Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 » »» Нем. т-р, Прс га), опера-сказка "Волшебная флейта" (1791, т-"Ауф дер Виден". Вена). Две первые (обе на либр. Л. Да Понте), отталкивало от комической оперы, вобрали в себя формы серь„зно] оперы. Опера "Дон Жуан" сочетает комедийные и тра гедийпые элементы, u ел хологич. выразительное!! и занимат. интригу, фан-тастич. условность и реализм. "Волшебная флейта" исходит из зингшпиля, но включает и др. сценич. и муз. жанры - от священного представления до феерии, от оперных форм буффа и серна до хорала и фуги. Выбор жанровых средств определялся характером героев и развитием драматич. действия; в то же время сохраняются муз. заверш„нность и единство стиля. В синтезе музыки и драмы М. оставляет главенство за музыкой, будучи, однако, требовательным к драм. содержанию и лит. качествам оперного текста. Оперный симфонизм М. подчин„н вок. началу. Обогатив гармонию и инструментовку, М. ещ„ больше усилил роль мелодии, превратив арию в муз. портрет героя.В вок. ансамблях М. особенно полно сказались равновесие муз. и драм. сторон, единство композиции и динамики действия, гармония общего звучания при характерности отдельных вок. линий. Используя, как и Глюк, аккомпанированный (сопровождаемый оркестром) речитатив для вок. соло перед арией, М., в отличие от Глюка, не отказался от ре-читатива-секко ("сухого", в сопровождении клавесина), применяемого в живом диалоге. Оперы М.- вершина реализма в муз. т-ре 18 в" Творч. методу М. присущи полнота, многосторонность и живость изображения характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного; жизненная убедительность действия, контраст трагического и шутливого, сочетание лирики с иронией, реальности с фантастикой. Состоя с 13 лет на службе у архиепископа зальцбург-ского в качестве концертмейстера капеллы, М. испытал унизит, зависимость придворного художника. Он имел мужество восстать против деспотии церковного князя. Но независимая жизнь в Вене не принесла ему полной свободы. Гениальный мастер терпел нужду, растрачивал силы в борьбе за существование. Новаторские устремления М. встречали противодействие. "Свадьба Фигаро", получившая громкий обществ, резонанс, была вскоре вытеснена из репертуара столичного т-ра. "Дон Жуан", встреченный, как и "Свадьба Фигаро", восторженно в более демократич. Праге, потерпел в Вене неудачу. "Волшебная флейта" увидела свет лишь в предместье Вены (труппа Э. Ши-канедера - автора либретто). Т. к. комедия Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро", проникнутая антифеод, тенденцией, была запрещена в Австрии к представлению, при переделке е„ в либретто пришлось исключить ряд сцен, но осн. идея пьесы-превосходство людей из народа над развращ„нной знатью, необходимость борьбы против насилия, за человеческие права - получила выражение в произв. М. В опере "Наказанный распутник, или Дон Жуан" старинная исп. легенда нашла новую трактовку в духе эпохи Просвещения, движения "Бури и натиска". Герой оперы выражает требование свободы чувства, юношеской активности. Однако он нарушает нормы социальной морали, что и приводит его к гибели. Столкновение личного произвола и обществ. порядка прида„т "вес„лой драме" (как назвал оперу автор) трагедийную окраску. Оперы М. полны лирики, воспевают юность, утверждают радость жизни. Драм. сказка "Волшебная флейта" прославляет идеальный мир справедливости и дружбы, победу мудрости и добродетели над силами мрака и вражды. В чарующей музыке М. воплощены возвышенность и простодушие, нежность и комизм, символика и наивный натурализм. М. осуществила "Волшебной флейте" свою мечту - создать муз. т-р на родном языке. Все предшествовавшие крупные сценич. произв. М. (кроме зингшпиля "Похищение из сераля") написаны на итал. языке и в формах, связанных с итал. муз. т-ром, господствовавшим в те годы на европ. сцене. Но по своим художеств. принципам драматургии, муз. складу зрелые о'перы M.-"Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" - детища австро-нем, культуры, создания венской классич. муз. школы. В этом смысле особое значение приобрела "Волшебная флейта", в основе к-рой лежит нем. пьеса. При всей отвлеч„нности и экзотичности е„ сказочного сюжета она наиболее близка к нар. характеру, нац. песен-ности и полифонии, формам отечеств, т-ра. В обстановке засилья иностр. оперы "Волшебная флейта" явилась для Австрии и Германии провозвестником нац. иск-ва. Прогрессивные принципы реалистич. оперного творчества М. сыграли огромную роль в развитии муз.-сценич. иск-ва. С о ч.: П и с ь м а и документы.- Mozart. Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe. Gesammelt und erlautert von W. A. Bauer und 0. E. Deutsch, Bd I-IV, Kassel, i 962-63; Die Dokumente seines Lebens. Gesammelt und erlautert von 0. E. Deutsch, Lpz., 1961. Лит.: Черная E. С., Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963; Штейнпресс Б. С., "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше как источник оперы Моцарта,III, М., 1960; ХохловкинаА., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века Очерки, М., 1962 (гл. II - Моцарт); AbertH., W. A. Mozart Bd 1-2, 7. Aufl., Lpz., 1955-56; Schenk E., Wolfgang Amadeus Mozart. Eine Biographie, Z.- Lpz.- W., 1955 D e n t E. J., Mozart's opcras, 3 ed., L., 1960; L e r t E., Mozart auf dem Theater, 2. Aufl., B., 1921; DellaCorte A., Tutto il teatro di Mozart, Torino, 1957. См. также соч. при статьях: Т. Н. Ливанова, Б. Паумгартнер, А. Н. Серов (Избр. статьи, т. 1), И. И. Сол-лертинский, Стендаль, А. Д. Улыбышев. ? fjj "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ", "драматические сцены по А. Пушкину" - опера Н. А. Римского-Корсакова Пост. 25 нояб. 1898, Московская частная русская опера (дириж„р Труффи, худ. Врубель; Моцарт - Шкафер, Сальери -Шаляпин); 1899, Петербург, Частное оперное товарищество, Большой зал консерватории (Сальери-Шаляпин); 1905, Мариинский т-р (дириж„р Направник, худ. Головин; Моцарт - Давыдов, Сальери - Шаляпин). На сов. сцене пост. впервые 30 марта 1919, Академич. т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Похитоноп. пост. Шаляпина, худ. Головин; Моцарт - Пиотровский. Сальери - Шаляпин); 1923. Большой т-р (дириж„р Небольсин, режисс„р Нардов. худ. Сапегин; Моцарт-Юдин, СальериЖдановский); 1941. концертное исполнение - Ансамбль оперы под упр. И. С. Козловского, Москва (реж. Лосский; Моцарт - Козловский, Сальери-Савранский); 1944, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко (дириж„р Акулов, пост. Маркова, худ. Волков; Моцарт - Тимченко, Сальери - Панчехин); 1962, концертное исполнение. Зал им. Чайковского, Москва (дириж„р Светланов, пост. и режиссура Козловского; Моцарт-Козловский, Сальери - Гмыря). Страницы: «« « 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |