюарт", 1941), С. А.  Мартинсон
(Каранды-шев - "Бесприданница", 1940). Важным событием  в  театр.  жизни

Страницы: «« « 1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574  1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583   1584  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия