Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1579   1580   1581   1582   1583   1584   1585   1586   1587  1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594   1595   1596   1597  » »»

Стива Облонский - Станицын, Бетси - Степанова,  и  др.).  Т-р  раскрывал
осн. конфликт - Анна и  "общество",  "пожар  страсти"  и  аристократия.,
чопорный Петербург.
   Ещ„ до Октябрьской революции  зрела  мысль  о  новом  прочтении  пьес
Чехова.  В  нек-рой  мере   это   стремление   было   осуществлено   при
возобновлении спектакля "Вишн„вый сад"  (1927),  в  к-ром  были  усилены
комедийные тенденции. Новая пост. "Тр„х сест„р" (1940; Маша -  Тарасова,
Ольга - Еланская, Ири-ла  -  Степанова  и  Гошева,  Андрей  -  Станицын,
Ту-зенбах - Хмел„в, Сол„ный - Ливанов, Чебуты-кин -  Грибов,  Кулыгин  -
Орлов,  Вершинин  -  Бол-думан,  и  др.)  была  исполнена   мужественной
простоты, поэтической правды, отмечена целостностью  замысла,  точностью
стиля,  глубиной   психологизма,   внутр.   музыкальностью   построения.
Немирович-Данченко считал, что в "Тр„х сестрах",  в  отличие  от  первой
пост.  пьесы,  должна  прозвучать  тема  "тоски   по   лучшей   жизни...
неудовлетвор„нность настоящим". Работая над этим спектаклем, так же  как
и во время пост. "Врагов",  Немирович-Данченко  ставил  задачу  очищения
иск-ва МХАТ от  накопившихся  ложных  традиций,  штампов.  В  1939  была
закончена  эксперимент.  работа   над   спектаклем   "Тартюф",   начатая
Станиславским  и  заверш„нная  М.  Н.  Кедровым;  в  этой   работе   был
плодотворно примен„н метод физических действий, блестяще  подтвержд„нный
исполнением В. О. Топорковым роли фанатичного простака Оргона.
   Среди пост. 30-х гг.: "Таланты и поклонники" (1933), "Гроза"  (1934),
"Горе от ума" (1938). Ч„ткое стилистич. решение, отточенность, изящество
акт„рского мастерства  отличали  спектакль  "Школа  злословия"  Шеридана
(1940, в ролях супругов Тизл - Андровская и Яншин).
   В 30 - нач. 40-х гг. с особой  силой  раскрылась  идейно-худ  ожеств.
зрелость МХАТ,  к-рая  проявилась  и  в  создании  подлинно  реалистич.,
передающих жизненную  правду  спектаклей,  развивавших  лучшие  традиции
своего иск-ва, воплощающих глубокие общественно значимые проблемы,  и  в
активности художеств. позиции т-ра по отношению  к  отображаемой  эпохе.
Достигло расцвета творчество выдающихся акт„ров второго  поколения,  ряд
новых пост. осуществили И. Я.  Судаков,  Н.  М.  Горчаков;  к  режиссуре
обратились впоследствии ведущие деятели МХАТ Кедров, Станицын. В  работе
со Станиславским, Немировичем-Данченко сформировалась художеств.  манера
одного из крупнейших сов. театр. художников В. В. Дмитриева,  создавшего
декорации к важнейшим спектаклям т-ра.
   Работа  над  сов.  репертуаром  в  годы,   предшествовавшие   Великой
Отечеств, войне, ознаменовалась премьерой "Половчанских  садов"  Леонова
(1939), репетициями "Кремл„вских курантов" Погодина, "Глубокой разведки"
Крона, показанных уже во  время  войны,  когда  т-р  был  эвакуирован  в
Саратов (часть труппы - в Нальчик,  затем  в  Тбилиси).  В  "Кремл„вских
курантах" (1942) Немирович-Данченко вернулся  к  теме  "интеллигенция  и
революция", взглянув на судьбу талантливого инженера Забелина с  позиций
историч. опыта. Наряду с  этой  темой  звучала  тема  "вождь  и  народ".
Режиссура и А. Н. Грибов, исполнитель  роли  В.  И.  Ленина,  стремились
передать пламенность, простоту, размах мысли, демократизм Ленина.
   В работе  над  пост.  "Глубокой  разведки"  (1943)  Кедров  продолжил
последние искания Станиславского в области системы сценич. творчества. В
этом спектакле производственные столкновения приобретали  действенность,
эмоциональность,  представали  как   столкновения   жизненных   идей   и
характеров.
   В годы войны был осуществл„н ряд спектаклей,  проникнутых  патриотич.
устремл„нностью: "Фронт"  Корнейчука  (1942),  "Русские  люди"  Симонова
(1943), "Офицер флота" Крона (1945). В спектакле  "Последняя  жертва"  в
пост. Н. П.  Хмел„ва,  Е.  С.  Телешевой  и  Г.  Г.  Конского  (1944)  с
необыкновенной глубиной раскрывались черты рус. нац. характера  (Юлия  -
Тарасова, Флор Федулыч -  Москвин),  была  вскрыта  социальная  сущность
эпохи.
   В  40-е  гг.  т-р  потерял  своих  выдающихся  деятелей:   вслед   за
Немировичем-Данченко  смерть  унесла  Леонидова,  Лилину,   Вишневского,
Москвина,  Качалова,   Тарханова,   Хмел„ва,   Добронравова,   Соколову,
Сах-новского, худ.  Дмитриева,  Вильямса.  С  особой  остротой  возникла
проблема подготовки творч. смены.
   Работе МХАТ мешали ослабление контакта с новой драматургией, отход от
принципиальной линии в  вопросе  формирования  репертуара.  В  режиссуре
неправомерно большое  значение  приобрела  педагогич.  сторона  в  ущерб
созданию целостного постановочного решения. Эти трудности в  жизни  т-ра
усугубило положение, в к-ром МХАТ оказался в период культа  личности  И.
В. Сталина. Спектакли, получившие официальное признание, не удерживались
в репертуаре ("Зел„ная улица" Сурова, "Хлеб наш насущный" Внр-ты, оба  в
1948, "Вторая любовь"  по  Мальцеву,  1950).  В  пьесе  "Залп  "Авроры""
Болыпинцова и Чиаурели (1952)  в  нарушение  историч.  правды  умалялась
решающая роль В.  И.  Ленина,  нар.  масс  в  осуществлении  Октябрьской
революции. В инсценировке "Вторая  любовь"  сказалось  влияние  "теории"
бесконфликтности. Но воздействие культа личности не изменило  реалистич.
принципов иск-ва МХАТ,  последовательно  проводимых  ведущими  деятелями
второго поколения. Спектакли "Дни и ночи" Симонова (1947),  "Победители"
Чирскова (1947) передавали суровую правду войны, истинное  величие  нар.
эпопеи.    Среди    пост.    произв.клас-сич.    драматургии    наиболее
примечательными были:
   "Дядя Ваня" (1947, реж. Кедров;  Войницкий  -  Добронравов),  где,  в
противовес прежней концепции спектакля, внимание режисс„ра сосредоточено
на судьбе гл. героя, и особенно "Плоды просвещения" (1951, реж.  Кедров,
Литовцева, П. В. Лесли), где блестящий ансамбль  акт„ров  (Звездинцев  -
Станицын, Звездинцева - Коренева,  2-й  мужик  -  Грибов,  3-й  мужик  -
Грибков, Бетси - Степанова, Вово- Массальский, Кругосветлов -  Топорков,
Григорий - Белокуров, и др.) раскрывал глубину осмеяния Толстым праздной
барственности. Режиссура стремилась, по словам М. Н.  Кедрова,  "выявить
социальную и психологическую сложность явлений и  характеров",  показать
напряж„нность столкновений  между  бездельниками-господами  и  мужиками,
ведущими честную, трудовую жизнь.
   Изменения в обществ, жизни страны после XX съезда КПСС,  курс  партии
на соблюдение ленинских  норм  были  плодотворны  для  МХАТ.  Выдающимся
событием в театр. жизни страны явилось возобновление  в  новой  редакции
"Кремл„вских курантов" (1956, в роли В. И. Ленина-Б. А. Смирнов, Забелин
- Ливанов). Спектакль  показывал  мощь  и  силу  народа,  большевистской
партии. Ту же тему развивала  заключит.  часть  погодинской  трилогии  о
вожде  и  народе  "Третья  патетическая"   (1958).   Создание   подлинно
мхатов-ского ансамбля, большая глубина, смелость раскрытия острых  драм.
коллизий отличали спектакль "Золотая карета" Леонова  (1957),  в  центре

Страницы: «« « 1579   1580   1581   1582   1583   1584   1585   1586   1587  1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594   1595   1596   1597  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия