Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583   1584   1585  1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594   1595  » »»

   Период 1906-17  отмечен  большими  достижениями  в  области  изучения
коренных  законов  сценич.  творчества,   предпринятого   Станиславским.
Эксперимент. работу, положившую начало его системе, он в„л совм. с Л. А.
Сулержицким в 1-й Студии МХТ, открытой в 1913. Опыт складывавшейся в  те
годы системы был использован в "Месяце в деревне" (1909)  (более  ранняя
попытка применить систему во время работы над пост. "Драмы  жизни"  была
менее  удачна,  т.  к.  ус-ловно-символич.  материал  пьесы  Гамсуна  не
соответствовал методологии Станиславского).
   Совершенство  акт„рского  мастерства,  правда  "жизни   человеческого
духа", глубина вскрытия "подтекста", "подводного течения" отличали пост.
произв. рус. классики, к-рая получила в этот период преобладающее  место
в репертуаре т-ра -  "На  всякого  мудреца  довольно  простоты"  (1910);
"Нахлебник", "Где тонко, там и рв„тся", "Провинциалка" Тургенева (1912).
Жизненная  правда  соединялась  со  смелыми   поисками   острой,   яркой
театральности.  Так   решались   спектакли   "Мнимый   больной"   (1913,
Станиславский- Арган), "Хозяйка гостиницы" (1914, Станиславский- кавалер
Рипафратта);  "Смерть  Пазухина"  Салтыкова-Щедрина  (1914,  Москвин   -
Прокофий Пазухин), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917, Москвин  -
Фома Опискин).
   Эти годы характеризуются  дальнейшими  поисками  новых  постановочных
при„мов, притоком новых режисс„рских сил. Среди режисс„ров  МХТ,  наряду
со Станиславским, Немировичем-Данченко, В. В. Лужским,  работали  Л.  А.
Сулержицкий, К. А. Мард-жанов ("Пер Гюнт",  1912,  в  заглавной  роли  -
Леонидов), А. Н. Бенуа ("Брак поневоле" и "Мнимый больной",  1913,  "Пир
во время чумы", "Каменный  гость",  "Моцарт  и  Сальери",  1915),  англ.
режисс„р Г. Крэг  "Гамлет"  (1911,  Качалов  -  Гамлет).  Обновляются  и
расширяются  принципы  декорационного  оформления.  К  работе   в   т-ре
привлекаются такие художники, как В. Е. Егоров, М. В. Добужинский, Н. К.
Рерих, А. Н. Бенуа, В. М. Кустодиев.
   Но все искания  в  области  акт„рского  иск-ва,оформления  спектакля,
театр. стилистики не были  самоцелью.  Руководители  МХТ  остро  ощущали
отсутствие в репертуаре произв. драматургии, выражающих современность  с
полнотой, присущей пьесам Чехова, Горького. Ни пост. "М18егеге" Юшкевича
(1910), ни сближение с Л.  Н.  Андреевым  ("Екатерина  Ивановна",  1912,
"Мысль", 1914),  "Будет  радость"  Мережковского  (1916)  не  дали  т-ру
желанных результатов. В целом эти  пост.  характеризовались  ущербностью
идейного замысла, пессимизмом.
   В 1913 МХТ осуществил пост. "Николая Ставро-гина" (по  роману  "Бесы"
Достоевского), вызвав появление статей М. Горького "О "карамазовщине"" и
"Еще о "карамазовщине""  (1913),  резко  напомнивших  т-ру  об  обществ,
задачах т-ра, о  нетерпимости  сочувствия  тем,  кто  склонен  упиваться
страданием, людским бессилием, нищетой духа.
   По свидетельству основателей МХТ, кризис затрагивал основы их иск-ва.
Многочисл.    попытки    реформировать    работу     т-ра     оставались
неосуществл„нными.
   Великая  Октябрьская  революция  вывела  иск-во  Художеств,  т-ра  из
состояния кризиса. Но это произошло не сразу. Подобно мн. представителям
интеллигенции,  деятели  МХТ  пережили  период   внутр.   растерянности.
Трудности усугублялись тем, что  труппа  оказалась  расколотой:  события
гражданской войны помешали вернуться в Москву части труппы во главе с В.
И. Качаловым, выехавшей  в  1919  в  гастрольную  поездку  и  отрезанной
белогвардейцами.  Слияние  труппы  произошло  незадолго  до   длительных
(1922-24) гастролей МХТ в странах Европы и США.
   В. И. Ленин (в  беседе  с  А.  В.  Луначарским)  точно  сформулировал
отношение большевиков к иск-ву МХАТ: "... Если есть  театр.  который  мы
должны из прошлого во что бы то ни стало  спасти  и  сохранить,  -  это,
конечно, Художественный театр". В 1920  Художеств.  т-р  был  включ„н  в
число  академич.  т-ров.  Руководители  МХАТ  неоднократно  выражали   в
дальнейшем благодарность партии и Сов. пр-ву за то, что т-ру дали время,
чтобы осознать сущность всемирно-историч. событий,  вглядеться  в  облик
революц. народа.
   Деятельность  МХАТ  протекала  в  напряж„нной   творч.   полемике   с
пролеткультовцами    и    лефовцами,    отягощавшими    свои     нападки
социально-политич.      обвинениями.       МХАТ       в„л       огромную
эстетически-воспитательную  работу,  отстаивая  реалистич.   метод   как
наиболее плодотворный для развития сценич. иск-ва. Борьба Станиславского
и Немировича-Данченко за углубление реалистич. основ театр.  иск-ва,  за
т-р высокой идейности и психологич. правды имела огромное  значение  для
дальнейшего развития сов. т-ра.
   Первым опытом создания спектакля, созвучного по своему философскому и
поэтич. содержанию революц. событиям, была пост.  Станиславским  "Каина"
Байрона  (1920).  Однако  богоборческая  тема  и  отвлеч„нность  сценич.
решения пьесы оказались чуждыми сов. зрителю. Спектакль "Ревизор" (1921)
явился первым творч. достижением Художеств, т-ра.  Станиславский  вскрыл
социальное  содержание  пьесы,  заострив   сатирическую   направленность
гоголевской комедии. Но  основной  проблемой  было  приближение  т-ра  к
современности, осуществление задач, выдвинутых революцией  перед  театр.
иск-вом. С  этой  проблемой  Станиславский  и  Немирович-Данченко  тесно
связывали    вопросы    творч.    метода,    формирования    репертуара,
художественно-организационные. Руководители т-ра во многом пересмотрели,
углубили методы акт„рского воспитания и режиссуры, оформилась в подлинно
научную теорию сценич. творчества система Станиславского.  Станиславский
и Немирович-Данченко вели педагогич. работу, воспитывая театр.  молод„жь
в духе выработанных ими принципов через возникавшие вокруг т-ра  студии.
В 1920 студия, руководимая Е. Б. Вахтанговым, получила назв. 3-й  Студии
МХАТ; в 1921 группой акт„ров МХАТ была организована 4-я Студия  МХАТ;  В
целях преобразования муз.  т-ра,  обучения  оперных  акт„ров  на  основе
метода  Художеств,  т-ра,  Станиславский  преподавал  в  Оперной  студии
Большого т-ра, реорганизованной вскоре в Оперную студию  Станиславского;
Немирович-Данченко разрабатывал принципиальные вопросы оперного иск-ва в
созданной им Муз. студии МХАТ. В 1924 труппа  МХАТ  пополнилась  группой
молодых акт„ров, воспитанных в его студиях под непосредств. руководством
старых, прославленных  мастеров  т-ра  п  составивших  второе  поколение
акт„ров Художеств. т-ра:  А.  К.  Тарасова,  О.  Н.  Андровская,  К.  Н.
Еланская, А. П. Зуева, В. Д. Бендина, В. С. Соколова, Н. П. Баталов,  Н.
П. Хмел„в, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М.  И.  Прудкин,
А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н.  М.  Горчаков,
И. М. Кудрявцев и др.
   МХАТ  приступил  к  усиленной  работе  по  созданию   новых   произв.
драматургии, сплотив вокруг себя молодых писателей (К.  А.  Трен„в,  Вс.

Страницы: «« « 1577   1578   1579   1580   1581   1582   1583   1584   1585  1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593   1594   1595  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия