Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601  1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611  » »»

воплощения пьесы.
   Возрастание роли музыки в драм. т-ре  приближает  его  к  муз.  т-ру,
способствует появлению смешанных  жанров;  таковы,  напр.,  прологи  как
самостоят, пьесы, дивертисменты, оперы-водевили,  англ.  маски,  нек-рые
драматич. жанры у народов  Востока.  История  т-ра  знает  немало  типов
драматич. спектаклей, насыщенных музыкой (античная трагедия  и  комедия,
китайский т-р, итал. комедия масок и др.).
   В  нек-рых  пьесах  музыка  обусловлена  сюжетом  и   непосредственно
вытекает из сценич. ситуации  (нередко  драматург  указывает  конкретные
муз. номера); в этих  случаях  она  обязательна  для  каждой  постановки
пьесы. Но часто режисс„р  и  композитор,  в  соответствии  с  художеств.
задачами   данной   постановки,   вводят   в   спектакль   музыку,    не
предусмотренную драматургом; при этом необходимо соблюдать  определ„нную
меру,   диктуемую   жанровыми   признаками    драматургии,    характером
постановочных при„мов.
   М. в д. т. углубляет эмоциональную насыщенность спектакля,  усиливает
его  художеств.  воздействие  на  зрителя.  Вместе  с  др.  компонентами
спектакля музыка помогает раскрыть идею  пьесы  ("Победная  симфония"  в
конце трагедии "Эгмонт" Г„те), выявить и  подчеркнуть  социальную  среду
(крестьянская песня в драме "Власть тьмы"),  историч.,  нац.  и  местный
колорит  (звуки  волынки,  жалейки,  гуслей  в  историч.  драмах  А.  К.
Толстого, Л. А. Мея, фанданго или сегидилья с гитарой и  кастаньетами  в
комедиях Лопе де Вега и Кальдерона, альпийские рожки, охотничьи песни  в
"Вильгельме Телле" Шиллера).
   М. в д. т. может выполнять, по замыслу автора пьесы, активную функцию
в драматургии спектакля, непосредственно  включаться  в  сюжет  пьесы  и
влиять на ход действия. Так, в "Моцарте и  Сальери"  Пушкина  исполнение
реквиема производит трагич.  поворот  в  психологии  Сальери;  песня  об
обманутой любви в "Бесприданнице" Островского предопределяет  дальнейшее
развитие сценич. действия. М. в д. т. может служить эмоциональным фоном,
подч„ркивать  пси-хологич.  состояние  персонажей,   острые   переломные
ситуации, конфликты, драматич. кульминации, лирич. сцены и т. п. (напр.,
фрагменты увертюры "Гроза" Чайковского, примен„нные в кульминации  драмы
Островского "Гроза", пост. в Т-ре им. Маяковского, 1953).  М.  в  д.  т.
привлекается также для условной  характеристики  фантастич.  образов  (в
романтич. драме, феерии, сказочн. пост. детского т-ра). Часто М. в д. т.
вскрывает эмоциональный и смысловой подтекст по  принципу  контраста  (в
нек-рых пост. "Гамлета", в сцене на  площадке  перед  замком,  парадная,
вес„лая музыка пирующего во дворце короля  усугубляет  трагич.  коллизию
осн. действия), помогает т-ру  выявить  сво„  отношение  к  изображаемым
событиям, углубляет характеристику  образов  -  положительную  (революц.
песни в "Молодой гвардии" по Фадееву) или сатирико-обличительную  (песня
"Птичка  божия  не  знает"  на  мотив  церковной   панихиды   в   "Вассе
Железновой"). Иногда  музыка  да„т  зрителю  представление  о  действии,
значительном для хода спектакля, но  протекающем  вне  сценич.  площадки
(военный оркестр уходящего полка за оградой сада в пьесе "Три  сестры").
М. в  д.  т.,  непосредственно  обусловленная  сюжетом  пьесы  (сольное,
хоровое пение, игра на рояле, гитаре, бальный оркестр и т. п.), по  ходу
действия исполняется на сцене; при этом  часто  акт„р  только  имитирует
игру на инструменте (и даже пение), музыку же исполняют  за  сценой.  Во
мн. случаях песни, звучащие на сцене, и танцы сопровождаются  оркестром,
находящимся вне сценич.  действия.  Вводные  ("вставные")  номера  могут
иметь  законченную  муз.  форму,   но   могут   представлять   собой   и
незаверш„нный  эпизод,  фрагмент.  Помимо  номеров,  входящих  в  состав
отдельных актов (включая финалы или "концовки", имеющие особое  значение
в водевилях и комедиях), М. в д. т.  иногда  включает  в  себя  увертюру
(напр., "Кориолан" Бетховена к о. п. Коллина),  обычно  обобщающую  осн.
идеи и образы пьесы, и антракты, нередко построенные  на  развитии  муз.
тем увертюры в  соответствии  с  развитием  действия  пьесы.  По  своему
сюжетному характеру инструмент, виды М. в д.  т.  близки  к  программной
музыке.
   Нек-рые образцы М. в д.  т.  приобретают  самостоятельную  жизнь  как
симф. произв. в первоначальном виде или  в  обработке  (обычно  в  форме
сюит). Многие произведения М. в д. т. вошли в  сокровищницу  музыкальной
классики.
   М. в д.т. писали почти все крупнейшие композиторы:
   Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве"),  Г.  Перселл  ("Король  Артур"
Драйдена), Л. Бетховен ("Эгмонт" Г„те), Ф.  Мендельсон  ("Сон  в  летнюю
ночь"), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), Ж. Визе  ("Арлезианка"  Доде),  Э.
Григ ("Пер Гюнт" Ибсена), Я. Сибелиус ("Буря" Шекспира), в России  -  Е.
И. Фомин ["Орфей" ("Орфей  и  Эвридика")  Княжнина],  О.  А.  Козловский
("Фингал" Озерова), М. И. Глинка ("Князь Холмский"  Кукольника),  М.  А.
Балакирев  ("Король  Лир"),  П.  И.  Чайковский  ("Снегурочка"),  А.  К.
Глазунов ("Маскарад") и др. Видное место  музыка  для  т-ра  занимает  в
творчестве сов. композиторов -  Ю.  А.  Шапорина  ("Блоха"  по  Лескову,
"Аристократы"), Д. Д. Шостаковича ("Салют, Испания!" Афиногенова), А. И.
Хачатуряна ("Маскарад"), А. А. Крейна ("Учитель танц ев" Лопе де  Вега),
В. Я. Шебалина ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Д.  Б.  Кабалевского
("Гибель эскадры"), Т. Н. Хренникова ("Много шума из ничего") и др.
   Лит.: Глумов А., Музыка в драматическом театре. Исторические  очерки,
М., 1955; E v a n s Th.,  Incidental  music,  в  кн.:  G  г  о  v  e'  s
dictionary of music and musicians, ed. by Е. Blom, v. 4, 5 ed.,  L.-  N.
Y., 1954. А. Гл.
   "МУЗЫКА  И  ТЕАТР"  -  русская  двухнедельная  газета.   Выходила   в
Петербурге в 1867 (15 номеров) - 1868 (2 номера). Ред. А.  Н.  Серов.  В
"М. и т." наряду с  критич.  статьями  об  оперном  и  драматич.  иск-ве
печатались очерки-монографии о  крупнейших  деятелях  рус.  муз.  театр.
культуры,   хроникальные   заметки   о   муз.-театр.    жизни    страны,
биб-лиографич.  справки  и  т.  п.  Большая  часть   статей   о   музыке
принадлежала Серову, уделявшему особенно много внимания творчеству М. И.
Глинки. Осн. автором статей по т-ру в "М. и т." был П. Д. Боборыкин.
   Лит.: "Отечественные записки", 1867, т. 173, ј 7, отд. 2, с. 47-56; К
ю и Ц. А., Избранные статьи, Л., 1952. А.Шн.
   МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ-1)  Вокальное  воплощение  словесного  текста.
Включает различные виды  пения  (речитатив,  ариозо  и  др.).  Отсюда  -
декламационный   (речитативный)   стиль   вок.   музыки,    пения.    2)
Мелодекламация.
   МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) Одно из ранних названий оперы в Италии (dramma
in musica, dramma per la musica). Появившись на рубеже  16-17  вв.,  при
возникновении оперы,  термин  "М.  д."  к  19  в.  постепенно  вышел  из

Страницы: «« « 1593   1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601  1602   1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия