Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591  1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601  » »»

руководство и с этого времени его связь  с  МХАТом,  его  руководителями
становится номинальной.
   Развитие т-ра проходило  первоначально  в  борьбе  разл.  стилевых  и
идейных тенденций. Переходный период (1924-27) был  обозначен,  с  одной
стороны, деятельностью крупнейшего акт„ра тех лет М. А.  Чехова.  С  ним
связаны спектакли: "Гамлет"  (1924,  реж.  Смышляев,  Татаринов,  Чебан;
Гамлет - Чехов, король - Чебан, королева - Соловь„ва, Офелия- Дурасова);
истолкованный как идеалистич. философское  осмысление  борьбы  добра  со
злом, символистский спектакль "Петербург"  Белого  (1925,  реж.  Бирман,
Татаринов, Чебан, Аблеухов-отец - Чехов,  Аблеухов  -  сын  -  Берсенев,
Лпхутина - Гиацинтова), "Дело" Сухово-Кобылина (1927, Муромский- Чехов),
пост. Сушкевичем в реалистич. тонах (в 1928 вследствие мировоззренческих
противоречий Чехов покинул родину).  Идеалистич.  философской  концепции
противостояла яркая комедийность, театральность спектакля "Блоха" (1925,
инсценировка Замятина рассказа  Лескова,  реж.  Дикий,  худ.  Кустодиев,
Левша - Волков, Мери -Бирман, царь - Попов, Платов -Дикий).
   Постепенно  в  творч.  практике  т-ра  вс„   отч„тливее   проявляются
реалпстич.  тенденции;  его   работы   характеризуются   стремлением   к
подч„ркнутой действенности яркой театральной выразительности,  типизации
сценич. образов. Т-р обращается к  пьесам  о  современности,  привлекает
новых  акт„ров.  Событием  в  истории  сов.  т-ра   явилась   отмеченная
психологич. глубиной и остротой пост. "Чудака" Афиногенова  (1929,  реж.
Берсенев и Чебан, Волгин-Азарин, Горский - Берсенев, Трощина  -  Бирман,
Сима - Гиацинтова, Юля - Дурасова). Образ Волгина в  исполнении  Азарина
вош„л в галерею сценич. портретов новых людей,  олицетворяющих  единство
гуманизма и социалистич. энтузиазма. В дальнейшем т-р  пост.  спектакли,
развивавшие эти тенденции - "Двор" Караваевой (1930), "Светите,  звезды"
(1930),  "Дело  чести"  (1932)  Микитенко,  "Неблагодарная  роль"  Файко
(1932), "Суд"  Киршона  (1933),  "Часовщик  и  курица"  Кочерги  (1934),
"Свидание" Финна (1935), "Начало жизни" Первомайского (1936) и  др.,  но
ни один из этих спектаклей, различных по тематике, по жанру и художеств.
качествам,  не  достиг  идейно-художеств.  уровня   спектакля   "Чудак",
ставшего этапным в развитии сов. т-ра.
   Театр постоянно обращался к историч. драматургии - спектакли "Петр I"
А. Н. Толстого  (1930,  реж.  Сушкевич,  худ.  -  Нивинский,  П„тр  I  -
Готовцев, Алексей -  Берсенев,  Екатерина  -  Бромлей),  "Смерть  Иоанна
Грозного"  А.  К.  Толстого  (1934,  Грозный  -Чебан,  Борис  Годунов  -
Берсенев),  историч.  хроника   Соболева   и   Подгорного   "Генеральная
репетиция" о 1905 годе (1930, режисс„р Берсенев). По-прежнему, добиваясь
яркой театр. насыщенности,  т-р  ставил  трагедии-мелодрамы  и  сатирич.
комедии ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931, реж. Сушкевич).
Романтич. пафосом отмечен спектакль "Человек, который смеется"  по  Гюго
(1929, реж. Сушкевич, худ. Андреев, Гуинплен - Берсенев, королева Анна -
Бирман, Деа - Дурасова, Джозиана - Карнакова). Остротой сценич. формы  и
гуманизмом   отличался   спектакль   "Униженные   и   оскорбл„нные"   по
Достоевскому (1932, реж. Берсенев, Бирман, Нелли - Гиацинтова).  Значит,
вкладом  в  интерпретацию  Шекспира  на  сов.  сцене  явился   спектакль
"Двенадцатая  ночь"  (1933,  режисс„ры  Гиацинтова,  Готовцев,  художник
Фаворский, сэр Тоби - Готовцев, Мария - Гиацинтова, Мальволио -  Азарин,
Виола - Дурасова); "Испанский священник" Флетчера  (1934,  реж.  Бирман,
худ. Лентулов,  Виоланта  -  Юренева,  Бирман,  Амаранта  -  Гиацинтова,
ЛопесПопов),  так  же  как  и  пост.   "Двенадцатой   ночи",   отличался
жизнерадостным гуманизмом, блестящей театр. формой. Сатирич. памфлет  на
совр. бурж. общество представлял спектакль "Мольба о жизни"Деваля (1935,
Пьер Массубр - Берсенев, Женевьева-Гиацинтова).
   В феврале 1936  МХАТ  2-й  был  закрыт.  Его  ведущие  акт„ры  И.  Н.
Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман вошли в труппу т-ра им.  МОСПС,
а затем в Т-р им. Ленинского комсомола.
   Лит.: Московский Художественный театр  Второй,  М.,  1925;  О  Втором
Московском Художественном театре, "Правда", 1936, 28 февр., ј 58;  Чехов
М., Путь акт„ра, Л., 1928; Дикий А. Д., Повесть  о  театральной  юности,
М., 1957; Бирман С. Г., Путь актрисы, М.,  1959;  И.  Н.  Берсенев.  Сб.
статей, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре,  М.,
1963. Я. У1.
   МОСКОВСКИЙ ЦИРК (Московский г о сударственный ордена Ленина  цирк)  -
один  из  старейших  цирков  СССР.  В  1880  цирковой   антрепрен„р   А.
Саламонский выстроил на Цветном бульваре  здание  цирка,  где  выступали
лучшие рус. артисты (А. Л. и В. Л. Дуровы, В.  Е.  Ла-заренко,  Бим-Бом,
бр. Танти, С. Альперов, Эйжен и др.). В 1886  в  здании  панорамы  (ныне
кинотеатр "Мир") открылся цирк бр. Д. А., А. А. и  П.  А.  Никитиных.  В
1888 они организовали цирковые представления в цирке на  Воздвиженке,  в
1911 построили новое здание цирка на Садово-Триумфальной пл. После  Окт.
революции в цирке Саламонского было создано  товарищество,  в  1919  оба
цирка объявлены государст.  венными.  К  работе  цирка  были  привлечены
крупные писатели,  режисс„ры,  художники,  композиторы.  В  1920  В.  В.
Маяковский  написал  для  клоуна  В.  Е.  Лазаренко  сценку   "Чемпионат
всемирной классовой борьбы". Скетчи на злобу дня ставили бр. Танти,  бр.
Кольпети и др. артисты. С нач. 20-х  гг.  ставились  пантомимы.  В  1929
пост.  пантомима  "Махновщина"  Масса  (реж.  В.  Ж.  Труцци  и  Э.   Б.
Краснянский, худ. Н. Рога-ч„в и Е. Соколов, композитор И. О. Дунаевский,
балетмейстеры К. Я. Голейзовский и Э. И. Мей). В 1930 - пьеса для  цирка
В. В. Маяковского "Москва горит" (худ. В. М. Ходасевич).  Среди  больших
тема-тич. цирковых представлений: "Индия в огне" (1932, сценарий  Г.  С.
Венецианова и А. А. Жарова, реж. Н. М. Горчаков, худ.  М.  П.  Бобышев),
"Тайга в огне" (1939, сценарий Е. М. Кузнецова и Б. Л. Бродянского, реж.
Н. В. Петров, худ. В. Ф. Рындин), "Трое наших"  (1942,  сценарий  А.  Н.
Афиногенова и М. И. Бурского, реж. Н. М. Горчаков, худ. Б.  Р.  Эрдман),
"Карнавал на Кубе" (1962, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Ме-стечкина,
Ю. В. Никулина, реж. Местечкин, худ. Л. А. Окунь).
   М.  ц.  ставил   представления-дивертисменты,   специальные   прологи
(парады) и эпилоги, осуществл„нные режисс„рами:  Ю.  С.  Юрским,  Б.  А.
Шахетом, А. Г. Арнольдом, М. С. Местечкиным и др.; художниками:
   Б. Р. Эрдманом, В. Ф. Рындиным, К. Ф. Юоном, А. А. Фальковским, А. А.
Судакевич, Л. А. Окунь и др. Большое внимание уделяется подготовке новых
цирковых номеров. Здесь пост. и  оформлены  номера  Карандаша,  Кио,  О.
Попова .и др.
   М. ц. не имеет постоянной труппы, на его арене выступают  все  лучшие
сов.  цирковые  артисты,  артисты  республик  СССР  и   целые   цирковые
коллективы.  Проходят  гастроли  иностр.  цирковых   трупп   (китайской,
монгольской, французской, США, немецкой)  и  отдельных  исполнителей  из

Страницы: «« « 1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591  1592   1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия