|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 » »» воплощения пьесы.
Возрастание роли музыки в драм. т-ре приближает его к муз. т-ру,
способствует появлению смешанных жанров; таковы, напр., прологи как
самостоят, пьесы, дивертисменты, оперы-водевили, англ. маски, нек-рые
драматич. жанры у народов Востока. История т-ра знает немало типов
драматич. спектаклей, насыщенных музыкой (античная трагедия и комедия,
китайский т-р, итал. комедия масок и др.).
В нек-рых пьесах музыка обусловлена сюжетом и непосредственно
вытекает из сценич. ситуации (нередко драматург указывает конкретные
муз. номера); в этих случаях она обязательна для каждой постановки
пьесы. Но часто режисс„р и композитор, в соответствии с художеств.
задачами данной постановки, вводят в спектакль музыку, не
предусмотренную драматургом; при этом необходимо соблюдать определ„нную
меру, диктуемую жанровыми признаками драматургии, характером
постановочных при„мов.
М. в д. т. углубляет эмоциональную насыщенность спектакля, усиливает
его художеств. воздействие на зрителя. Вместе с др. компонентами
спектакля музыка помогает раскрыть идею пьесы ("Победная симфония" в
конце трагедии "Эгмонт" Г„те), выявить и подчеркнуть социальную среду
(крестьянская песня в драме "Власть тьмы"), историч., нац. и местный
колорит (звуки волынки, жалейки, гуслей в историч. драмах А. К.
Толстого, Л. А. Мея, фанданго или сегидилья с гитарой и кастаньетами в
комедиях Лопе де Вега и Кальдерона, альпийские рожки, охотничьи песни в
"Вильгельме Телле" Шиллера).
М. в д. т. может выполнять, по замыслу автора пьесы, активную функцию
в драматургии спектакля, непосредственно включаться в сюжет пьесы и
влиять на ход действия. Так, в "Моцарте и Сальери" Пушкина исполнение
реквиема производит трагич. поворот в психологии Сальери; песня об
обманутой любви в "Бесприданнице" Островского предопределяет дальнейшее
развитие сценич. действия. М. в д. т. может служить эмоциональным фоном,
подч„ркивать пси-хологич. состояние персонажей, острые переломные
ситуации, конфликты, драматич. кульминации, лирич. сцены и т. п. (напр.,
фрагменты увертюры "Гроза" Чайковского, примен„нные в кульминации драмы
Островского "Гроза", пост. в Т-ре им. Маяковского, 1953). М. в д. т.
привлекается также для условной характеристики фантастич. образов (в
романтич. драме, феерии, сказочн. пост. детского т-ра). Часто М. в д. т.
вскрывает эмоциональный и смысловой подтекст по принципу контраста (в
нек-рых пост. "Гамлета", в сцене на площадке перед замком, парадная,
вес„лая музыка пирующего во дворце короля усугубляет трагич. коллизию
осн. действия), помогает т-ру выявить сво„ отношение к изображаемым
событиям, углубляет характеристику образов - положительную (революц.
песни в "Молодой гвардии" по Фадееву) или сатирико-обличительную (песня
"Птичка божия не знает" на мотив церковной панихиды в "Вассе
Железновой"). Иногда музыка да„т зрителю представление о действии,
значительном для хода спектакля, но протекающем вне сценич. площадки
(военный оркестр уходящего полка за оградой сада в пьесе "Три сестры").
М. в д. т., непосредственно обусловленная сюжетом пьесы (сольное,
хоровое пение, игра на рояле, гитаре, бальный оркестр и т. п.), по ходу
действия исполняется на сцене; при этом часто акт„р только имитирует
игру на инструменте (и даже пение), музыку же исполняют за сценой. Во
мн. случаях песни, звучащие на сцене, и танцы сопровождаются оркестром,
находящимся вне сценич. действия. Вводные ("вставные") номера могут
иметь законченную муз. форму, но могут представлять собой и
незаверш„нный эпизод, фрагмент. Помимо номеров, входящих в состав
отдельных актов (включая финалы или "концовки", имеющие особое значение
в водевилях и комедиях), М. в д. т. иногда включает в себя увертюру
(напр., "Кориолан" Бетховена к о. п. Коллина), обычно обобщающую осн.
идеи и образы пьесы, и антракты, нередко построенные на развитии муз.
тем увертюры в соответствии с развитием действия пьесы. По своему
сюжетному характеру инструмент, виды М. в д. т. близки к программной
музыке.
Нек-рые образцы М. в д. т. приобретают самостоятельную жизнь как
симф. произв. в первоначальном виде или в обработке (обычно в форме
сюит). Многие произведения М. в д. т. вошли в сокровищницу музыкальной
классики.
М. в д.т. писали почти все крупнейшие композиторы:
Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве"), Г. Перселл ("Король Артур"
Драйдена), Л. Бетховен ("Эгмонт" Г„те), Ф. Мендельсон ("Сон в летнюю
ночь"), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), Ж. Визе ("Арлезианка" Доде), Э.
Григ ("Пер Гюнт" Ибсена), Я. Сибелиус ("Буря" Шекспира), в России - Е.
И. Фомин ["Орфей" ("Орфей и Эвридика") Княжнина], О. А. Козловский
("Фингал" Озерова), М. И. Глинка ("Князь Холмский" Кукольника), М. А.
Балакирев ("Король Лир"), П. И. Чайковский ("Снегурочка"), А. К.
Глазунов ("Маскарад") и др. Видное место музыка для т-ра занимает в
творчестве сов. композиторов - Ю. А. Шапорина ("Блоха" по Лескову,
"Аристократы"), Д. Д. Шостаковича ("Салют, Испания!" Афиногенова), А. И.
Хачатуряна ("Маскарад"), А. А. Крейна ("Учитель танц ев" Лопе де Вега),
В. Я. Шебалина ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Д. Б. Кабалевского
("Гибель эскадры"), Т. Н. Хренникова ("Много шума из ничего") и др.
Лит.: Глумов А., Музыка в драматическом театре. Исторические очерки,
М., 1955; E v a n s Th., Incidental music, в кн.: G г о v e' s
dictionary of music and musicians, ed. by Е. Blom, v. 4, 5 ed., L.- N.
Y., 1954. А. Гл.
"МУЗЫКА И ТЕАТР" - русская двухнедельная газета. Выходила в
Петербурге в 1867 (15 номеров) - 1868 (2 номера). Ред. А. Н. Серов. В
"М. и т." наряду с критич. статьями об оперном и драматич. иск-ве
печатались очерки-монографии о крупнейших деятелях рус. муз. театр.
культуры, хроникальные заметки о муз.-театр. жизни страны,
биб-лиографич. справки и т. п. Большая часть статей о музыке
принадлежала Серову, уделявшему особенно много внимания творчеству М. И.
Глинки. Осн. автором статей по т-ру в "М. и т." был П. Д. Боборыкин.
Лит.: "Отечественные записки", 1867, т. 173, ј 7, отд. 2, с. 47-56; К
ю и Ц. А., Избранные статьи, Л., 1952. А.Шн.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ-1) Вокальное воплощение словесного текста.
Включает различные виды пения (речитатив, ариозо и др.). Отсюда -
декламационный (речитативный) стиль вок. музыки, пения. 2)
Мелодекламация.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) Одно из ранних названий оперы в Италии (dramma
in musica, dramma per la musica). Появившись на рубеже 16-17 вв., при
возникновении оперы, термин "М. д." к 19 в. постепенно вышел из
Страницы: «« « 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |