Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602  1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612  » »»

употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь вв„л  Р.  Вагнер,  к-рый
называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия
"Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль").  Вагнеровские  М.
д. резко отличались от исторически сложивщихся типов  оперы  (отсутствие
членения актов на отдельные  законченные  номера,  отказ  от  ансамблей,
хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение,  в  к-ром  существенно
важное место  занимает  музыка  (вок.  и  инструмент.),  определяющая  в
значительной мере  драматургич.  структуру  произведения.  Этот  жанр  с
давних врем„н широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы  Сов.  власти
он получил распространение в  республиках  Средней  Азии  и  Казахстане,
первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и  образцов
классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра"  и
др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях  нац.
муз. иск-ва; исполнение песен было  одноголосным,  пение  сопровождалось
ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг.  создаются  М.  д.  с  номерами,
специально сочин„нными композиторами, вводится  симф.  оркестр,  хоровое
многоголосие. Таковы:  "Кыз-Жибек"  Брусиловского  (Казах.  ССР,  1934),
"Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д.
на совр. тематику  ("Алтын  кыз"  Власова  и  Фере,  Кирг.  ССР,  1937).
Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова,
Узб. ССР, 1949).  3)  Термин  "М.  д."  применяют  также  для  жанрового
обознач. оперы драм. характера, в  отличие  от  оперы  комической  (муз.
комедии), эпической, сказочной и т.  д.  В  этом  смысле,  напр.,  оперу
"Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют  М.  д.  Мусоргский
назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д.
   МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, иногда к другим
видам музыкально-сценических произведений комедийного плана  (комическая
опера, зингшпиль и т. п.). Нек-рые т-ры  оперетты  в  СССР  носят  назв.
т-ров М. к.
   МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - цирковой  или  эстрадный  жанр,  в  котором
музыкальные произведения исполняются трюковыми при„мами на  обычных  или
на    специальных     (эксцентрических)     музыкальных     инструментах
(колокольчиках, бубенцах, пиле, метле  с  натянутой  на  не„  струной  и
бычьим пузыр„м в качестве резонатора и др.). В М.  э.  используются  для
извлечения звуков разл. предметы (сковородки, "дрова", камни и  т.  п.),
подобранные  в  определ„нной  тональности.  Игра  на  этих  инструментах
сочетается с  исполнением  злободневных  куплетов,  диалогов,  сати-рич.
сценок, акробатич. трюков. 3. Г.
   МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ   УЧИЛИЩЕ    МОСКОВСКОГО    ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО
ОБЩЕСТВА  -  музыкальное  и  театральное  учебное  заведение  в   Москве
(1883-1917). Организовано на базе муз.-драм. школы П. А.  Шостаковского.
С 1886 пользовалось правами высшего учебного заведения.  Находилось  при
Моск. филармонич. обществе (муз. об-во, существовавшее  в  1883-1917  на
средства  частных  лиц).  Училище  имело  два  отделения:   музыкальное,
выпускавшее исполнителей  (певцов  и  инструменталистов),  композиторов,
теоретиков музыки, и  драматическое,  готовившее  акт„ров  драм.  т-ров.
Уч-ще возглавляли видные муз. деятели: П. А. Шостаковский (1883-98),  С.
Н. Кругликов (1898-1901), А. А. Брандуков  (1906-17)  и  др.;  на  драм.
отделении преподавали В.  И.  Немирович-Данченко,  А.  И.  Южин,  О.  А.
Прав-дин и др. Воспитанниками уч-ща были мн. известные музыканты и драм.
артисты: Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили,  Л.  В.  Собинов,  Е.  К.
Лешковская, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и  мн.
др. В 1898  выпускники  драм.  отделения  уч-ща  (вместе  с  участниками
спектаклей Об-ва иск-ва п лит-ры) составили  основу  труппы  только  что
созданного Моск. Художеств, т-ра. В  сов.  время  (в  1918)  уч-ще  было
преобразовано в Гос. ин-т муз. драмы (см. Г И ТИС).
   МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ ТЕАТР - оперный театр. существовавший в  Петрограде
в 1912-19. Основатель и художеств. руководитель - реж.  И.  М.Ла-пицкий,
муз. руководители - дириж„ры М.  А.  Бих-тер,  А.  Э.  Маргулян,  А.  В.
Павлов-Арбенин, Г. Фи-телъберг и др. Т-р боролся против оперной  рутины.
В спектаклях т-ра было достигнуто гармонич.  слияние  муз.  и  драматич.
иск-ва,  они  отличались  художественно   цельным   ансамблем,   яркими,
реалистич.  массовыми  сценами.  Труппа  т-ра  (солисты  и   хор)   была
сформирована из молодых певцов и студентов консерватории; позднее в т-ре
работали также выдающиеся певцы - А. И. Мозжухин, М.  И.  Бриан,  Л.  В.
Собинов, Л. Я. Липковская и др. Первые  постановки  -  "Евгений  Онегин"
(1912), "Кармен" (1913); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1913)  и
др.- получили положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах.  Значит,
интерес представляли пост. опер "Борис Годунов"  (1913)  и  "Сорочинская
ярмарка" (1917, в ред. Ц.  А.  Кюи)  Мусоргского,  "Мазепа"  Чайковского
(1913),  "Каменный  гость"  Даргомыжского  (1915).   Несмотря   на   ряд
недостатков в работе т-ра  (субъективное  истолкование  нек-рых  оперных
партитур, натурали-стич. трактовка  отдельных  сцен),  деятельность  его
сыграла положит. роль в развитии рус. оперного иск-ва.
   Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.
   МУЗЫКАЛЬНЫЙ  И  ТЕАТРАЛЬНЫЙ  ВЕСТНИК-РУССКИЙ   еженедельный   журнал.
Выходил  в  Петербурге  в  1856-60;  с  36-го  номера   1857   назывался
"Театральным и музыкальным вестником", в 1860  восстановлено  пер-вонач.
название. Всего вышло 239 номеров, в 1856 -52 номера, в 1857-59 - по  51
номеру в год, в 1860-34 номера. Ред. М. Я.  Раппопорт,  с  22-го  номера
1860 - А. А. Григорьев. "М. и т. в." был передовым изданием, стоявшим на
позициях реалистич. иск-ва.
   Журнал имел приложения: 1) ежемесячное  "Собрание  театр.  пьес,  или
Репертуар рус. сцены", Петербург, в 1858 вышло 12 номеров, в  1859  -  4
номера; 2) ежемесячный  "Драматический  сборник".  1858-62,  с  1858  по
апрель 1859 выходил самостоятельно,  ред.  П.  А.  Фролов;  с  мая  1859
объедин„н с "Собранием театр.  пьес",  ред.  А.  А.  Григорьев,  с  1860
выходил самостоятельно.
   В   журнале   и   его   приложениях   печатались   историко-муз.    и
историко-театр. статьи, творч. портреты виднейших отечеств, и зарубежных
деятелей музыки и т-ра, муз. и театр. рецензии, хроника  муз.  и  театр.
жизни в  России  и  за  рубежом,  тексты  пьес,  ставившихся  в  Москве,
Петербурге и нек-рых зарубежных т-рах и др. Шн.
   МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И.  НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО  (Музыкальный  те
атр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). В  1919  в
Москве В. И. Немировичем-Данченко была осн. муз. студия МХТа; с  1926  -
муз. т-р. В основу работы т-ра  были  положены  творч.  принципы  МХАТа.
Поставив своей задачей реалистич. раскрытие содержания оперных  произв.,
Немирович-Данченко  широко  и  последовательно  применял  новые   методы
режиссуры, уделял большое внимание  воспитанию  акт„ра,  в  равной  мере

Страницы: «« « 1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602  1603   1604   1605   1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия