Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 » »» Издан и я: "М. и С.", партитура и клавир, Лейпциг, Беляев, 1898; Римскнй-Корсаков Н., Полное собр. соч., т. 7, партитура, т. 35, клавир, М.- Л., Музгиз. 1950. Я. Гр. МОЧАЛОВ, Павел Степанович [3(15). XI.1800, Москва,-16(28). 111.1848, там же] - русский акт„р, представитель революционного романтизма в русском театре 1-й пол. 19 в. Род. в Москве в семье крепостных акт„ров - Степана Ф„доровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых. В 1816 окончил пансион. Занимался драм. иск-вом под руководством отца. 4 сент. 1817 с большим успехом дебютировал на моек. сцене (с 1824-Малый т-р) в роли Полиника в трагедии "Эдип в Афинах" Озерова. В первые годы М. выступал в самом разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера ("Танк-ред", 1818, гл. роль), В. А. Озерова ("Фингал", 1822, гл. роль), комедиях А. А. Шаховского (князь Ра-дугин - "Пустодомы", 1819) и др. Уже в этих пьесах он восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонич. правил классици стекой школы игры. Расцвет таланта М. приходится на 1830-40-е гг. С его деятельностью было связано утверждение прогрессивного, демократич. направления в рус. т-ре. В творчестве М. ярко отразился процесс "нравственного освобождения человека", о к-ром А. И. Герцен писал как о существеннейшем явлении рус. обществ, жизни 30-х гг. 19 в., как об одной из действенных форм борьбы с николаевской реакцией. М. создавал образы страстных бунтарей, людей, вступающих в борьбу с окружающим их миром бесправия, пошлости, рабской приниженности. Современники отмечали вдохновенность, "пламенность" его игры, писали об огромной силе, с к-рой великий трагик раскрывал образ человека, защищающего высокие идеалы гуманизма и справедливости. Примером своих героев М. призывал к подвигу, к преодолению гн„та реакции, внушал веру в будущее, в победу добра над злом. Вокруг творчества М. велась ожесточ„нная идейно-эстетич. борьба. Консервативная критика не приняла иск-ва М., противопоставив ему петерб. трагика В. А. Каратыгина. Горячим защитником и пропагандистом иск-ва М., подлинного художника-демократа, был В. Г. Белинский. В круг друзей М. входили А. В. Кольцов, Т. Н. Грановский, Н. В. Беклемишев, акт„р И. В. Самарин и др. Со 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре М. значит. место заняла романтич. драма: Кин ("Кпн, пли Гений и беспутство" Дюма-отца, 1835) и др.; он выступал в переделках для сцены романтич. поэм Пушкина ("Керим-Гирей, крымский хан" по мотивам "Бахчисарайского фонтана", 1827, гл. роль). Особенно много М. приходилось играть в мелодраме, часто шедшей в то время на рус. сцене. Большой успех имел он в ролях Жоржа де Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1829), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) и др. Однако в целом мелодрама с е„ схематизмом характеров, морализацией не могла дать артисту нужного материала для его творчества. Свои лучшие роли М. создал в произведениях Шекспира и Шиллера: Отелло (1837), Гамлет (1837), Король Лир (1839), Ричард III (1839), Ромео (1841), Карл Моор (1828) и Франц Моор (1844), Фердинанд (1829), Миллер (1842, "Коварство и любовь"), Дон Карлос (1829); Мортимер (1835, "Мария Стюарт"), М. настойчиво добивался возможности сыграть увлекавшую его роль Арбенина в "Маскараде" Лермонтова, но цензура не разрешила пост. этой пьесы. Значительным созданием М. была роль Чацкого в "Горе от ума", сыгранная им в первой постановке комедии в Москве 27 нояб. 1831; в игре М. звучали гневный сарказм, негодование против фамусовской Москвы, он ярко раскрывал трагичность судьбы передового, мыслящего человека в условиях крепостнической России. 22 янв. 1837 М. сыграл в свой бенефис роль Гамлету, Выражая идеи революц. романтизма, М. активизировал образ Гамлета, придал ему, по словам Белинского, "...гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестию невыносимого для него бедствия, и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели сколько должен ее иметь шекспировский Гамлет" (Полн. собр. соч., т. 2, 1958, с. 328). Эта интерпретация образа Гамлета, героически отстаивающего человеческое достоинство против сил зла, эгоизма, пошлого практицизма, приобретала в обстановке тех лет глубоко прогрессивное значение. Исполнение М. роли Гамлета встретило резко недоброжелательную оценку со стороны реакц. кругов и горячее признание всей прогрессивной общественности, в первую очередь Белинского, описавшего игру М. в своей знаменитой статье ""Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Выступая в роли Отелло, М. глубоко раскрывал гуманистич. содержание пьесы Шекспира. В сво„м понимании образа Отелло М. был близок к Пушкину, утверждавшему, что Отелло "не ревнив, а доверчив", подч„ркивал тра-гич. смысл крушения веры в человека. В "Ричарде III" М. создал титанич. фигуру злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обреч„нного на одиночество и гибель. М. было свойственно стремление к романтически обобщ„нному раскрытию характера. Выдвигая на первый план гуманистич. идею произведения, сосредоточивая все силы на раскрытии внутр. мира героя, его конфликта с действительностью, М. отвлекался от бытовой и историч. конкретности (отсюда его пренебрежение к внешней отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). М. был акт„ром богатой интуиции, обладал яркой творч. фантазией. Ценнейшим качеством М. было умение внутренне слиться с изображаемым образом, полностью жить на сцене его чувствами. Он показывал людей в моменты подъ„ма, в состоянии напряж„нной внутр. деятельности. Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит, переходов от спокойствия к возбуждению. Однако в тех случаях, когда роль была внутренне чужда М. или какие-либо посторонние обстоятельства мешали артисту достигнуть на сцене полной творч. сосредоточенности, игра его была неровна. Подобное явление критика особенно часто отмечала в последние годы жизни артиста. М. является автором романтич. драмы "Черкешенка", шедшей с его участием на сцене Малого т-ра (1840, роль Джембулата),и ряда лирич. стихотворений. Опубликованы также теоретич. высказывания М. по вопросам акт„рского творчества (см. сб. П. С. Моча-лов, М., 1953). В 1863 А. И. Герцен, подводя итог творч. пути М., писал: "Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России" (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268-69). Высокую оценку таланта М. и обществ, Страницы: «« « 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |