|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 » »» употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь вв„л Р. Вагнер, к-рый
называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия
"Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль"). Вагнеровские М.
д. резко отличались от исторически сложивщихся типов оперы (отсутствие
членения актов на отдельные законченные номера, отказ от ансамблей,
хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение, в к-ром существенно
важное место занимает музыка (вок. и инструмент.), определяющая в
значительной мере драматургич. структуру произведения. Этот жанр с
давних врем„н широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы Сов. власти
он получил распространение в республиках Средней Азии и Казахстане,
первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и образцов
классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра" и
др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях нац.
муз. иск-ва; исполнение песен было одноголосным, пение сопровождалось
ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг. создаются М. д. с номерами,
специально сочин„нными композиторами, вводится симф. оркестр, хоровое
многоголосие. Таковы: "Кыз-Жибек" Брусиловского (Казах. ССР, 1934),
"Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д.
на совр. тематику ("Алтын кыз" Власова и Фере, Кирг. ССР, 1937).
Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова,
Узб. ССР, 1949). 3) Термин "М. д." применяют также для жанрового
обознач. оперы драм. характера, в отличие от оперы комической (муз.
комедии), эпической, сказочной и т. д. В этом смысле, напр., оперу
"Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют М. д. Мусоргский
назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, иногда к другим
видам музыкально-сценических произведений комедийного плана (комическая
опера, зингшпиль и т. п.). Нек-рые т-ры оперетты в СССР носят назв.
т-ров М. к.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - цирковой или эстрадный жанр, в котором
музыкальные произведения исполняются трюковыми при„мами на обычных или
на специальных (эксцентрических) музыкальных инструментах
(колокольчиках, бубенцах, пиле, метле с натянутой на не„ струной и
бычьим пузыр„м в качестве резонатора и др.). В М. э. используются для
извлечения звуков разл. предметы (сковородки, "дрова", камни и т. п.),
подобранные в определ„нной тональности. Игра на этих инструментах
сочетается с исполнением злободневных куплетов, диалогов, сати-рич.
сценок, акробатич. трюков. 3. Г.
МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОСКОВСКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО
ОБЩЕСТВА - музыкальное и театральное учебное заведение в Москве
(1883-1917). Организовано на базе муз.-драм. школы П. А. Шостаковского.
С 1886 пользовалось правами высшего учебного заведения. Находилось при
Моск. филармонич. обществе (муз. об-во, существовавшее в 1883-1917 на
средства частных лиц). Училище имело два отделения: музыкальное,
выпускавшее исполнителей (певцов и инструменталистов), композиторов,
теоретиков музыки, и драматическое, готовившее акт„ров драм. т-ров.
Уч-ще возглавляли видные муз. деятели: П. А. Шостаковский (1883-98), С.
Н. Кругликов (1898-1901), А. А. Брандуков (1906-17) и др.; на драм.
отделении преподавали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, О. А.
Прав-дин и др. Воспитанниками уч-ща были мн. известные музыканты и драм.
артисты: Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов, Е. К.
Лешковская, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и мн.
др. В 1898 выпускники драм. отделения уч-ща (вместе с участниками
спектаклей Об-ва иск-ва п лит-ры) составили основу труппы только что
созданного Моск. Художеств, т-ра. В сов. время (в 1918) уч-ще было
преобразовано в Гос. ин-т муз. драмы (см. Г И ТИС).
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ ТЕАТР - оперный театр. существовавший в Петрограде
в 1912-19. Основатель и художеств. руководитель - реж. И. М.Ла-пицкий,
муз. руководители - дириж„ры М. А. Бих-тер, А. Э. Маргулян, А. В.
Павлов-Арбенин, Г. Фи-телъберг и др. Т-р боролся против оперной рутины.
В спектаклях т-ра было достигнуто гармонич. слияние муз. и драматич.
иск-ва, они отличались художественно цельным ансамблем, яркими,
реалистич. массовыми сценами. Труппа т-ра (солисты и хор) была
сформирована из молодых певцов и студентов консерватории; позднее в т-ре
работали также выдающиеся певцы - А. И. Мозжухин, М. И. Бриан, Л. В.
Собинов, Л. Я. Липковская и др. Первые постановки - "Евгений Онегин"
(1912), "Кармен" (1913); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1913) и
др.- получили положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах. Значит,
интерес представляли пост. опер "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская
ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" Чайковского
(1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Несмотря на ряд
недостатков в работе т-ра (субъективное истолкование нек-рых оперных
партитур, натурали-стич. трактовка отдельных сцен), деятельность его
сыграла положит. роль в развитии рус. оперного иск-ва.
Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК-РУССКИЙ еженедельный журнал.
Выходил в Петербурге в 1856-60; с 36-го номера 1857 назывался
"Театральным и музыкальным вестником", в 1860 восстановлено пер-вонач.
название. Всего вышло 239 номеров, в 1856 -52 номера, в 1857-59 - по 51
номеру в год, в 1860-34 номера. Ред. М. Я. Раппопорт, с 22-го номера
1860 - А. А. Григорьев. "М. и т. в." был передовым изданием, стоявшим на
позициях реалистич. иск-ва.
Журнал имел приложения: 1) ежемесячное "Собрание театр. пьес, или
Репертуар рус. сцены", Петербург, в 1858 вышло 12 номеров, в 1859 - 4
номера; 2) ежемесячный "Драматический сборник". 1858-62, с 1858 по
апрель 1859 выходил самостоятельно, ред. П. А. Фролов; с мая 1859
объедин„н с "Собранием театр. пьес", ред. А. А. Григорьев, с 1860
выходил самостоятельно.
В журнале и его приложениях печатались историко-муз. и
историко-театр. статьи, творч. портреты виднейших отечеств, и зарубежных
деятелей музыки и т-ра, муз. и театр. рецензии, хроника муз. и театр.
жизни в России и за рубежом, тексты пьес, ставившихся в Москве,
Петербурге и нек-рых зарубежных т-рах и др. Шн.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Музыкальный те
атр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). В 1919 в
Москве В. И. Немировичем-Данченко была осн. муз. студия МХТа; с 1926 -
муз. т-р. В основу работы т-ра были положены творч. принципы МХАТа.
Поставив своей задачей реалистич. раскрытие содержания оперных произв.,
Немирович-Данченко широко и последовательно применял новые методы
режиссуры, уделял большое внимание воспитанию акт„ра, в равной мере
Страницы: «« « 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |