|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 » »» Софья ("Старик" Горького),
Василуца ("Каса Маре" И. Друце), Клея ("Лиса и виноград Фигейреду) и
др.
Лит.: Толченова Н." На сцене и дома, "Театральная жизнь", 1959, .ј
18. М. Лифш.
МОТЛЬ(МоН1), Феликс (24.VIII.1856-2.VII.1911)-немецкий дириж„р.
Окончил, Венскую консерваторию; занимался у А. Брукнера и др. Вскоре
выдвинулся в ряды лучших исполнителей Вагнера, был тесно связан с
"Байр„йтским т-ром". В 1886 дирижировал здесь оперой "Тристан и Изольда"
(первая пост. т-ра). В 1881-1903 руководил оперным т-ромвКарлс-руэ,
к-рый под упр. М. стал одним из лучших муз. коллективов Германии. Пост.
здесь впервые все оперы Берлиоза. С 1904 руководил Королевской академией
музыки в Мюнхене, с 1907 - Мюнхенской оперой. В сезоне 1903-04
дирижировал операми Вагнера в т-ре "Метрополитен-опера". Издавал и
редактировал соч. Вагнера. М. принадлежат оперы "Агнес Бернауэр" (1880,
Веймар), "Князь и певец" (1893, Карлсруэ) и др., обработки опер
"Багдадский цирюльник" Корне-лиуса (совм. с Г. Леви, 1885, Мюнхен),
"Норма" Беллини, "Любовный напиток" Доницетти, "Альцеста" Глюка.
Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt der gro?en
Dirigenten..., [В., 1953]. Ал. M.
МОУЭТТ (Mowatt; урожд„нная - О г д е н; Off den), Анна Кора
(19.IX.1819-21.VII.1870) - американская актриса и драматург.
Прославилась пьесой "Мода или Жизнь в Нью-Йорке" (1845, "Парк тиэтр",
Нью-Йорк), высмеивающей амер. буржуа, подражающих франц. аристократам.
Пьеса призывает к патриархальной сел. жизни. Реалистич. черты этой
комедии получили дальнейшее развитие в пьесе М. "Арманд, сын народа"
("Мэр и крестьянин"; 1847, там же), с успехом шедшей в Нью-Йорке.
Как актриса дебютировала в 1845 на сцене "Парк тиэтра". Играла
шекспировские роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Розалинда ("Как вам
это понравится") и др. В 1848-50 выступала в Лондоне в составе
собственной труппы, ведущим акт„ром к-рой был Э. Давенпорт. Играла роль
Юлии ("Горбун" Ноулса). В 1854 оставила сцену. Эдгар По отмечал
естественность, выразительность, изящество исполнит, манеры М.
М.- автор книг о т-ре: "Автобиография актрисы" (1854) и
"Подражательная жизнь, или Перед и за занавесом" (1856).
С о ч.: Autobiographie, [N. Y.], 1854; Mimic life, or before and
behind the curtain, [N. Y.], 1856.
Лит.: Wheeler W. 0., The Ogden family in America, Phil., 1907. К. Б.
МОХ, Рудольф (1816-91) - украинский драматург и поэт. Окончил
Львовскую духовную семинарию (1841), был священником. Лит. деятельность
начал в 1840. Ещ„ в семинарии начал писать драмы, ставившиеся
семинаристами. В 1848 написал пьесу "Дело в селе Клекотин"; в 1849 -
"Отчаяние арендатора" и "Тер-пень спасень" (пост. на укр. любительских
сценах). В 1864 написал комедию в стихах "Опекунство", к-рая, как и др.
пьесы М., вошла в репертуар основанного в том же году во Львове т-ра
"Руська бесща".
Драматургия М. способствовала становлению нац. т-ра Зап. Украины. Но,
обличая пороки угнетателей, выступая против полонизации украинцев, М. не
вскрывал в своих пьесах социальные причины этих явлений.
Лит..-О roHOBCKin 0.,Истор1я литературы руской,. ч. 2, Льв1в, 1889,
с. 940-42. В. Ник.
МОХИГАНГА (от исп. mojiganga - маскарад, буффонада) - в испанском
т-ре короткое театр. представление гротескно-шутовского характера с
переодеванием и масками, часто с пением и танцами. Первое упоминание о
М. как театр. представлении относится к 1637. Первоначально М.
импровизировалась, но уже в 17 в. появились лит. тексты. Сохранились
"Мохи-ганга смерти", "Места отдыха короля". "Набитые животы" Кальдерона,
а также мохиганги Л. Киньо-неса Бенавенте, А. Морето и др.
Лит.: Coleccion de entremeses, loas, bailes, jacaras y mojigangas...,
ordenada por E. Cotarelo y Mori, t.l, v. 1-2, Madrid, 1911. В. С.
МОЦАРТ (Mozart), Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург,-5.XII.1791,
Вена) -австрийский композитор. Шести лет начал артистич. жизнь
(концертные поездки по Германии, Австрии, Франции, Англии, Голландии,
Швейцарии, Италии). Выступал как кла-весинист, скрипач, органист, певец
и дириж„р, импровизировал за клавиром, исполнял собств. соч. В качестве
театр. композитора дебютировал в 1767, написав музыку 1-й части театр.
оратории "Первая заповедь" ("Долг первой и важнейшей заповеди") и лат.
муз. комедию "Аполлон и Гиацинт" (обе пьесы исполнены в Зальцбурге). В
1768 написал для Вены итал. опе-ру-буффа "Притворная простушка" по Гольд
они и "нем. оперетту" (небольшую оперу) "Бастиен и Бастиенна". Оперетту
показали на частной сцене, пост. оперы состоялась в Зальцбурге (1769). В
1770 14-летний музыкант с успехом дирижировал в Милане (т-р "Дукале")
исполнением своей оперы-сериа "Митридат, царь Понта", по трагедии
Расина. Там же спустя 2 года была пост. его вторая большая опера -
"Луций Сулла", а в 1771 -театр. серенада (пастораль) "Асканио в Альбе".
Аналогичные пасторальные оперы на тексты Метастазио М. сочинил для
Зальцбурга - "Сон Сципиона" (1772), "Король-пастух" (1775). В этот же
период появилась его опера-буффа "Мнимая садовница" (1775, Придворная
опера, Мюнхен).
Параллельно развертывалось творчество М. в области инструмент,
музыки. В венский период (1781 - 1791) - последнее десятилетие недолгой
жизни композитора -- М. наряду с И. Гайдном выдвигается как создатель
новой оркестровой и камерной классики. В неразрывной связи и
взаимодействии с сонатно-симф. творчеством развивалась оперная
драматургия М. Оперное творчество М. отличается многожанровостью:
"Идоменей, царь Крита" (1781, Придворная опера, Мюнхен) -
опера-сериа, "Так поступают все" (1790, "Бургтеатр", Вена) -
опера-буффа, "Похищение из сераля" (1782, "Т-р национального зингшпиля"
в здании "Бургтеатра", Вена), "Директор театра" (1786, Ш„нбрунн) -
зингшпили. М. написал также музыку для балета-пантомимы "Безделушки" в
пост. Ж. Ж. Но-вера (1778, Парижская Опера).
В отличие от оперного реформатора Глюка, резко ломавшего старые
каноны, М. в сво„м иск-ве ш„л путем внутр. обновления и синтеза
предшествующих муз.-сценич. форм. Из традиц. жанров менее всего близка
М. историко-мифологич. опера на антич. сюжет. С наибольшей очевидностью
это доказала его опера-сериа
"Милосердие Тита" (1791, Нем. т-р, Прага). Но и эту область он вн„с
новое и по-своему развил (ос бенно в "Идоменее") завоевания муз.-драм.
иск-] Глюка. Характерные для творчества М. жанр1 опера-комедия -
"Свадьба Фигаро" (1786, "Бургтеатр Вена), опера-драма "Дон Жуан" (1787,
Страницы: «« « 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |