Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 » »» Период 1906-17 отмечен большими достижениями в области изучения коренных законов сценич. творчества, предпринятого Станиславским. Эксперимент. работу, положившую начало его системе, он в„л совм. с Л. А. Сулержицким в 1-й Студии МХТ, открытой в 1913. Опыт складывавшейся в те годы системы был использован в "Месяце в деревне" (1909) (более ранняя попытка применить систему во время работы над пост. "Драмы жизни" была менее удачна, т. к. ус-ловно-символич. материал пьесы Гамсуна не соответствовал методологии Станиславского). Совершенство акт„рского мастерства, правда "жизни человеческого духа", глубина вскрытия "подтекста", "подводного течения" отличали пост. произв. рус. классики, к-рая получила в этот период преобладающее место в репертуаре т-ра - "На всякого мудреца довольно простоты" (1910); "Нахлебник", "Где тонко, там и рв„тся", "Провинциалка" Тургенева (1912). Жизненная правда соединялась со смелыми поисками острой, яркой театральности. Так решались спектакли "Мнимый больной" (1913, Станиславский- Арган), "Хозяйка гостиницы" (1914, Станиславский- кавалер Рипафратта); "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914, Москвин - Прокофий Пазухин), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917, Москвин - Фома Опискин). Эти годы характеризуются дальнейшими поисками новых постановочных при„мов, притоком новых режисс„рских сил. Среди режисс„ров МХТ, наряду со Станиславским, Немировичем-Данченко, В. В. Лужским, работали Л. А. Сулержицкий, К. А. Мард-жанов ("Пер Гюнт", 1912, в заглавной роли - Леонидов), А. Н. Бенуа ("Брак поневоле" и "Мнимый больной", 1913, "Пир во время чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", 1915), англ. режисс„р Г. Крэг "Гамлет" (1911, Качалов - Гамлет). Обновляются и расширяются принципы декорационного оформления. К работе в т-ре привлекаются такие художники, как В. Е. Егоров, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, В. М. Кустодиев. Но все искания в области акт„рского иск-ва,оформления спектакля, театр. стилистики не были самоцелью. Руководители МХТ остро ощущали отсутствие в репертуаре произв. драматургии, выражающих современность с полнотой, присущей пьесам Чехова, Горького. Ни пост. "М18егеге" Юшкевича (1910), ни сближение с Л. Н. Андреевым ("Екатерина Ивановна", 1912, "Мысль", 1914), "Будет радость" Мережковского (1916) не дали т-ру желанных результатов. В целом эти пост. характеризовались ущербностью идейного замысла, пессимизмом. В 1913 МХТ осуществил пост. "Николая Ставро-гина" (по роману "Бесы" Достоевского), вызвав появление статей М. Горького "О "карамазовщине"" и "Еще о "карамазовщине"" (1913), резко напомнивших т-ру об обществ, задачах т-ра, о нетерпимости сочувствия тем, кто склонен упиваться страданием, людским бессилием, нищетой духа. По свидетельству основателей МХТ, кризис затрагивал основы их иск-ва. Многочисл. попытки реформировать работу т-ра оставались неосуществл„нными. Великая Октябрьская революция вывела иск-во Художеств, т-ра из состояния кризиса. Но это произошло не сразу. Подобно мн. представителям интеллигенции, деятели МХТ пережили период внутр. растерянности. Трудности усугублялись тем, что труппа оказалась расколотой: события гражданской войны помешали вернуться в Москву части труппы во главе с В. И. Качаловым, выехавшей в 1919 в гастрольную поездку и отрезанной белогвардейцами. Слияние труппы произошло незадолго до длительных (1922-24) гастролей МХТ в странах Европы и США. В. И. Ленин (в беседе с А. В. Луначарским) точно сформулировал отношение большевиков к иск-ву МХАТ: "... Если есть театр. который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, - это, конечно, Художественный театр". В 1920 Художеств. т-р был включ„н в число академич. т-ров. Руководители МХАТ неоднократно выражали в дальнейшем благодарность партии и Сов. пр-ву за то, что т-ру дали время, чтобы осознать сущность всемирно-историч. событий, вглядеться в облик революц. народа. Деятельность МХАТ протекала в напряж„нной творч. полемике с пролеткультовцами и лефовцами, отягощавшими свои нападки социально-политич. обвинениями. МХАТ в„л огромную эстетически-воспитательную работу, отстаивая реалистич. метод как наиболее плодотворный для развития сценич. иск-ва. Борьба Станиславского и Немировича-Данченко за углубление реалистич. основ театр. иск-ва, за т-р высокой идейности и психологич. правды имела огромное значение для дальнейшего развития сов. т-ра. Первым опытом создания спектакля, созвучного по своему философскому и поэтич. содержанию революц. событиям, была пост. Станиславским "Каина" Байрона (1920). Однако богоборческая тема и отвлеч„нность сценич. решения пьесы оказались чуждыми сов. зрителю. Спектакль "Ревизор" (1921) явился первым творч. достижением Художеств, т-ра. Станиславский вскрыл социальное содержание пьесы, заострив сатирическую направленность гоголевской комедии. Но основной проблемой было приближение т-ра к современности, осуществление задач, выдвинутых революцией перед театр. иск-вом. С этой проблемой Станиславский и Немирович-Данченко тесно связывали вопросы творч. метода, формирования репертуара, художественно-организационные. Руководители т-ра во многом пересмотрели, углубили методы акт„рского воспитания и режиссуры, оформилась в подлинно научную теорию сценич. творчества система Станиславского. Станиславский и Немирович-Данченко вели педагогич. работу, воспитывая театр. молод„жь в духе выработанных ими принципов через возникавшие вокруг т-ра студии. В 1920 студия, руководимая Е. Б. Вахтанговым, получила назв. 3-й Студии МХАТ; в 1921 группой акт„ров МХАТ была организована 4-я Студия МХАТ; В целях преобразования муз. т-ра, обучения оперных акт„ров на основе метода Художеств, т-ра, Станиславский преподавал в Оперной студии Большого т-ра, реорганизованной вскоре в Оперную студию Станиславского; Немирович-Данченко разрабатывал принципиальные вопросы оперного иск-ва в созданной им Муз. студии МХАТ. В 1924 труппа МХАТ пополнилась группой молодых акт„ров, воспитанных в его студиях под непосредств. руководством старых, прославленных мастеров т-ра п составивших второе поколение акт„ров Художеств. т-ра: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, В. Д. Бендина, В. С. Соколова, Н. П. Баталов, Н. П. Хмел„в, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков, И. М. Кудрявцев и др. МХАТ приступил к усиленной работе по созданию новых произв. драматургии, сплотив вокруг себя молодых писателей (К. А. Трен„в, Вс. Страницы: «« « 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |