|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 » »» Нем. т-р, Прс га), опера-сказка "Волшебная флейта" (1791, т-"Ауф дер
Виден". Вена).
Две первые (обе на либр. Л. Да Понте), отталкивало от комической
оперы, вобрали в себя формы серь„зно] оперы. Опера "Дон Жуан" сочетает
комедийные и тра гедийпые элементы, u ел хологич. выразительное!! и
занимат. интригу, фан-тастич. условность и реализм. "Волшебная флейта"
исходит из зингшпиля, но включает и др. сценич. и муз. жанры - от
священного представления до феерии, от оперных форм буффа и серна до
хорала и фуги. Выбор жанровых средств определялся характером героев и
развитием драматич. действия; в то же время сохраняются муз.
заверш„нность и единство стиля. В синтезе музыки и драмы М. оставляет
главенство за музыкой, будучи, однако, требовательным к драм. содержанию
и лит. качествам оперного текста. Оперный симфонизм М. подчин„н вок.
началу. Обогатив гармонию и инструментовку, М. ещ„ больше усилил роль
мелодии, превратив арию в муз. портрет героя.В вок. ансамблях М.
особенно полно сказались равновесие муз. и драм. сторон, единство
композиции и динамики действия, гармония общего звучания при
характерности отдельных вок. линий. Используя, как и Глюк,
аккомпанированный (сопровождаемый оркестром) речитатив для вок. соло
перед арией, М., в отличие от Глюка, не отказался от ре-читатива-секко
("сухого", в сопровождении клавесина), применяемого в живом диалоге.
Оперы М.- вершина реализма в муз. т-ре 18 в" Творч. методу М. присущи
полнота, многосторонность и живость изображения характеров, раскрытие
образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и
конкретного; жизненная убедительность действия, контраст трагического и
шутливого, сочетание лирики с иронией, реальности с фантастикой.
Состоя с 13 лет на службе у архиепископа зальцбург-ского в качестве
концертмейстера капеллы, М. испытал унизит, зависимость придворного
художника. Он имел мужество восстать против деспотии церковного князя.
Но независимая жизнь в Вене не принесла ему полной свободы. Гениальный
мастер терпел нужду, растрачивал силы в борьбе за существование.
Новаторские устремления М. встречали противодействие. "Свадьба
Фигаро", получившая громкий обществ, резонанс, была вскоре вытеснена из
репертуара столичного т-ра. "Дон Жуан", встреченный, как и "Свадьба
Фигаро", восторженно в более демократич. Праге, потерпел в Вене неудачу.
"Волшебная флейта" увидела свет лишь в предместье Вены (труппа Э.
Ши-канедера - автора либретто). Т. к. комедия Бомарше "Безумный день,
или Женитьба Фигаро", проникнутая антифеод, тенденцией, была запрещена в
Австрии к представлению, при переделке е„ в либретто пришлось исключить
ряд сцен, но осн. идея пьесы-превосходство людей из народа над
развращ„нной знатью, необходимость борьбы против насилия, за
человеческие права - получила выражение в произв. М. В опере "Наказанный
распутник, или Дон Жуан" старинная исп. легенда нашла новую трактовку в
духе эпохи Просвещения, движения "Бури и натиска". Герой оперы выражает
требование свободы чувства, юношеской активности. Однако он нарушает
нормы социальной морали, что и приводит его к гибели. Столкновение
личного произвола и обществ. порядка прида„т "вес„лой драме" (как назвал
оперу автор) трагедийную окраску. Оперы М. полны лирики, воспевают
юность, утверждают радость жизни. Драм. сказка "Волшебная флейта"
прославляет идеальный мир справедливости и дружбы, победу мудрости и
добродетели над силами мрака и вражды. В чарующей музыке М. воплощены
возвышенность и простодушие, нежность и комизм, символика и наивный
натурализм. М. осуществила "Волшебной флейте" свою мечту - создать муз.
т-р на родном языке. Все предшествовавшие крупные сценич. произв. М.
(кроме зингшпиля "Похищение из сераля") написаны на итал. языке и в
формах, связанных с итал. муз. т-ром, господствовавшим в те годы на
европ. сцене. Но по своим художеств. принципам драматургии, муз. складу
зрелые о'перы M.-"Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" - детища австро-нем,
культуры, создания венской классич. муз. школы. В этом смысле особое
значение приобрела "Волшебная флейта", в основе к-рой лежит нем. пьеса.
При всей отвлеч„нности и экзотичности е„ сказочного сюжета она наиболее
близка к нар. характеру, нац. песен-ности и полифонии, формам отечеств,
т-ра. В обстановке засилья иностр. оперы "Волшебная флейта" явилась для
Австрии и Германии провозвестником нац. иск-ва.
Прогрессивные принципы реалистич. оперного творчества М. сыграли
огромную роль в развитии муз.-сценич. иск-ва.
С о ч.: П и с ь м а и документы.- Mozart. Briefe und Aufzeichnungen.
Gesamtausgabe. Gesammelt und erlautert von W. A. Bauer und 0. E.
Deutsch, Bd I-IV, Kassel, i 962-63; Die Dokumente seines Lebens.
Gesammelt und erlautert von 0. E. Deutsch, Lpz., 1961.
Лит.: Черная E. С., Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963;
Штейнпресс Б. С., "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше как
источник оперы Моцарта,III, М., 1960; ХохловкинаА., Западноевропейская опера. Конец XVIII -
первая половина XIX века Очерки, М., 1962 (гл. II - Моцарт); AbertH., W.
A. Mozart Bd 1-2, 7. Aufl., Lpz., 1955-56; Schenk E., Wolfgang Amadeus
Mozart. Eine Biographie, Z.- Lpz.- W., 1955 D e n t E. J., Mozart's
opcras, 3 ed., L., 1960; L e r t E., Mozart auf dem Theater, 2. Aufl.,
B., 1921; DellaCorte A., Tutto il teatro di Mozart, Torino, 1957. См.
также соч. при статьях: Т. Н. Ливанова, Б. Паумгартнер, А. Н. Серов
(Избр. статьи, т. 1), И. И. Сол-лертинский, Стендаль, А. Д. Улыбышев. ?
fjj
"МОЦАРТ И САЛЬЕРИ", "драматические сцены по А. Пушкину" - опера Н. А.
Римского-Корсакова Пост. 25 нояб. 1898, Московская частная русская опера
(дириж„р Труффи, худ. Врубель; Моцарт - Шкафер, Сальери -Шаляпин); 1899,
Петербург, Частное оперное товарищество, Большой зал консерватории
(Сальери-Шаляпин); 1905, Мариинский т-р (дириж„р Направник, худ.
Головин; Моцарт - Давыдов, Сальери - Шаляпин).
На сов. сцене пост. впервые 30 марта 1919, Академич. т-р оперы и
балета, Петроград (дириж„р Похитоноп. пост. Шаляпина, худ. Головин;
Моцарт - Пиотровский. Сальери - Шаляпин); 1923. Большой т-р (дириж„р
Небольсин, режисс„р Нардов. худ. Сапегин; Моцарт-Юдин,
СальериЖдановский); 1941. концертное исполнение - Ансамбль оперы под
упр. И. С. Козловского, Москва (реж. Лосский; Моцарт - Козловский,
Сальери-Савранский);
1944, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко (дириж„р
Акулов, пост. Маркова, худ. Волков; Моцарт - Тимченко, Сальери -
Панчехин); 1962, концертное исполнение. Зал им. Чайковского, Москва
(дириж„р Светланов, пост. и режиссура Козловского; Моцарт-Козловский,
Сальери - Гмыря).
Страницы: «« « 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |