Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594  1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604  » »»

Нем. т-р, Прс га), опера-сказка "Волшебная  флейта"  (1791,  т-"Ауф  дер
Виден". Вена).
   Две первые (обе на либр. Л.  Да  Понте),  отталкивало  от  комической
оперы, вобрали в себя формы серь„зно] оперы. Опера "Дон  Жуан"  сочетает
комедийные и тра гедийпые элементы,  u  ел  хологич.  выразительное!!  и
занимат. интригу, фан-тастич. условность и реализм.  "Волшебная  флейта"
исходит из зингшпиля, но включает и  др.  сценич.  и  муз.  жанры  -  от
священного представления до феерии, от оперных форм  буффа  и  серна  до
хорала и фуги. Выбор жанровых средств определялся  характером  героев  и
развитием  драматич.  действия;  в  то   же   время   сохраняются   муз.
заверш„нность и единство стиля. В синтезе музыки и  драмы  М.  оставляет
главенство за музыкой, будучи, однако, требовательным к драм. содержанию
и лит. качествам оперного текста. Оперный  симфонизм  М.  подчин„н  вок.
началу. Обогатив гармонию и инструментовку, М. ещ„  больше  усилил  роль
мелодии, превратив  арию  в  муз.  портрет  героя.В  вок.  ансамблях  М.
особенно полно  сказались  равновесие  муз.  и  драм.  сторон,  единство
композиции  и  динамики   действия,   гармония   общего   звучания   при
характерности   отдельных   вок.   линий.   Используя,   как   и   Глюк,
аккомпанированный (сопровождаемый оркестром)  речитатив  для  вок.  соло
перед арией, М., в отличие от Глюка, не отказался  от  ре-читатива-секко
("сухого", в сопровождении клавесина), применяемого в живом диалоге.
   Оперы М.- вершина реализма в муз. т-ре 18 в" Творч. методу М. присущи
полнота, многосторонность и живость  изображения  характеров,  раскрытие
образов  в  их  развитии  и  взаимодействии,  единство   типического   и
конкретного; жизненная убедительность действия, контраст трагического  и
шутливого, сочетание лирики с иронией, реальности с фантастикой.
   Состоя с 13 лет на службе у архиепископа зальцбург-ского  в  качестве
концертмейстера капеллы,  М.  испытал  унизит,  зависимость  придворного
художника. Он имел мужество восстать против деспотии  церковного  князя.
Но независимая жизнь в Вене не принесла ему полной  свободы.  Гениальный
мастер терпел нужду, растрачивал силы в борьбе за существование.
   Новаторские  устремления  М.  встречали   противодействие.   "Свадьба
Фигаро", получившая громкий обществ, резонанс, была вскоре вытеснена  из
репертуара столичного т-ра. "Дон  Жуан",  встреченный,  как  и  "Свадьба
Фигаро", восторженно в более демократич. Праге, потерпел в Вене неудачу.
"Волшебная флейта" увидела  свет  лишь  в  предместье  Вены  (труппа  Э.
Ши-канедера - автора либретто). Т. к. комедия  Бомарше  "Безумный  день,
или Женитьба Фигаро", проникнутая антифеод, тенденцией, была запрещена в
Австрии к представлению, при переделке е„ в либретто пришлось  исключить
ряд  сцен,  но  осн.  идея  пьесы-превосходство  людей  из  народа   над
развращ„нной   знатью,   необходимость   борьбы   против   насилия,   за
человеческие права - получила выражение в произв. М. В опере "Наказанный
распутник, или Дон Жуан" старинная исп. легенда нашла новую трактовку  в
духе эпохи Просвещения, движения "Бури и натиска". Герой оперы  выражает
требование свободы чувства, юношеской  активности.  Однако  он  нарушает
нормы социальной морали, что  и  приводит  его  к  гибели.  Столкновение
личного произвола и обществ. порядка прида„т "вес„лой драме" (как назвал
оперу автор) трагедийную  окраску.  Оперы  М.  полны  лирики,  воспевают
юность,  утверждают  радость  жизни.  Драм.  сказка  "Волшебная  флейта"
прославляет идеальный мир справедливости и  дружбы,  победу  мудрости  и
добродетели над силами мрака и вражды. В чарующей  музыке  М.  воплощены
возвышенность и простодушие, нежность  и  комизм,  символика  и  наивный
натурализм. М. осуществила "Волшебной флейте" свою мечту - создать  муз.
т-р на родном языке. Все предшествовавшие  крупные  сценич.  произв.  М.
(кроме зингшпиля "Похищение из сераля") написаны  на  итал.  языке  и  в
формах, связанных с итал. муз. т-ром,  господствовавшим  в  те  годы  на
европ. сцене. Но по своим художеств. принципам драматургии, муз.  складу
зрелые о'перы M.-"Свадьба Фигаро" и  "Дон  Жуан"  -  детища  австро-нем,
культуры, создания венской классич. муз. школы.  В  этом  смысле  особое
значение приобрела "Волшебная флейта", в основе к-рой лежит нем.  пьеса.
При всей отвлеч„нности и экзотичности е„ сказочного сюжета она  наиболее
близка к нар. характеру, нац. песен-ности и полифонии, формам  отечеств,
т-ра. В обстановке засилья иностр. оперы "Волшебная флейта" явилась  для
Австрии и Германии провозвестником нац. иск-ва.
   Прогрессивные принципы  реалистич.  оперного  творчества  М.  сыграли
огромную роль в развитии муз.-сценич. иск-ва.
   С о ч.: П и с ь м а и документы.- Mozart. Briefe und  Aufzeichnungen.
Gesamtausgabe. Gesammelt und  erlautert  von  W.  A.  Bauer  und  0.  E.
Deutsch, Bd  I-IV,  Kassel,  i  962-63;  Die  Dokumente  seines  Lebens.
Gesammelt und erlautert von 0. E. Deutsch, Lpz., 1961.
   Лит.: Черная E. С., Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963;
Штейнпресс Б. С., "Безумный  день,  или  Женитьба  Фигаро"  Бомарше  как
источник оперы Моцарта,III, М., 1960; ХохловкинаА., Западноевропейская  опера.  Конец  XVIII  -
первая половина XIX века Очерки, М., 1962 (гл. II - Моцарт); AbertH., W.
A. Mozart Bd 1-2, 7. Aufl., Lpz., 1955-56; Schenk E.,  Wolfgang  Amadeus
Mozart. Eine Biographie, Z.- Lpz.- W., 1955 D e  n  t  E.  J.,  Mozart's
opcras, 3 ed., L., 1960; L e r t E., Mozart auf dem Theater,  2.  Aufl.,
B., 1921; DellaCorte A., Tutto il teatro di Mozart,  Torino,  1957.  См.
также соч. при статьях: Т. Н. Ливанова,  Б.  Паумгартнер,  А.  Н.  Серов
(Избр. статьи, т. 1), И. И. Сол-лертинский, Стендаль, А. Д. Улыбышев.  ?
fjj
   "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ", "драматические сцены по А. Пушкину" - опера Н. А.
Римского-Корсакова Пост. 25 нояб. 1898, Московская частная русская опера
(дириж„р Труффи, худ. Врубель; Моцарт - Шкафер, Сальери -Шаляпин); 1899,
Петербург,  Частное  оперное  товарищество,  Большой  зал  консерватории
(Сальери-Шаляпин);  1905,  Мариинский  т-р  (дириж„р   Направник,   худ.
Головин; Моцарт - Давыдов, Сальери - Шаляпин).
   На сов. сцене пост. впервые 30 марта  1919,  Академич.  т-р  оперы  и
балета, Петроград (дириж„р  Похитоноп.  пост.  Шаляпина,  худ.  Головин;
Моцарт - Пиотровский. Сальери - Шаляпин);  1923.  Большой  т-р  (дириж„р
Небольсин,    режисс„р    Нардов.     худ.     Сапегин;     Моцарт-Юдин,
СальериЖдановский); 1941. концертное исполнение  -  Ансамбль  оперы  под
упр. И. С. Козловского,  Москва  (реж.  Лосский;  Моцарт  -  Козловский,
Сальери-Савранский);
   1944, Муз. т-р им.  Станиславского  и  Немировича-Данчен-ко  (дириж„р
Акулов, пост.  Маркова,  худ.  Волков;  Моцарт  -  Тимченко,  Сальери  -
Панчехин); 1962, концертное  исполнение.  Зал  им.  Чайковского,  Москва
(дириж„р Светланов, пост. и  режиссура  Козловского;  Моцарт-Козловский,
Сальери - Гмыря).

Страницы: «« « 1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594  1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия