|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 » »» Период 1906-17 отмечен большими достижениями в области изучения
коренных законов сценич. творчества, предпринятого Станиславским.
Эксперимент. работу, положившую начало его системе, он в„л совм. с Л. А.
Сулержицким в 1-й Студии МХТ, открытой в 1913. Опыт складывавшейся в те
годы системы был использован в "Месяце в деревне" (1909) (более ранняя
попытка применить систему во время работы над пост. "Драмы жизни" была
менее удачна, т. к. ус-ловно-символич. материал пьесы Гамсуна не
соответствовал методологии Станиславского).
Совершенство акт„рского мастерства, правда "жизни человеческого
духа", глубина вскрытия "подтекста", "подводного течения" отличали пост.
произв. рус. классики, к-рая получила в этот период преобладающее место
в репертуаре т-ра - "На всякого мудреца довольно простоты" (1910);
"Нахлебник", "Где тонко, там и рв„тся", "Провинциалка" Тургенева (1912).
Жизненная правда соединялась со смелыми поисками острой, яркой
театральности. Так решались спектакли "Мнимый больной" (1913,
Станиславский- Арган), "Хозяйка гостиницы" (1914, Станиславский- кавалер
Рипафратта); "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914, Москвин -
Прокофий Пазухин), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917, Москвин -
Фома Опискин).
Эти годы характеризуются дальнейшими поисками новых постановочных
при„мов, притоком новых режисс„рских сил. Среди режисс„ров МХТ, наряду
со Станиславским, Немировичем-Данченко, В. В. Лужским, работали Л. А.
Сулержицкий, К. А. Мард-жанов ("Пер Гюнт", 1912, в заглавной роли -
Леонидов), А. Н. Бенуа ("Брак поневоле" и "Мнимый больной", 1913, "Пир
во время чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", 1915), англ.
режисс„р Г. Крэг "Гамлет" (1911, Качалов - Гамлет). Обновляются и
расширяются принципы декорационного оформления. К работе в т-ре
привлекаются такие художники, как В. Е. Егоров, М. В. Добужинский, Н. К.
Рерих, А. Н. Бенуа, В. М. Кустодиев.
Но все искания в области акт„рского иск-ва,оформления спектакля,
театр. стилистики не были самоцелью. Руководители МХТ остро ощущали
отсутствие в репертуаре произв. драматургии, выражающих современность с
полнотой, присущей пьесам Чехова, Горького. Ни пост. "М18егеге" Юшкевича
(1910), ни сближение с Л. Н. Андреевым ("Екатерина Ивановна", 1912,
"Мысль", 1914), "Будет радость" Мережковского (1916) не дали т-ру
желанных результатов. В целом эти пост. характеризовались ущербностью
идейного замысла, пессимизмом.
В 1913 МХТ осуществил пост. "Николая Ставро-гина" (по роману "Бесы"
Достоевского), вызвав появление статей М. Горького "О "карамазовщине"" и
"Еще о "карамазовщине"" (1913), резко напомнивших т-ру об обществ,
задачах т-ра, о нетерпимости сочувствия тем, кто склонен упиваться
страданием, людским бессилием, нищетой духа.
По свидетельству основателей МХТ, кризис затрагивал основы их иск-ва.
Многочисл. попытки реформировать работу т-ра оставались
неосуществл„нными.
Великая Октябрьская революция вывела иск-во Художеств, т-ра из
состояния кризиса. Но это произошло не сразу. Подобно мн. представителям
интеллигенции, деятели МХТ пережили период внутр. растерянности.
Трудности усугублялись тем, что труппа оказалась расколотой: события
гражданской войны помешали вернуться в Москву части труппы во главе с В.
И. Качаловым, выехавшей в 1919 в гастрольную поездку и отрезанной
белогвардейцами. Слияние труппы произошло незадолго до длительных
(1922-24) гастролей МХТ в странах Европы и США.
В. И. Ленин (в беседе с А. В. Луначарским) точно сформулировал
отношение большевиков к иск-ву МХАТ: "... Если есть театр. который мы
должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, - это,
конечно, Художественный театр". В 1920 Художеств. т-р был включ„н в
число академич. т-ров. Руководители МХАТ неоднократно выражали в
дальнейшем благодарность партии и Сов. пр-ву за то, что т-ру дали время,
чтобы осознать сущность всемирно-историч. событий, вглядеться в облик
революц. народа.
Деятельность МХАТ протекала в напряж„нной творч. полемике с
пролеткультовцами и лефовцами, отягощавшими свои нападки
социально-политич. обвинениями. МХАТ в„л огромную
эстетически-воспитательную работу, отстаивая реалистич. метод как
наиболее плодотворный для развития сценич. иск-ва. Борьба Станиславского
и Немировича-Данченко за углубление реалистич. основ театр. иск-ва, за
т-р высокой идейности и психологич. правды имела огромное значение для
дальнейшего развития сов. т-ра.
Первым опытом создания спектакля, созвучного по своему философскому и
поэтич. содержанию революц. событиям, была пост. Станиславским "Каина"
Байрона (1920). Однако богоборческая тема и отвлеч„нность сценич.
решения пьесы оказались чуждыми сов. зрителю. Спектакль "Ревизор" (1921)
явился первым творч. достижением Художеств, т-ра. Станиславский вскрыл
социальное содержание пьесы, заострив сатирическую направленность
гоголевской комедии. Но основной проблемой было приближение т-ра к
современности, осуществление задач, выдвинутых революцией перед театр.
иск-вом. С этой проблемой Станиславский и Немирович-Данченко тесно
связывали вопросы творч. метода, формирования репертуара,
художественно-организационные. Руководители т-ра во многом пересмотрели,
углубили методы акт„рского воспитания и режиссуры, оформилась в подлинно
научную теорию сценич. творчества система Станиславского. Станиславский
и Немирович-Данченко вели педагогич. работу, воспитывая театр. молод„жь
в духе выработанных ими принципов через возникавшие вокруг т-ра студии.
В 1920 студия, руководимая Е. Б. Вахтанговым, получила назв. 3-й Студии
МХАТ; в 1921 группой акт„ров МХАТ была организована 4-я Студия МХАТ; В
целях преобразования муз. т-ра, обучения оперных акт„ров на основе
метода Художеств, т-ра, Станиславский преподавал в Оперной студии
Большого т-ра, реорганизованной вскоре в Оперную студию Станиславского;
Немирович-Данченко разрабатывал принципиальные вопросы оперного иск-ва в
созданной им Муз. студии МХАТ. В 1924 труппа МХАТ пополнилась группой
молодых акт„ров, воспитанных в его студиях под непосредств. руководством
старых, прославленных мастеров т-ра п составивших второе поколение
акт„ров Художеств. т-ра: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н.
Еланская, А. П. Зуева, В. Д. Бендина, В. С. Соколова, Н. П. Баталов, Н.
П. Хмел„в, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, М. И. Прудкин,
А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. А. Орлов, И. Я. Судаков, Н. М. Горчаков,
И. М. Кудрявцев и др.
МХАТ приступил к усиленной работе по созданию новых произв.
драматургии, сплотив вокруг себя молодых писателей (К. А. Трен„в, Вс.
Страницы: «« « 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |