Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 » »» употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь вв„л Р. Вагнер, к-рый называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия "Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль"). Вагнеровские М. д. резко отличались от исторически сложивщихся типов оперы (отсутствие членения актов на отдельные законченные номера, отказ от ансамблей, хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение, в к-ром существенно важное место занимает музыка (вок. и инструмент.), определяющая в значительной мере драматургич. структуру произведения. Этот жанр с давних врем„н широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы Сов. власти он получил распространение в республиках Средней Азии и Казахстане, первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и образцов классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра" и др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях нац. муз. иск-ва; исполнение песен было одноголосным, пение сопровождалось ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг. создаются М. д. с номерами, специально сочин„нными композиторами, вводится симф. оркестр, хоровое многоголосие. Таковы: "Кыз-Жибек" Брусиловского (Казах. ССР, 1934), "Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д. на совр. тематику ("Алтын кыз" Власова и Фере, Кирг. ССР, 1937). Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узб. ССР, 1949). 3) Термин "М. д." применяют также для жанрового обознач. оперы драм. характера, в отличие от оперы комической (муз. комедии), эпической, сказочной и т. д. В этом смысле, напр., оперу "Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют М. д. Мусоргский назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д. МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, иногда к другим видам музыкально-сценических произведений комедийного плана (комическая опера, зингшпиль и т. п.). Нек-рые т-ры оперетты в СССР носят назв. т-ров М. к. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - цирковой или эстрадный жанр, в котором музыкальные произведения исполняются трюковыми при„мами на обычных или на специальных (эксцентрических) музыкальных инструментах (колокольчиках, бубенцах, пиле, метле с натянутой на не„ струной и бычьим пузыр„м в качестве резонатора и др.). В М. э. используются для извлечения звуков разл. предметы (сковородки, "дрова", камни и т. п.), подобранные в определ„нной тональности. Игра на этих инструментах сочетается с исполнением злободневных куплетов, диалогов, сати-рич. сценок, акробатич. трюков. 3. Г. МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОСКОВСКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - музыкальное и театральное учебное заведение в Москве (1883-1917). Организовано на базе муз.-драм. школы П. А. Шостаковского. С 1886 пользовалось правами высшего учебного заведения. Находилось при Моск. филармонич. обществе (муз. об-во, существовавшее в 1883-1917 на средства частных лиц). Училище имело два отделения: музыкальное, выпускавшее исполнителей (певцов и инструменталистов), композиторов, теоретиков музыки, и драматическое, готовившее акт„ров драм. т-ров. Уч-ще возглавляли видные муз. деятели: П. А. Шостаковский (1883-98), С. Н. Кругликов (1898-1901), А. А. Брандуков (1906-17) и др.; на драм. отделении преподавали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, О. А. Прав-дин и др. Воспитанниками уч-ща были мн. известные музыканты и драм. артисты: Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов, Е. К. Лешковская, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и мн. др. В 1898 выпускники драм. отделения уч-ща (вместе с участниками спектаклей Об-ва иск-ва п лит-ры) составили основу труппы только что созданного Моск. Художеств, т-ра. В сов. время (в 1918) уч-ще было преобразовано в Гос. ин-т муз. драмы (см. Г И ТИС). МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ ТЕАТР - оперный театр. существовавший в Петрограде в 1912-19. Основатель и художеств. руководитель - реж. И. М.Ла-пицкий, муз. руководители - дириж„ры М. А. Бих-тер, А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, Г. Фи-телъберг и др. Т-р боролся против оперной рутины. В спектаклях т-ра было достигнуто гармонич. слияние муз. и драматич. иск-ва, они отличались художественно цельным ансамблем, яркими, реалистич. массовыми сценами. Труппа т-ра (солисты и хор) была сформирована из молодых певцов и студентов консерватории; позднее в т-ре работали также выдающиеся певцы - А. И. Мозжухин, М. И. Бриан, Л. В. Собинов, Л. Я. Липковская и др. Первые постановки - "Евгений Онегин" (1912), "Кармен" (1913); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1913) и др.- получили положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах. Значит, интерес представляли пост. опер "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" Чайковского (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Несмотря на ряд недостатков в работе т-ра (субъективное истолкование нек-рых оперных партитур, натурали-стич. трактовка отдельных сцен), деятельность его сыграла положит. роль в развитии рус. оперного иск-ва. Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962. МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК-РУССКИЙ еженедельный журнал. Выходил в Петербурге в 1856-60; с 36-го номера 1857 назывался "Театральным и музыкальным вестником", в 1860 восстановлено пер-вонач. название. Всего вышло 239 номеров, в 1856 -52 номера, в 1857-59 - по 51 номеру в год, в 1860-34 номера. Ред. М. Я. Раппопорт, с 22-го номера 1860 - А. А. Григорьев. "М. и т. в." был передовым изданием, стоявшим на позициях реалистич. иск-ва. Журнал имел приложения: 1) ежемесячное "Собрание театр. пьес, или Репертуар рус. сцены", Петербург, в 1858 вышло 12 номеров, в 1859 - 4 номера; 2) ежемесячный "Драматический сборник". 1858-62, с 1858 по апрель 1859 выходил самостоятельно, ред. П. А. Фролов; с мая 1859 объедин„н с "Собранием театр. пьес", ред. А. А. Григорьев, с 1860 выходил самостоятельно. В журнале и его приложениях печатались историко-муз. и историко-театр. статьи, творч. портреты виднейших отечеств, и зарубежных деятелей музыки и т-ра, муз. и театр. рецензии, хроника муз. и театр. жизни в России и за рубежом, тексты пьес, ставившихся в Москве, Петербурге и нек-рых зарубежных т-рах и др. Шн. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Музыкальный те атр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). В 1919 в Москве В. И. Немировичем-Данченко была осн. муз. студия МХТа; с 1926 - муз. т-р. В основу работы т-ра были положены творч. принципы МХАТа. Поставив своей задачей реалистич. раскрытие содержания оперных произв., Немирович-Данченко широко и последовательно применял новые методы режиссуры, уделял большое внимание воспитанию акт„ра, в равной мере Страницы: «« « 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |