Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593  1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603  » »»

Софья ("Старик" Горького),
   Василуца ("Каса Маре" И. Друце), Клея ("Лиса и виноград Фигейреду)  и
др.
   Лит.: Толченова Н." На сцене и дома, "Театральная  жизнь",  1959,  .ј
18. М. Лифш.
   МОТЛЬ(МоН1),   Феликс   (24.VIII.1856-2.VII.1911)-немецкий   дириж„р.
Окончил, Венскую консерваторию; занимался у А.  Брукнера  и  др.  Вскоре
выдвинулся в ряды  лучших  исполнителей  Вагнера,  был  тесно  связан  с
"Байр„йтским т-ром". В 1886 дирижировал здесь оперой "Тристан и Изольда"
(первая пост. т-ра).  В  1881-1903  руководил  оперным  т-ромвКарлс-руэ,
к-рый под упр. М. стал одним из лучших муз. коллективов Германии.  Пост.
здесь впервые все оперы Берлиоза. С 1904 руководил Королевской академией
музыки  в  Мюнхене,  с  1907  -  Мюнхенской  оперой.  В  сезоне  1903-04
дирижировал операми  Вагнера  в  т-ре  "Метрополитен-опера".  Издавал  и
редактировал соч. Вагнера. М. принадлежат оперы "Агнес Бернауэр"  (1880,
Веймар),  "Князь  и  певец"  (1893,  Карлсруэ)  и  др.,  обработки  опер
"Багдадский цирюльник" Корне-лиуса (совм.  с  Г.  Леви,  1885,  Мюнхен),
"Норма" Беллини, "Любовный напиток" Доницетти, "Альцеста" Глюка.
   Лит.:  Herzfeld  F.,  Magie  des  Taktstocks.  Die  Welt  der  gro?en
Dirigenten..., [В., 1953]. Ал. M.
   МОУЭТТ (Mowatt; урожд„нная  -  О  г  д  е  н;  Off  den),  Анна  Кора
(19.IX.1819-21.VII.1870)   -   американская   актриса    и    драматург.
Прославилась пьесой "Мода или Жизнь в Нью-Йорке"  (1845,  "Парк  тиэтр",
Нью-Йорк), высмеивающей амер. буржуа, подражающих  франц.  аристократам.
Пьеса призывает к  патриархальной  сел.  жизни.  Реалистич.  черты  этой
комедии получили дальнейшее развитие в пьесе  М.  "Арманд,  сын  народа"
("Мэр и крестьянин"; 1847, там же), с успехом шедшей в Нью-Йорке.
   Как актриса дебютировала  в  1845  на  сцене  "Парк  тиэтра".  Играла
шекспировские роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Розалинда ("Как вам
это  понравится")  и  др.  В  1848-50  выступала  в  Лондоне  в  составе
собственной труппы, ведущим акт„ром к-рой был Э. Давенпорт. Играла  роль
Юлии  ("Горбун"  Ноулса).  В  1854  оставила  сцену.  Эдгар  По  отмечал
естественность, выразительность, изящество исполнит, манеры М.
   М.-  автор  книг   о   т-ре:   "Автобиография   актрисы"   (1854)   и
"Подражательная жизнь, или Перед и за занавесом" (1856).
   С о ч.: Autobiographie, [N. Y.], 1854;  Mimic  life,  or  before  and
behind the curtain, [N. Y.], 1856.
   Лит.: Wheeler W. 0., The Ogden family in America, Phil., 1907. К. Б.
   МОХ,  Рудольф  (1816-91)  -  украинский  драматург  и  поэт.  Окончил
Львовскую духовную семинарию (1841), был священником. Лит.  деятельность
начал  в  1840.  Ещ„  в  семинарии  начал  писать   драмы,   ставившиеся
семинаристами. В 1848 написал пьесу "Дело в селе  Клекотин";  в  1849  -
"Отчаяние арендатора" и "Тер-пень спасень" (пост. на  укр.  любительских
сценах). В 1864 написал комедию в стихах "Опекунство", к-рая, как и  др.
пьесы М., вошла в репертуар основанного в том же  году  во  Львове  т-ра
"Руська бесща".
   Драматургия М. способствовала становлению нац. т-ра Зап. Украины. Но,
обличая пороки угнетателей, выступая против полонизации украинцев, М. не
вскрывал в своих пьесах социальные причины этих явлений.
   Лит..-О roHOBCKin 0.,Истор1я литературы руской,. ч. 2,  Льв1в,  1889,
с. 940-42. В. Ник.
   МОХИГАНГА (от исп. mojiganga - маскарад,  буффонада)  -  в  испанском
т-ре короткое  театр.  представление  гротескно-шутовского  характера  с
переодеванием и масками, часто с пением и танцами. Первое  упоминание  о
М.  как  театр.  представлении  относится  к  1637.   Первоначально   М.
импровизировалась, но уже в 17 в.  появились  лит.  тексты.  Сохранились
"Мохи-ганга смерти", "Места отдыха короля". "Набитые животы" Кальдерона,
а также мохиганги Л. Киньо-неса Бенавенте, А. Морето и др.
   Лит.: Coleccion de entremeses, loas, bailes, jacaras y mojigangas...,
ordenada por E. Cotarelo y Mori, t.l, v. 1-2, Madrid, 1911. В. С.
   МОЦАРТ (Mozart), Вольфганг Амадей (27.1.1756,  Зальцбург,-5.XII.1791,
Вена)  -австрийский  композитор.  Шести  лет   начал   артистич.   жизнь
(концертные поездки по Германии, Австрии,  Франции,  Англии,  Голландии,
Швейцарии, Италии). Выступал как кла-весинист, скрипач, органист,  певец
и дириж„р, импровизировал за клавиром, исполнял собств. соч. В  качестве
театр. композитора дебютировал в 1767, написав музыку 1-й  части  театр.
оратории "Первая заповедь" ("Долг первой и важнейшей заповеди")  и  лат.
муз. комедию "Аполлон и Гиацинт" (обе пьесы исполнены в  Зальцбурге).  В
1768 написал для Вены итал. опе-ру-буффа "Притворная простушка" по Гольд
они и "нем. оперетту" (небольшую оперу) "Бастиен и Бастиенна".  Оперетту
показали на частной сцене, пост. оперы состоялась в Зальцбурге (1769). В
1770 14-летний музыкант с успехом дирижировал в  Милане  (т-р  "Дукале")
исполнением  своей  оперы-сериа  "Митридат,  царь  Понта",  по  трагедии
Расина. Там же спустя 2 года была  пост.  его  вторая  большая  опера  -
"Луций Сулла", а в 1771 -театр. серенада (пастораль) "Асканио в  Альбе".
Аналогичные пасторальные оперы  на  тексты  Метастазио  М.  сочинил  для
Зальцбурга - "Сон Сципиона" (1772), "Король-пастух" (1775).  В  этот  же
период появилась его опера-буффа "Мнимая  садовница"  (1775,  Придворная
опера, Мюнхен).
   Параллельно  развертывалось  творчество  М.  в  области   инструмент,
музыки. В венский период (1781 - 1791) - последнее десятилетие  недолгой
жизни композитора -- М. наряду с И. Гайдном  выдвигается  как  создатель
новой  оркестровой  и  камерной  классики.   В   неразрывной   связи   и
взаимодействии   с   сонатно-симф.   творчеством   развивалась   оперная
драматургия М. Оперное творчество М. отличается многожанровостью:
   "Идоменей,  царь  Крита"   (1781,   Придворная   опера,   Мюнхен)   -
опера-сериа,  "Так  поступают   все"   (1790,   "Бургтеатр",   Вена)   -
опера-буффа, "Похищение из сераля" (1782, "Т-р национального  зингшпиля"
в здании "Бургтеатра",  Вена),  "Директор  театра"  (1786,  Ш„нбрунн)  -
зингшпили. М. написал также музыку для балета-пантомимы  "Безделушки"  в
пост. Ж. Ж. Но-вера (1778, Парижская Опера).
   В отличие от  оперного  реформатора  Глюка,  резко  ломавшего  старые
каноны, М.  в  сво„м  иск-ве  ш„л  путем  внутр.  обновления  и  синтеза
предшествующих муз.-сценич. форм. Из традиц. жанров менее  всего  близка
М. историко-мифологич. опера на антич. сюжет. С наибольшей  очевидностью
это доказала его опера-сериа
   "Милосердие Тита" (1791, Нем. т-р, Прага). Но и эту область  он  вн„с
новое и по-своему развил (ос бенно в "Идоменее")  завоевания  муз.-драм.
иск-]  Глюка.  Характерные  для  творчества  М.  жанр1  опера-комедия  -
"Свадьба Фигаро" (1786, "Бургтеатр Вена), опера-драма "Дон Жуан"  (1787,

Страницы: «« « 1585   1586   1587   1588   1589   1590   1591   1592   1593  1594   1595   1596   1597   1598   1599   1600   1601   1602   1603  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия