Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 » »» руководство и с этого времени его связь с МХАТом, его руководителями становится номинальной. Развитие т-ра проходило первоначально в борьбе разл. стилевых и идейных тенденций. Переходный период (1924-27) был обозначен, с одной стороны, деятельностью крупнейшего акт„ра тех лет М. А. Чехова. С ним связаны спектакли: "Гамлет" (1924, реж. Смышляев, Татаринов, Чебан; Гамлет - Чехов, король - Чебан, королева - Соловь„ва, Офелия- Дурасова); истолкованный как идеалистич. философское осмысление борьбы добра со злом, символистский спектакль "Петербург" Белого (1925, реж. Бирман, Татаринов, Чебан, Аблеухов-отец - Чехов, Аблеухов - сын - Берсенев, Лпхутина - Гиацинтова), "Дело" Сухово-Кобылина (1927, Муромский- Чехов), пост. Сушкевичем в реалистич. тонах (в 1928 вследствие мировоззренческих противоречий Чехов покинул родину). Идеалистич. философской концепции противостояла яркая комедийность, театральность спектакля "Блоха" (1925, инсценировка Замятина рассказа Лескова, реж. Дикий, худ. Кустодиев, Левша - Волков, Мери -Бирман, царь - Попов, Платов -Дикий). Постепенно в творч. практике т-ра вс„ отч„тливее проявляются реалпстич. тенденции; его работы характеризуются стремлением к подч„ркнутой действенности яркой театральной выразительности, типизации сценич. образов. Т-р обращается к пьесам о современности, привлекает новых акт„ров. Событием в истории сов. т-ра явилась отмеченная психологич. глубиной и остротой пост. "Чудака" Афиногенова (1929, реж. Берсенев и Чебан, Волгин-Азарин, Горский - Берсенев, Трощина - Бирман, Сима - Гиацинтова, Юля - Дурасова). Образ Волгина в исполнении Азарина вош„л в галерею сценич. портретов новых людей, олицетворяющих единство гуманизма и социалистич. энтузиазма. В дальнейшем т-р пост. спектакли, развивавшие эти тенденции - "Двор" Караваевой (1930), "Светите, звезды" (1930), "Дело чести" (1932) Микитенко, "Неблагодарная роль" Файко (1932), "Суд" Киршона (1933), "Часовщик и курица" Кочерги (1934), "Свидание" Финна (1935), "Начало жизни" Первомайского (1936) и др., но ни один из этих спектаклей, различных по тематике, по жанру и художеств. качествам, не достиг идейно-художеств. уровня спектакля "Чудак", ставшего этапным в развитии сов. т-ра. Театр постоянно обращался к историч. драматургии - спектакли "Петр I" А. Н. Толстого (1930, реж. Сушкевич, худ. - Нивинский, П„тр I - Готовцев, Алексей - Берсенев, Екатерина - Бромлей), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1934, Грозный -Чебан, Борис Годунов - Берсенев), историч. хроника Соболева и Подгорного "Генеральная репетиция" о 1905 годе (1930, режисс„р Берсенев). По-прежнему, добиваясь яркой театр. насыщенности, т-р ставил трагедии-мелодрамы и сатирич. комедии ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931, реж. Сушкевич). Романтич. пафосом отмечен спектакль "Человек, который смеется" по Гюго (1929, реж. Сушкевич, худ. Андреев, Гуинплен - Берсенев, королева Анна - Бирман, Деа - Дурасова, Джозиана - Карнакова). Остротой сценич. формы и гуманизмом отличался спектакль "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1932, реж. Берсенев, Бирман, Нелли - Гиацинтова). Значит, вкладом в интерпретацию Шекспира на сов. сцене явился спектакль "Двенадцатая ночь" (1933, режисс„ры Гиацинтова, Готовцев, художник Фаворский, сэр Тоби - Готовцев, Мария - Гиацинтова, Мальволио - Азарин, Виола - Дурасова); "Испанский священник" Флетчера (1934, реж. Бирман, худ. Лентулов, Виоланта - Юренева, Бирман, Амаранта - Гиацинтова, ЛопесПопов), так же как и пост. "Двенадцатой ночи", отличался жизнерадостным гуманизмом, блестящей театр. формой. Сатирич. памфлет на совр. бурж. общество представлял спектакль "Мольба о жизни"Деваля (1935, Пьер Массубр - Берсенев, Женевьева-Гиацинтова). В феврале 1936 МХАТ 2-й был закрыт. Его ведущие акт„ры И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман вошли в труппу т-ра им. МОСПС, а затем в Т-р им. Ленинского комсомола. Лит.: Московский Художественный театр Второй, М., 1925; О Втором Московском Художественном театре, "Правда", 1936, 28 февр., ј 58; Чехов М., Путь акт„ра, Л., 1928; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Бирман С. Г., Путь актрисы, М., 1959; И. Н. Берсенев. Сб. статей, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963. Я. У1. МОСКОВСКИЙ ЦИРК (Московский г о сударственный ордена Ленина цирк) - один из старейших цирков СССР. В 1880 цирковой антрепрен„р А. Саламонский выстроил на Цветном бульваре здание цирка, где выступали лучшие рус. артисты (А. Л. и В. Л. Дуровы, В. Е. Ла-заренко, Бим-Бом, бр. Танти, С. Альперов, Эйжен и др.). В 1886 в здании панорамы (ныне кинотеатр "Мир") открылся цирк бр. Д. А., А. А. и П. А. Никитиных. В 1888 они организовали цирковые представления в цирке на Воздвиженке, в 1911 построили новое здание цирка на Садово-Триумфальной пл. После Окт. революции в цирке Саламонского было создано товарищество, в 1919 оба цирка объявлены государст. венными. К работе цирка были привлечены крупные писатели, режисс„ры, художники, композиторы. В 1920 В. В. Маяковский написал для клоуна В. Е. Лазаренко сценку "Чемпионат всемирной классовой борьбы". Скетчи на злобу дня ставили бр. Танти, бр. Кольпети и др. артисты. С нач. 20-х гг. ставились пантомимы. В 1929 пост. пантомима "Махновщина" Масса (реж. В. Ж. Труцци и Э. Б. Краснянский, худ. Н. Рога-ч„в и Е. Соколов, композитор И. О. Дунаевский, балетмейстеры К. Я. Голейзовский и Э. И. Мей). В 1930 - пьеса для цирка В. В. Маяковского "Москва горит" (худ. В. М. Ходасевич). Среди больших тема-тич. цирковых представлений: "Индия в огне" (1932, сценарий Г. С. Венецианова и А. А. Жарова, реж. Н. М. Горчаков, худ. М. П. Бобышев), "Тайга в огне" (1939, сценарий Е. М. Кузнецова и Б. Л. Бродянского, реж. Н. В. Петров, худ. В. Ф. Рындин), "Трое наших" (1942, сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман), "Карнавал на Кубе" (1962, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Ме-стечкина, Ю. В. Никулина, реж. Местечкин, худ. Л. А. Окунь). М. ц. ставил представления-дивертисменты, специальные прологи (парады) и эпилоги, осуществл„нные режисс„рами: Ю. С. Юрским, Б. А. Шахетом, А. Г. Арнольдом, М. С. Местечкиным и др.; художниками: Б. Р. Эрдманом, В. Ф. Рындиным, К. Ф. Юоном, А. А. Фальковским, А. А. Судакевич, Л. А. Окунь и др. Большое внимание уделяется подготовке новых цирковых номеров. Здесь пост. и оформлены номера Карандаша, Кио, О. Попова .и др. М. ц. не имеет постоянной труппы, на его арене выступают все лучшие сов. цирковые артисты, артисты республик СССР и целые цирковые коллективы. Проходят гастроли иностр. цирковых трупп (китайской, монгольской, французской, США, немецкой) и отдельных исполнителей из Страницы: «« « 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |