Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583  1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593  » »»

   В труппе т-ра (1964): засл. артисты РСФСР - П.  А.  Гаврилов,  В.  К.
Горелов, М. Н. Зорина, Л. Н. Князева, М. П. Колесников, И. Г. Паппе,  Н.
И. Сем„нов, акт„ры - О. А. Андрианова, М. С. Архипова, Е.  Н.  Васильев,
С. А. Горохова, Г. В. Зиновьев, Ю. П. Кротенке, А. П.  Марченко,  Л.  С.
Любимова, В. Б. Носик, И. Г. Рейноян, И. Е. Реаль, В. А. Рождественский,
В. И. Шугаев, В. В. Мельникова и др. Гл. режисс„р т-ра (с 1957)-  Б.  Г.
Голубовский. В зрит. зале т-ра 874 места.
   "МОСКОВСКИЙ ХАРАКТЕР" - пьеса в 4 д. 7 к. А. В. Софронова. Соч. 1948.
Пост. 23 окт. 1948, Малый т-р (реж.  Дикий,  Страдомская,  худ.  Шифрин;
Потапов - Ф. Григорьев, Грин„ва  -  Шатрова,  Грин„в-отец  -  Леонть-ев,
Полозова -  Гоголева,  Зайцев  -  Светловидов,  Северова  -  Сальникова,
Кривошеий - Любезнов, Кружкова  -Со-лодова.  Гос.  пр.  СССР,  1949).  В
1948-49 пьеса  обошла  почти  все  т-ры  страны,  е„  ставили:  Т-р  им.
Моссовета (реж. Завадский; Потапов - Темяков, Грин„ва - Викланд,  Зайцев
- Ванин, Северова -  Оганезова,  Кривошеий  -  Названов),  Ленингр.  т-р
комедии, Т-р им. Я. Купалы (реж. Санников;
   Потапов - Рахленко, Грин„ва - Жданович, Грин„в-отец  -  Владомирский,
Северова - Ржецкая), Одесский т-р, Т-р им. Сундукяна (реж. В.  Варданян;
Потапов - Малян, Грин„ва - Р. Варданян, Грин„в-отец - Аветисян, Зайцев -
Габриелян), Художеств, т-р Латв. ССР  (реж.  Смилгис),  Саратовский  т-р
(реж. Грипич; Потапов - Колобаев, Грин„ва - Соболева, Грин„в-отец -  Ст.
Муратов), Харьковский рус. т-р (реж. Крамов).
   Издания: Первая публикация "М.х.", пьеса в 4  д.  7  к.,  М.,  ВУОАП,
1948; Софронов А., Избранные произведения, т. 2, М., 1961.
   Лит.: "Московский характер". [Сб. статей], М.- Л., 1949. А. Шн.
   МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СССР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО
   (МХАТ) - русский советский театр. внесший огромный вклад  в  развитие
нац. рус. и мирового т-ра, утвердивший новые принципы  театр.  реализма,
новые методы сценич.  творчества,  основанные  на  высокой  идейности  и
глубоком постижении жизненной правды.  Московский  Художественный  театр
создан К.  С.  Станиславским  и  В.  И.  Немировичем-Данченко.  Открытие
состоялось 14(26) окт. 1898 (в здании т-ра "Эрмитаж" в Каретном ряду).
   В 1902 МХТ  начал  работать  в  новом  помещении  (дом  Лианозова)  в
Камергерском  пр.  (ныне  -проезд  Художеств.   т-ра).   Новое   здание,
перестроенное арх. Ф. О. Шехтелем,  было  оборудовано  новейшей  по  тем
временам техникой.
   Ядро    труппы    составили    воспитанники    драматич.    отделения
Музыкально-дра-матич. уч-ща Моск. филар-монич. общества,  где  акт„рское
мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники любительских
спектаклей  руководимого  К.  С.  Станиславским  Общества  искусства   и
литературы. Среди первых были О. Л.  Книп-пер,  И.  М.  Москвин,  В.  Э.
Мейерхольд, М. Г. Савицкая, М. Л. Роксанова, Н. Н. Литовцева, во  второй
группе - М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. А. Лужский,  А.  Р.  Арт„м.  В
первом же сезоне в труппу вступил А. Л.  Вишневский,  в  1900  -  В.  И.
Качалов, в 1903 - Л. М. Леонидов. Открытию т-ра, творч. программа к-рого
была  определена  во   время   знаменитой   встречи   Станиславского   и
Немиро-вича-Данченко   в   "Славянском   базаре"   (21    июня    1897),
предшествовало более года напряженной работы.  Создатели  будущего  т-ра
придавали огромное значение ансамблю,  стилистич.  единству  исполнения;
разрабатывались принципы сближения  двух  разнородных  акт„рских  трупп;
обдумывался репертуар, шли репетиции спектаклей  первого  сезона.  После
тщетных попыток достать необходимые средства было  решено  обратиться  в
Моск. гор.  думу  с  просьбой  о  субсидии.  В  докладе,  представленном
Немировичем-Данченко в Думу, говорилось: "Москва, обладающая  миллионным
населением, из которого огромнейший процент состоит  из  людей  рабочего
класса,  более,  чем  какой-нибудь  из  других  городов,   нуждается   в
общедоступных  театрах   ...   Репертуар   должен   быть   исключительно
художественным, исполнение возможно образцовым...".
   Идея  создания  общедоступного  т-ра,   связанная   со   стремлениями
прогрессивных деятелей рус. художеств. культуры 19  в.,  в  частности  с
проектами  А.  Н.  Островского,  отразилась  в  названии  нового   т-ра,
именовавшегося до весны 1901 "Художественно-Общедоступным".  Однако  эта
идея не смогла  реализоваться.  Не  получив  субсидии,  основатели  т-ра
вынуждены были искать богатых пайщиков, повысить цены на билеты. Попытка
устраивать утренники для  рабочих  привела  к  их  запрещению  и  вызову
Немиро-вича-Данченко в Моск. охранное отделение.
   К.  С.  Станиславский  писал:  "Программа  начинающегося  дела   была
революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры,...  и  против
ложного пафоса, декламации,  и  против  акт„рского  наигрыша,  и  против
дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства,  которое
портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и  против  ничтожного
репертуара тогдашних театров". Программа преобразований  охватила  почти
все стороны жизниХудожеств. т-ра: здесь отказались от  исполнения  неск.
разнородных драматургич. произв.  в  один  вечер,  упразднили  увертюру,
к-рой раньше вне связи с последующей  пьесой  начиналось  представление,
отменили выходы акт„ров на  аплодисменты,  ввели  строгий  распорядок  в
зрительном зале. Главное же заключалось в том, что молодой т-р  коренным
образом  обновил  и  обогатил  художественное   и   идейное   содержание
спектакля. Новаторские устремления  деятелей  Художеств.  т-ра  были  во
многом близки программным принципам западноевроп. режисс„ров (А. Антуан,
О.  Брам  и  др.),  также  ставивших  целью  обновление  театр.  иск-ва,
сближение его с жизнью, но только  МХТ  удалось  осуществить  задуманную
реформу, связав сво„ иск-во с крупными обществ,  событиями,  передать  в
спектаклях "пульс русской современной жизни". Поэтому в период 1898-1905
МХТ был преим. т-ром совр. драматургии.
   Первый спектакль МХТ - трагедия "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого
- был торжеством ре-алистич. истолкования истории, поражал невиданной на
сцене правдой воссоздания давно ушедшей жизни, тема  бессильной  доброты
Ф„дора (И. М. Москвин) перекликалась с настроениями зрителей.
   Определяющим  и  решающим  в  этот  период  деятельности  т-ра   было
обращение к драматургии А. П.  Чехова  и  М.  Горького.  Цикл  чеховских
постановок,  посвящ„нных  современности,   выражал   неясные   тревоги'и
нравственные запросы передовой  части  общества.  В  спектаклях  "Чайка"
(1898) и "Дядя Ваня"  (1899)  прозвучала  "тоска  от  жизни"  мещанской,
обделяющей человека. Внутр. драматизм постановок Чехова  определялся  не
столкновением характеров, а антагонизмом между человеком и условиями его
жизни. В следующей чеховской постановке - в "Тр„х сестрах"  (1901),  уже
выдвигалась на первый план мечта героев о лучшем будущем, противостоящая
бессмысленному существованию.  Тема  бесповоротного  разрушения  старого
уклада определяла звучание "Вишн„вого сада" (1904), к-рый для участников

Страницы: «« « 1575   1576   1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583  1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия