|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 » »» Стива Облонский - Станицын, Бетси - Степанова, и др.). Т-р раскрывал
осн. конфликт - Анна и "общество", "пожар страсти" и аристократия.,
чопорный Петербург.
Ещ„ до Октябрьской революции зрела мысль о новом прочтении пьес
Чехова. В нек-рой мере это стремление было осуществлено при
возобновлении спектакля "Вишн„вый сад" (1927), в к-ром были усилены
комедийные тенденции. Новая пост. "Тр„х сест„р" (1940; Маша - Тарасова,
Ольга - Еланская, Ири-ла - Степанова и Гошева, Андрей - Станицын,
Ту-зенбах - Хмел„в, Сол„ный - Ливанов, Чебуты-кин - Грибов, Кулыгин -
Орлов, Вершинин - Бол-думан, и др.) была исполнена мужественной
простоты, поэтической правды, отмечена целостностью замысла, точностью
стиля, глубиной психологизма, внутр. музыкальностью построения.
Немирович-Данченко считал, что в "Тр„х сестрах", в отличие от первой
пост. пьесы, должна прозвучать тема "тоски по лучшей жизни...
неудовлетвор„нность настоящим". Работая над этим спектаклем, так же как
и во время пост. "Врагов", Немирович-Данченко ставил задачу очищения
иск-ва МХАТ от накопившихся ложных традиций, штампов. В 1939 была
закончена эксперимент. работа над спектаклем "Тартюф", начатая
Станиславским и заверш„нная М. Н. Кедровым; в этой работе был
плодотворно примен„н метод физических действий, блестяще подтвержд„нный
исполнением В. О. Топорковым роли фанатичного простака Оргона.
Среди пост. 30-х гг.: "Таланты и поклонники" (1933), "Гроза" (1934),
"Горе от ума" (1938). Ч„ткое стилистич. решение, отточенность, изящество
акт„рского мастерства отличали спектакль "Школа злословия" Шеридана
(1940, в ролях супругов Тизл - Андровская и Яншин).
В 30 - нач. 40-х гг. с особой силой раскрылась идейно-худ ожеств.
зрелость МХАТ, к-рая проявилась и в создании подлинно реалистич.,
передающих жизненную правду спектаклей, развивавших лучшие традиции
своего иск-ва, воплощающих глубокие общественно значимые проблемы, и в
активности художеств. позиции т-ра по отношению к отображаемой эпохе.
Достигло расцвета творчество выдающихся акт„ров второго поколения, ряд
новых пост. осуществили И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков; к режиссуре
обратились впоследствии ведущие деятели МХАТ Кедров, Станицын. В работе
со Станиславским, Немировичем-Данченко сформировалась художеств. манера
одного из крупнейших сов. театр. художников В. В. Дмитриева, создавшего
декорации к важнейшим спектаклям т-ра.
Работа над сов. репертуаром в годы, предшествовавшие Великой
Отечеств, войне, ознаменовалась премьерой "Половчанских садов" Леонова
(1939), репетициями "Кремл„вских курантов" Погодина, "Глубокой разведки"
Крона, показанных уже во время войны, когда т-р был эвакуирован в
Саратов (часть труппы - в Нальчик, затем в Тбилиси). В "Кремл„вских
курантах" (1942) Немирович-Данченко вернулся к теме "интеллигенция и
революция", взглянув на судьбу талантливого инженера Забелина с позиций
историч. опыта. Наряду с этой темой звучала тема "вождь и народ".
Режиссура и А. Н. Грибов, исполнитель роли В. И. Ленина, стремились
передать пламенность, простоту, размах мысли, демократизм Ленина.
В работе над пост. "Глубокой разведки" (1943) Кедров продолжил
последние искания Станиславского в области системы сценич. творчества. В
этом спектакле производственные столкновения приобретали действенность,
эмоциональность, представали как столкновения жизненных идей и
характеров.
В годы войны был осуществл„н ряд спектаклей, проникнутых патриотич.
устремл„нностью: "Фронт" Корнейчука (1942), "Русские люди" Симонова
(1943), "Офицер флота" Крона (1945). В спектакле "Последняя жертва" в
пост. Н. П. Хмел„ва, Е. С. Телешевой и Г. Г. Конского (1944) с
необыкновенной глубиной раскрывались черты рус. нац. характера (Юлия -
Тарасова, Флор Федулыч - Москвин), была вскрыта социальная сущность
эпохи.
В 40-е гг. т-р потерял своих выдающихся деятелей: вслед за
Немировичем-Данченко смерть унесла Леонидова, Лилину, Вишневского,
Москвина, Качалова, Тарханова, Хмел„ва, Добронравова, Соколову,
Сах-новского, худ. Дмитриева, Вильямса. С особой остротой возникла
проблема подготовки творч. смены.
Работе МХАТ мешали ослабление контакта с новой драматургией, отход от
принципиальной линии в вопросе формирования репертуара. В режиссуре
неправомерно большое значение приобрела педагогич. сторона в ущерб
созданию целостного постановочного решения. Эти трудности в жизни т-ра
усугубило положение, в к-ром МХАТ оказался в период культа личности И.
В. Сталина. Спектакли, получившие официальное признание, не удерживались
в репертуаре ("Зел„ная улица" Сурова, "Хлеб наш насущный" Внр-ты, оба в
1948, "Вторая любовь" по Мальцеву, 1950). В пьесе "Залп "Авроры""
Болыпинцова и Чиаурели (1952) в нарушение историч. правды умалялась
решающая роль В. И. Ленина, нар. масс в осуществлении Октябрьской
революции. В инсценировке "Вторая любовь" сказалось влияние "теории"
бесконфликтности. Но воздействие культа личности не изменило реалистич.
принципов иск-ва МХАТ, последовательно проводимых ведущими деятелями
второго поколения. Спектакли "Дни и ночи" Симонова (1947), "Победители"
Чирскова (1947) передавали суровую правду войны, истинное величие нар.
эпопеи. Среди пост. произв.клас-сич. драматургии наиболее
примечательными были:
"Дядя Ваня" (1947, реж. Кедров; Войницкий - Добронравов), где, в
противовес прежней концепции спектакля, внимание режисс„ра сосредоточено
на судьбе гл. героя, и особенно "Плоды просвещения" (1951, реж. Кедров,
Литовцева, П. В. Лесли), где блестящий ансамбль акт„ров (Звездинцев -
Станицын, Звездинцева - Коренева, 2-й мужик - Грибов, 3-й мужик -
Грибков, Бетси - Степанова, Вово- Массальский, Кругосветлов - Топорков,
Григорий - Белокуров, и др.) раскрывал глубину осмеяния Толстым праздной
барственности. Режиссура стремилась, по словам М. Н. Кедрова, "выявить
социальную и психологическую сложность явлений и характеров", показать
напряж„нность столкновений между бездельниками-господами и мужиками,
ведущими честную, трудовую жизнь.
Изменения в обществ, жизни страны после XX съезда КПСС, курс партии
на соблюдение ленинских норм были плодотворны для МХАТ. Выдающимся
событием в театр. жизни страны явилось возобновление в новой редакции
"Кремл„вских курантов" (1956, в роли В. И. Ленина-Б. А. Смирнов, Забелин
- Ливанов). Спектакль показывал мощь и силу народа, большевистской
партии. Ту же тему развивала заключит. часть погодинской трилогии о
вожде и народе "Третья патетическая" (1958). Создание подлинно
мхатов-ского ансамбля, большая глубина, смелость раскрытия острых драм.
коллизий отличали спектакль "Золотая карета" Леонова (1957), в центре
Страницы: «« « 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |